Поиск по сайту

Использование игровой технологии на занятиях по сольфеджио. Методическая разработка.


Авторcтво: Никитина Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


Актуальность данной темы состоит в том, что в современном материально ориентированном прагматическом обществе недостаточно внимания уделяется эстетическому воспитанию. Как известно, для гармонично развитой личности требуется музыкальное воспитание. Для погружения в мир музыки важно понимание её языка.
Игровая, двигательная деятельность на занятии способствует пониманию изучаемого материала, помогает заинтересовать и мотивировать современного ученика, подверженного гиподинамии, создает условия для того, чтобы ребенок любил и понимал музыку.

     Цель: обобщить и систематизировать знания музыкальной терминологии учащихся младшего школьного возраста по теме «Средства музыкальной выразительности», используя игровой подход как способ развития творческой активности у детей.

     Задачи:

Развивающие:
• развитие способности слушать, обобщать и анализировать;
• развитие памяти;
• развитие различных видов музыкального слуха;
• развитие воображения;
• развитие творческой активности у детей;
• развитие умения передавать свои музыкальные впечатления;
• расширение кругозора

Воспитательные:
• воспитание навыка самостоятельной работы;
• воспитание навыка работы в команде;
• воспитывать эмоционально - ценностное, заинтересованного отношения к музыкальному искусству;
• воспитание слушательской культуры;

Образовательные:
• формирование музыкальной грамотности;
• получение специальных знаний: при помощи каких средств музыкальной выразительности достигается эмоциональная и художественная выразительность;

Методы:
• практического освоения;
• прослушивания музыки.

Реализуемые педагогические технологии
• развивающего обучения,
• обучения в игре.

Дидактический материал:
• презентация,
• раздаточный дидактический материал (листы с заготовкой задания).

Оборудование
• фортепиано
• ноутбук
• проектор
• ручка, карандаш
• музыкально – шумовые инструменты

Планируемые результаты:
Усвоение теоретических знаний через слухо-двигательную связь, устойчивое запоминание пройденного материала, активизация творческой инициативы учащихся.
Разработка занятия «Средства музыкальной выразительности»

Ход занятия

I. Организационный момент
Объявление темы занятия и постановка учебной задачи.

II. Основная часть
Педагог: Искусство – это язык чувств. В мире живописи чувства передаются при помощи красок, в литературе – словом, а в музыке звуками. В музыкальной стране существуют свои законы. Чтоб понимать музыку, нужно знать средства, которые делают музыку выразительной. Они так и называются - «средства музыкальной выразительности». О многих средствах музыкальной выразительности мы уже говорили на предыдущих занятиях.
(Далее - беседа, сопровождаемая показом презентации).
Педагог: Давайте, посмотрим на доску. (Слайд№1) Сколько цветов у радуги?
Ученики: Семь.
Педагог: Правильно! В музыке тоже семь нот. Как семь красок, сочетаясь, создают прекрасный цветной мир, так и при сочетании семи нот возникает огромное звуковое богатство музыкального мира.
Каждый луч обозначает какое-то средство музыкальной выразительности.
Первый луч радуги – регистр. Вспомните, какие бывают регистры? (Слайд№2)
Ученики: Высокий, средний и низкий. (Слайд№3)
Педагог: Верно, давайте поиграем в игру. Для этого нужно выйти из-за парты.
Когда я буду играть на фортепиано звуки верхнего регистра – вы поднимаете руки вверх, когда услышите звучание среднего регистра – ставите руки на пояс, при звучании нижнего регистра – присаживаетесь на корточки.
Педагог: Присаживайтесь снова на свои места. Второй цвет радуги – лад. (Слайд№4)
Назовите лады, которые вы знаете.
Правильно, это мажор и минор. (Слайд№5)

Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.
Я - Мажор, бегу, кричу,
Я - Минор, иду, грущу,
Я - Мажор, смеюсь, шумлю,
Я - Минор, шепчу и сплю,
Я - Мажор, весёлый гном,
Я не плачу под дождем,
Я - Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом.
                               С.Кабанова

Сейчас я раздам листы, на которых нарисовано 4 окружности. Давайте представим, что это лица, но на них не отображается настроение. (Приложение№1)
Ваша задача - определить лад звучащего фрагмента и нарисовать либо улыбку, либо грустное выражение лица, в зависимости от услышанного. Получатся смайлики, которые покажут, какой лад вы услышали – мажорный или минорный.
Педагог играет (или ставит запись) несколько музыкальных фрагментов для определения лада.
Педагог: Следующий луч нашей музыкальной радуги – тембр. (Слайд№6,7)
Окраску звука
Тембром называют,
Ведь знают все,
что краски звуков разные бывают!
                                         Никитина Ю.

Педагог: На столе под покрывалом (платком, или за ширмой) разложены музыкально – шумовые инструменты.
У каждого инструмента свой голос, своя окраска звука, то есть свой тембр. Сейчас каждый из вас выйдет и сыграет на одном инструменте, а все остальные должны правильно определить и назвать инструмент, звук которого услышали.
Педагог: На следующем слайде мы видим название еще одного средства музыкальной выразительности это – ритм. (Слайд№8)

Ритм – основная сила жизни,
Энергия в делах твоих.
Коль будешь ритму подчиняться,
Все трудности преодолеешь вмиг!
                                      Ермолович Л.

Ритму подчиняется вся жизнь: смена времен года, дня и ночи, у каждого из вас есть режим дня, то есть определенный ритм жизни и так далее, можно привести множество примеров. Приведите свои примеры.
Ритм есть и у музыки. (Слайд№9)
Педагог: Сейчас мы поиграем в игру «Телеграмма». Раньше, когда не было сотовых телефонов, информацию передавали при помощи электрических сигналов. Телеграмма – это сообщение, переданное средствами телеграфной связи.
Ещё существует азбука Морзе, где буквы зашифрованы короткими и долгими длительностями - сигналами.
Давайте, снова выйдем из-за парт и встанем в круг. Кто-то первый из вас придумает и прохлопает в ладоши ритмический рисунок, затем его сосед должен правильно повторить этот ритм, а после придумать свой ритмический рисунок, который повторит его сосед и так далее. Все ребята должны контролировать правильность повторения ритмического рисунка и, если нужно, – исправлять.
Следующий луч нашей музыкальной радуги – динамика. (Слайд№10)
Давайте рассмотрим картинки и прочитаем названия динамических оттенков и вспомним, что они означают. (Слайд№11)
Ребята перечисляют названия динамических оттенков.
Педагог: Ребята, распределитесь на группы по 2 человека (может, и по одному, в зависимости от количества учеников). Каждая группа, или ученик произносит слово, например, названия фруктов (груша, яблоко, лайм, айва, авокадо). Слова следует произносить слаженно ритмично и в одном темпе, непрерывно, получается своеобразный словесный хор. Назовем игру «Фруктовый сад».
Дирижируя, педагог регулирует динамику звучания «хора». Можно «включать», или «выключать» ту, или иную группу.
Как вариант усложнения задания, можно дать в руки каждому учащемуся шумовой инструмент и ритмизировать произнесение слов игрой на инструменте. Важно сказать ребятам, что мы создаём музыкальное произведение, и каждый должен внимательно смотреть на жесты дирижера и так как он регулирует силу звучания.
Педагог: А теперь по считалке выберем дирижера, который будет руководить «оркестром». (Ребята считалкой выбирают дирижера и играют в эту игру)
Посмотрите на следующий слайд и прочитайте название еще одного средства музыкальной выразительности. Это – темп. (Слайды №12 -№13)

Темпы разные бывают и про них ребята знают:
Быстрый – поезд мчится в поле,
А спокойный – спится вдоволь,
Темп умеренный для нас - на уроке в самый раз!
                                                          Кириллова О.

Педагог: Послушайте звучащие музыкальные фрагменты и определите, в каком темпе звучало произведение.
Можно предложить другую игру. Выбирается ведущий, все отворачиваются. Ведущий шагает в определенном темпе, а ребята должны определить в каком из перечисленных темпов он шагал.
Следующий луч нашей музыкальной радуги – штрихи. (Слайды №14 -№15)
Штрихи в музыке – это способ звукоизвлечения. Штрихи есть и в вокальной музыке, и в инструментальной, у каждого инструмента есть особенные штрихи, которые можно выполнить только на этом инструменте. Мы с вами повторим основные штрихи, которые сможем выполнить голосом. Посмотрите на слайды №16, №17, №18. На слайде изображен предмет, живое существо, или явление и графические линии, отображающие звучание голоса этого «предмета».
Ребята смотрят на графическую запись штрихов и выполняют задание, подражая голосу этого явления (звуку гудящего парохода, стуку дятла, звону капели)
Ш. Подведение итогов. Рефлексия учащихся
Педагог: Ребята, посмотрите, на последнем слайде (Слайд №19) каждый лучик нашей радуги получил название. Давайте еще раз все вместе повторим названия средств музыкальной выразительности.
Ребята, спасибо за активную работу на занятии.

Заключение

      Проведение занятия в игровой познавательной форме развивают представления о средствах музыкальной выразительности, даёт более глубокое и осознанное понимание темы занятий и усвоение полученных знаний, влияет на долгосрочную память ребёнка.
Как показала практика, по истечении времени учащиеся дают правильные ответы по данной теме, так как абстрактные теоретические понятия были освоены в практической игровой форме. Включаясь в игру, ребята активизируют свои творческие способности.
      Чтобы теоретические знания были усвоены, нужно их прочувствовать, осознать, поэтому важна слухо–двигательная связь. В игре ребенок учится концентрировать внимание, слушать, понимать и взаимодействовать, отсюда возникает интерес к музыке, её пониманию, мотивирует к дальнейшим занятиям.
      Для педагога проведение занятия в такой форме помогает быстро оценить уровень усвоения знаний и приобретенных навыков каждого учащегося и группы в целом.

Отдельные игры, представленные в данной разработке, могут быть использованы не только для изучения данной темы, но и на других занятиях, а также в качестве «физкультминуток».




                                                 Список использованной литературы

 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: Лада, 2006.
2. Берак О.Л. Школа ритма. - М.: Классика XXI, 2010.
3. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М.: Музыка, 2008.
4. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
5. Задания по сольфеджио: к сольфеджио для 1-го и 2-го классов детских музыкальных школ/сост. Н. Баева и Т. Зебряк. – М: Кифара, 2009.
6. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
8. Металлиди Ж.А. Перцовская А.И. Сольфеджио: учебник, рабочая тетрадь, задания, аудиоприложение: 1-й класс. – СП-б.: Композитор, 2019
9. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: Флинта, Наука, 1998.

Поделиться: