Поиск по сайту

Формирование исследовательских умений учащихся (из опыта работы ГБОУ Лицея №101)


Авторcтво: Ведерникова Ольга Васильевна, методист, научный руководитель, Салова Ида Григорьевна, методист, к.п.н., научный руководитель ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Исследовательская компетентность выпускника является значимой составляющей его успешной жизнедеятельности после завершения среднего общего образования. Поэтому формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся – одна из насущных задач современной школы.

Работа учащихся над исследованием или проектом – это исследовательская деятельность, в результате которой учащийся переходит от уровня обыденных знаний на уровень научного знания в той или иной изучаемой предметной области, на методологический уровень. Проектно-исследовательские работы (далее – ПИР) учащихся направлены на развитие личности учащегося в аспекте исследовательских умений.

Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; описание понятийного аппарата проблемы исследования (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов), изучение теории, посвященной данной проблеме; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью культуры исследования, нормой ее проведения.

       ПИР учащегося начинается с описания конкретных элементов структуры научного аппарата, с помощью которого раскрывается тема, содержание исследования. Таким образом, готовность к исследовательской деятельности предполагает, прежде всего, умение учащимися совершать такие интеллектуальные действия, как владение понятийным аппаратом изучаемой проблемы и его применение в учебном исследовании, выбирать и использовать методы научного познания, обобщать и делать выводы. Для педагогов-руководителей ПИР учащихся формирование умения описывать структуру понятийного аппарата проблемы исследования – актуальная задача, представляющая определенные трудности в процессе методического сопровождения ПИР учащихся.

Функциональная значимость понятийного аппарата проблемы исследования как учебной работы:

1. Наличие понятийного аппарата проблемы исследования - один из критериев оценки учебного исследования.

2. Через понятийный аппарат раскрывается суть исследуемой проблемы и тема исследования.

3. Владение научным аппаратом исследуемого вопроса предусматривает вхождение учащихся в понятийную область исследования.

4. Способность определять понятийный аппарат проблемы исследования отражает метапредметные умения обучающихся.

5. Степень владение понятийным аппаратом проблемы исследования раскрывает уровни сформированности метапредметных (исследовательских) умений.

В процессе формирования умения владеть понятийным аппаратом проблемы исследования (исследовательскими процедурами) развиваются метапредметные умения учащихся, составляющие их исследовательскую компетентность.  Сформированность названных метапредметных умений даст возможность учащемуся осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.

Исследовательские процедуры

Метапредметные умения

Формулирование темы исследования

Умение формулировать тему учебной задачи (исследования)

Раскрытие актуальности (обоснование проблемы)

Умение анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

Формулирование объекта и предмета исследования

Умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение

Формулирование цели исследования

Умение самостоятельно определять цель учебной задачи (исследования)

Выдвижение гипотезы исследования

Умение строить гипотезы, раскрыть сущность явления, установить причинно-следственные связи

Формулирование задач исследования

Умения самостоятельно ставить новые задачи в новой ситуации

Определение методов исследования

Умение выбирать методы познания в соответствии с целью и результатами исследования

Формулирование выводов

Умение создавать обобщения в соответствии с целью и результатами исследования

Процесс формирования умения учащихся владеть понятийным аппаратом проблемы исследования (исследовательскими процедурами) требует создания определенных организационных и дидактических условий в системе организации проектно-исследовательской деятельности:

1.Определение направлений и форм обучения исследовательской культуре (ФГОС):

Урок

Внеурочная деятельность

Урок-исследование

(обучение предмету через исследовательскую деятельность)

Проблемный метод обучения

Исследовательский метод обучения

Проектный метод обучения

Элективные курсы

          Кружки                                                                            Итоговая аттестация

Ученическая конференция, конкурс проектно-исследовательских работ

Социальное проектирование                                                                  

2. Проведение соответствующей диагностики динамики развития исследовательских умений. Исследовательская практика учащихся позволяет выделить уровни сформированности исследовательских умений. Исходный уровень: обучающийся осуществляет исследовательские процедуры по инструкции, по аналогии с помощью учителя; не высказывает идей, предложений. Начальный уровень: обучающийся с помощью учителя находит проблему и предлагает варианты её решения; выполняет исследовательские процедуры по аналогии под руководством учителя. Продуктивный уровень: обучающийся находит проблему и предлагает варианты её решения; осуществляет исследовательские процедуры самостоятельно; может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно; продуктивно находит способы решения поставленных задач.

3. Разработка в помощь педагогам методических рекомендаций и дидактических материалов, направленных на формирование исследовательских умений учащихся (памятки и алгоритмы работы над учебным исследованием).

Названные условия способствуют формированию у учащихся умений выполнять учебное исследование, планировать понятийный аппарат проблемы исследования, реализовать исследовательские процедуры, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу.



Литература

1. Гузеев В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

2. Зачёсова Е.В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

3. Сборник исследовательских работ учащихся начальных классов по итогам научно-практической конференции//Сост. Е.И.Гусева, И.Г.Салова; ред.О.В.Ведерникова. – СПб.: ООО «Архей», 2016.

4. Я исследователь// Рабочая тетрадь// Сост. Е.И.Гусева, И.Г.Салова; ред. О.В.Ведерникова.- СПб.: ООО»Архей», 2015.


Поделиться: