Поиск по сайту

Особенности организации исследовательской и проектной деятельности учащихся с реализацией метапредметных связей для подготовки учащихся к будущей профессии


Авторcтво: Коновалова Наталия Валерьевна, к.х.н. Преподаватель ГПОАУ ЯО "Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова" г. Ярославль


Аннотация. Работая по ФГОС ООО, ФГОС СПО необходимо переосмысливать «старые» приемы и методики, особенно в рамках проектно-исследовательских работах учащихся. Проекты или исследовательские работы с применением метапредметных связей на темы «Исследования различных жевательных резинок», «Исследования различных энергетических напитков и сравнительный анализ их токсикологического действия», «Практическое создание «картин» из микроорганизмов в чашках Петри» -ориентированы на будущую профессию и формируют необходимые оригинальные знания, умения и навыки и, в целом, необходимые компетенции! Средний балл защиты данных работ составляет 4,8 баллов.

Проведение занятий с реализацией метапредметных связей давно изучены и показаны различные примеры реализации методик и приемов в научной и научно-популярной литературе. Работая по ФГОС ООО, ФГОС СПО необходимо переосмысливать «старые» приемы и методики, особенно в рамках проектно-исследовательских работах учащихся. Кроме того, весьма актуален вопрос «Как организовать, реализовать проектно-исследовательскую работы учащихся в школах или на первом курсе СПО, чтобы или ориентировать школьников на будущую профессию, или начинать подготавливать студентов первого курса СПО к будущей профессии, специальности также с учетом требований ФГОС ООО или ФГОС СПО?»

Проекты или исследовательские работы с применением метапредметных связей и ориентированные на будущую профессию – вот тот инструмент, формирующий необходимые оригинальные знания, «оттачивающий» соответствующие компетенции, умения и навыки, необходимые учащемуся!

Метапредметы представляют собой современные образовательные модели, которые развиваются поверх традиционных предметов. В их основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «гипотеза», «пути решения», «результат» и пр [1,2].

В ГПОАУ ЯО "Ярославский промышленно-экономический колледж им Н.П. Пастухова" на первом курсе в рамках ФГОС СПО и ФГОС ООО мною были подобраны (с учетом интересов ребят) темы исследовательских работ и проекта по предмету «Биология» с применением метапредметных связей и ориентированных на будущую профессию. Исследовательские работы и проекты успешно защищены и проведена рефлексия по проделанной работе.

Процесс организации проектно-исследовательской деятельности проводила согласно общепринятых рекомендаций: в процессе беседы с учащимся ставится проблема, обсуждаются цель, задачи, гипотеза; по составленному календарно-тематическому плану обучающийся выполняет конкретные задачи-задания к определенному сроку, в т.ч. работу в лаборатории; дискутируются полученные результаты [1, 2].

Ниже даются практические рекомендации: темы и особенности их реализации.

По теме исследовательской работы «Исследования различных жевательных резинок» предусмотрено интегрирование дисциплин: биологии, микробиологии (адаптированной), химии. По теме исследовательской работы «Исследования различных энергетических напитков и сравнительный анализ их токсикологического действия» предусмотрено интегрирование

дисциплин: биологии, микробиологии (адаптированной). В рамках проекта «Практическое создание «картин» из микроорганизмов в чашках Петри» - интегрирование дисциплин: биологии и микробиологии (адаптированной).

Оригинальные знания, умения и навыки, а также соответствующие компетенции, обучающийся получает при выполнении заданий, касающихся микробиологии (адаптированной). В рамках исследовательских работ по интегрированному предмету «микробиология (адаптированная)» предусмотрено приготовление временных микропрепаратов с использованием простого окрашивания метиленовой синью и изучением их под микроскопом при увеличении х100-400 (дрожжевые организмы) и х1000 (бактерии). В рамках исследовательских проектов по интегрированному предмету «микробиология (адаптированная)» предусмотрено: стерилизация посуды (ч Петри, микробиологических игл и петель), приготовление питательной среды, произведение посевов микроорганизмов из воздуха и молочно-кислых продуктов.

Особенно «завораживает» студентов проект «Практическое создание «картин» из микроорганизмов в чашках Петри»; продукт проекта – фото (Рис 1-3) приложены ниже:


Рис 1 – картина из микроорганизмов «Люблю свой колледж ЯПЭК»


Рис 2 – картина из микроорганизмов «Частичка космоса»


Рис 3 – картина из микроорганизмов «мягкая и пушистая плесень»

В процессе реализации метапредметов студент (школьник) приобретает оригинальные и важные знания и умения, такие как: умения изучать микро- объекты и процессы и описывать результаты опытов; планировать, закладывать микробиологические опыты; определять принадлежность микроорганизмов к систематическим категориям; работать с микробиологическим приборами, оборудованием. Получает умения и навыки культивирования микроорганизмов; изготовления микробиологических микропрепаратов. Осваивает технику окрашивания препаратов и способы окраски препаратов; методы микрокопирования. В целом,

анализа, синтеза и интерпретации данных биологических, микробиологических и химических экспериментов [1-4].

Проведенная рефлексия демонстрирует положительные результаты: студенты более охотно, с большим энтузиазмом трудятся в проектно-исследовательских работах, реализуемых по метапредметной модели обучения. В целом, средний балл защиты данных работ составляет 4,8 баллов. Дальнейший мониторинг процесса обучения (по успеваемости ребят, в процессе бесед и наблюдений за ними на практических занятиях) так же показывает, что на старших курсах им легче понимать, осваивать новый материал, - помогают «оригинальные умения и знания», сформированные в ходе проектно-исследовательских работ.

Таким образом, в рамках ФГОС ООО и ФГОС СПО продуктивно проводить проекты или исследовательские работы с применением метапредметных связей и ориентированные на будущую профессию для формирования необходимых оригинальных знаний, умений и навыков и, в целом, необходимых компетенций!

Литература

  1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. - Минск, 2000.

  2. Электронный ресурс: https://teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv#1

  3. ФГОС СОО

  4. ФГОС СПО по специальности 19.02.01 «Биохимическое производство»




Поделиться: