Поиск по сайту

Мастер-класс «Проект «Там, на неведомых дорожках…»


Авторcтво: Баранова Людмила Юрьевна, Легкая Лариса Алексеевна, Мартынова Елена Владимировна, учителя начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


Представленный  мастер-класс состоялся в ходе одной из методических секций конференции в Василеостровском районе.
Целью его было представление опыта организации проектной деятельности на основе чтения сказок А.С. Пушкина.

             Презентация педагогического опыта
     

 Наш лицей уже много лет реализует концепцию культуротворческой школы. В понимании культуротворческой школы культура - это не сумма установок и готовых знаний, а формирование собственного уникального образа мыслей и поступков. Школа, работающая по данной концепции, создаёт такие условия для ребёнка, когда он сам начинает действовать культурно, творчески выбирая и применяя на практике ценности, модели культурного поведения, общения и взаимодействия. Ученик не только слушает и получает информацию, а сам погружается в тему и проживает ее. Ребенок формирует себя как человека культуры.
      Продуктивным инструментом реализации и управления культуротворческим процессом являются педагогические проекты. В практике нашей работы реализуются такие коллективные проекты, как «Что за прелесть наши сказки», «По тропинкам народной мудрости (Кладовая народного творчества)», «Там, на неведомых дорожках…», «Масленица», «Взаимодействие семьи и школы в условиях ФГОС». Названные проекты способствуют интеграции урочной и внеурочной деятельности, создают целостную образовательную среду, в которой урок и внеурочное занятие образуют единую линию педагогического воздействия.
      Сегодня мы представляем культуротворческий проект, посвященный изучению сказок А.С.Пушкина. В основе проекта - интеграция как форма взаимодействия учебных предметов, межпредметного диалога на материале сказок А.С. Пушкина. Вид проекта – исследовательский, творческий, внутришкольный, межпредметный, долгосрочный, групповой. Участники проекта – учащиеся 4 классов.

   
                    Материально – техническое оснащение:

   • Компьютер.
   • Презентация работ учащихся (рисунки, инсталляции, фрагменты инсценировок).
   • Сборник иллюстраций к произведению «Сказка о царе Салтане …» А.С. Пушкина.
   • Газеты «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
   • Выставка газет учащихся по сказкам А.С.Пушкина.
   • Аудио записи: М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Н. А. Римский-Корсаков. Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»: чудо первое «Белка», чудо второе «Тридцать три богатыря», чудо третье «Царевна лебедь».
А.С.Пушкин – русский национальный поэт, творчество которого является живым достоянием современности. Сказки А.С.Пушкина – неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течение многих лет его жизни. Сказки Пушкина открывают мир чудесного вымысла, полный тайн и загадок, мир чувств и переживаний, общечеловеческие ценности и богатство родного языка.
      Цель проекта: развить интерес к творчеству А.С. Пушкина через интеграцию учебных предметов.
      Задачи:
             Обучающие:
    • познакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
    • обогащать и расширять словарный запас детей через интеграцию учебных предметов (русский язык, литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство);
    • применить полученные знания о сказках Пушкина на практике.
             Метапредметные:
    • формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;
    • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
    • развивать у детей познавательную активность;
    • развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;
    • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
    • развивать ИКТ-компетенции учащихся;
    • формировать умение работать в коллективе;
    • формировать навыки поисков исследовательской деятельности.
             Воспитание личности:
    • способствовать накоплению эстетического опыта на основе чтения и обсуждения литературных произведений;
    • развивать художественный эстетический вкус;
    • совершенствовать ораторское искусство;
    • развивать сотрудничество и трудолюбие.
             Используемые технологии:
    • поисково-исследовательская деятельность;
    • информационные технологии;
    • театрализация;
    • игровые технологии;
    • творческое сотрудничество;
    • технология оценивания;
   Форма представления продукта проекта: газета по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
   Культурные универсалии: культурное наследие, сказка, совместный труд, декоративное творчество.
   Технология реализации проекта
         1. Подготовительный этап
           1.1. Определение цели и задач проекта.
           1.2. Поиск источников информации, работа с информацией по теме проекта.
           1.3. Составление плана проекта.
           1.4. Организация педагогов и родителей для участия в реализации данного проекта.
         2. Основной этап
           2.1. Урочная деятельность
              2.1.1. Литературное чтение: темы занятий «Биография А.С.Пушкина», «Изучение сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”», «Заучивание отрывков из сказки», «Создание книги с                                   иллюстрациями по сказке».
              2.1.2. Технология: создание инсталляции к сказкам А.С.Пушкина.
              2.1.3. Изобразительное искусство: иллюстрирование сказок А.С.Пушкина.
              2.1.4. Музыка: слушание произведений М.И.Глинки («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»), Н.А.Римского-Корсакова (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»: чудо                     первое «Белка», чудо второе «Тридцать три богатыря», чудо третье «Царевна лебедь»).
          2.2. Внеурочная деятельность: чтение сказок А.С. Пушкина, литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина, разгадывание кроссвордов по сказкам А.С. Пушкина, инсценировка фрагментов                           сказок, исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина, создание презентаций о творчестве и жизни А.С. Пушкина и газет «Жизнь и творчество Пушкина».
        3. Заключительный этап: рефлексия, оформление выставки творческих работ в электронном виде; проведение фестиваля газет учащихся по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»,             награждение активных участников проекта.

1.JPG

        4. Работа с участниками мастер-класса в интерактивной форме. Слушатели мастер-класса распределяются по группам и в группах апробируют способы учебной деятельности, чтобы понять, как          организовать интегрированное занятие.
        5. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия):
           - если вы сегодня почерпнули много нового и интересного для себя, удовлетворены результатом своей деятельности на мастер-классе, на листе бумаги нарисуйте знак «+»;
           - если вы не совсем удовлетворены своей деятельностью на мастер-классе, мало что нового открыли для себя, на листе бумаги нарисуйте знаки «+ -»;
           - если мастер-класс вам не понравился и вы не удовлетворены результатом своей работы на нём, нарисуйте на листе бумаги знак «-».



                  Литература
  
       1. Бойко. В волшебной пушкинской стране. - М.: Альта, 2010.
       2. Вацуро В. Э. “Сказка о золотом петушке” (опыт анализа сюжетной семантики) // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 15. СПб.: Наука, 1995. - С. 126.
       3. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 2009.
       4. Соколов Ю.М. Пушкин и народное творчество// «Литературный критик», 1937.- № 1.-С. 121—150.
       5. Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества Пушкина. -М.: Изд. АН СССР, 1951.- С. 391-392.
           Интернет ресурсы:
       6. Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. [Электронный ресурс].- Код доступа: URL:HTTP://xn-ilabbnckbmc19fb.xn--plai/article/414591/.

Поделиться: