Поиск по сайту

Две стороны «баррикады» дистанционного обучения с точки зрения учителя физики


Авторcтво: Смирнов Андрей Алексеевич, учитель физики ГБОУ гимназий №№107 и 114 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Целью статьи является формулирование проблем, вставших перед учителями и учениками при дистанционном обучении, и способов их решения. Перечислены учительские проблемы: как доставить задания ученикам, как организовать «живой» урок в режиме «on-line», как давать проверочные и лабораторные работы. Перечислены родительские проблемы: техническое оснащение удаленного обучения, особенно, в небогатых семьях, и вопросы здоровья детей.
     Рассмотрены способы решения учительских и ученических проблем. Учительские проблемы решаются коллегиально и с помощью молодых учителей. Обозначено, что решение ученических проблем, в основном, требует привлечения административного ресурса.

     Дистанционное обучение (ДО) мгновенно разделило участников педагогического процесса: учителей на одну сторону, учеников на другую сторону «баррикады». Причём, как выяснилось, обе стороны оказались почти полностью не готовы к процессу ДО.
     Перед учителями встали проблемы:
 • Как передать задания и учебный материал, чтобы они дошли до ученика
 • Как организовать «живой» урок в режиме «on-line»
 • Где взять учебную «доску»
 • Как замкнуть обратную связь «ученик-учитель»
 • Как давать контрольные и проверочные работы, чтобы у учителя была хотя бы иллюзия, что он проверяет работу конкретного ученика, а не результат коллективного творчества
 • Как выполнять лабораторные работы и не получать опять же результат коллективного творчества
 • Как информировать учеников об оценке их дистанционной деятельности
Перед учениками и их родителями встали проблемы:
 • Как обеспечить каждому ребёнку в семье компьютер с комплектом современного программного обеспечения, телефоном с операционной системой «Android», скоростным интернетом и т.д.
 • Как психологически обеспечить здоровье ребёнка, если сами родители с компьютером «не очень-то»
 • Как просто позаботиться о здоровье, если по нормам – это 25-35 минут в час, в зависимости от возраста

                             Рассмотрим решение учительских проблем.

      Передача заданий и учебного материала ученикам выполнялась двумя способами: выдачей заданий через различные таблицы «GOOGLE», в которые ученик мог входить даже с «андроидного» телефона.
«Живые» уроки в режиме «on-line» проводились на базе платформ «ZOOM и DISCORD». В качестве электронных ресурсов использовали либо уроки «РЭШ - российская электронная школа (регулярно «зависающие»), либо уроки учителя физики Ришельевского Лицея – Павла Виктора - на «You Tube» (идеально воспроизводимые)».
      Учебная «доска» очень просто «строится» из листа чистой бумаги, авторучки и WEB-камеры, закрепленной над листом бумаги на высоте 30-40 см.
Обратная связь – «ученик-учитель» выполнялась двумя способами: в одной школе ученики присылали свои работы непосредственно на почту учителя – это примерно 50-70 писем в сутки; в другой школе ученики складывали свои работы в специальные гугл-папки. Работа с гугл-папками вроде гораздо аккуратнее и вроде более правильная, с точки зрения организации труда учителя, но реально требует гораздо больше учительского времени.
Контрольные и проверочные работы можно давать на базе платформы «Quizziz». Платформа хороша тем, что позволяет: чётко включать доступ к работе по времени, например, в 13-40 за 10 минут до конца урока, может давать вопросы каждому ученику вразбивку (один вариант на всех, но у каждого в классе свой вопрос), лимитировано время ответа на каждый вопрос, все работы проверяет «Quizziz». Очевидный недостаток – учителю к уроку нужно «готовиться» - записать на «Quizziz» эту проверочную работу. Это большая кропотливая подготовительная работа. Создание «банка» работ по всем классам можно выполнить только объединёнными усилиями многих единомышленников-учителей в течение нескольких лет. Главное – избежать формализации и лишней заорганизованности (бюрократизации).
Выполнение лабораторных работ дистанционно тоже решаемая задача. Их много на «YouTube» и, например, «Виртуальные лабораторные работы по физике http://mediadidaktika.ru/?redirect=0». Здесь много работ для 7-11 классов. Не все работы идеально работают, но давать детям, после личной проверки, можно. Главное, что можно дать каждому персональное задание. Подобные работы можно будет давать уже при обычном обучении проболевшим, на домашнем обучении, прогульщикам и желающим «переписать».
      Информирование учеников об оценке их дистанционной деятельности оказалось достаточно простой задачей. В таблицах «GOOGLE» был сформирован дубль электронного журнала. Когда же электронный журнал стал дистанционно доступен учителям, ученики получили сразу два канала получения информации о своих оценках.

               Решение родительских (домашних) проблем.

      Обеспечить каждого ребёнка в семье компьютером с комплектом современного программного обеспечения и телефоном с операционной системой «Android» – это проблема не нашего уровня. «Вооружение» детей подобной аппаратурой имеет и свои отрицательные стороны: игры, нежелательные контакты, непроверенная и враждебная информация и т.д.
Если сами родители с компьютером «не очень-то», к сожалению, это проблема тоже не нашего уровня. Хотя, очевидно, что «цифровизации» обучения будет с каждым годом прогрессировать и дети из семей «не очень-то» будут иметь проблемы.
      Нормы пользования компьютером – по 25-35 минут в час, в зависимости от возраста, соблюдаются только в школе. Дома дети часами могут «гонять собак» и родителей это может и не волновать по принципу «чем бы дитя ни тешилось…»

                Основные выводы из двухмесячного режима ДО:

  • «Цифровая» квалификация некоторого слоя учителей, особенно возрастных, резко возросла. Следует отметить, что за этот рост квалификации нужно благодарить, в основном, не различные педагогические вышестоящие структуры, а молодых учителей всех специальностей, проявивших свою инициативу.
  • Сформулированы основные направления по уменьшению «списывания» на проверочных и лабораторных работах
  • Сформулированы основные направления по коллегиальной работе учителей.
  • Выявлены некоторые семейные проблемы «цифровизации».


Поделиться: