Поиск по сайту

Проблемы организации исследовательской и проектной деятельности на уроках физики


Авторcтво: Васина Юлия Владимировна, учитель ГБОУ лицей № 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Современное общество, в котором мы живем, меняется день ото дня. Меняется жизненный уклад, технологии, появляются новинки в мире науки и техники, рождаются новые потребности, меняются формы и способы работы. Люди, которые живут в этом обществе и хотят стать успешными, тоже должны меняться. Если они хотят идти в ногу со временем, то им необходимо перестроиться и овладеть новыми методами работы. Возникает необходимость научиться добывать нужную информацию, уметь оценивать ее значимость и с ее помощью выявлять новые проблемы, выдвигать гипотезы, уметь находить и предлагать неординарные методы и средства решения проблем, за ограниченное время создавать продукт своей деятельности. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС от 15.05.2012 года) устанавливает единые требования к освоению основного общего образования, что включает в себя «самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории». Таким образом, в образовании важнейшим этапом обучения становится «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной и (или) социально значимой проблемы». Следовательно, этой деятельностью должны заниматься все ученики, которые учатся по ФГОС [2].

Для вовлечения учащихся в эту деятельность в нашей школе в 8 и 9 классах были выделены часы на преподавание элективного курса «Проектная деятельность», которую ребята посещают раз в неделю. На этих занятиях ребята учатся:

  • формировать научно-материалистическое мировоззрение;

  • развивать познавательную активность, интеллектуальную и творческую способность;

  • развивать навыки самостоятельной научной работы;

  • пробуждать интерес к изучению проблемных вопросов, в различных учебных предметах;

  • культуре работы с архивными публицистическими материалами;

  • продуманной аргументации и культуре рассуждения.

В начале года проводится научная конференция, где учителя-предметники рассказывают о том, чем им интересно заниматься, предлагали темы проектов по своему предмету, а дети выбирают любую тему и любой предмет. Далее каждый ученик заводит проектную папку, в которой размещает титульный лист, паспорт проекта, приложение, текст защиты проекта, продукт проекта.

Длительность проекта может быть разной. Некоторые проекты учащиеся могут продолжать и дополнять каждый год. Многие работают над этой задачей не один год, а среди них есть и такие, которые меняют и тему, и даже предмет.

Научный руководитель консультирует учащегося, направляет его, то есть, выполняет роль куратора. Большая часть работы ложится на плечи детей. В мае проходит защита или предзащита своей работы.

На начальном этапе возникла проблема выбора темы работы и что нужно получить в конце.

  • тема работы должна быть интересная

  • раскрытие проблемы в первую очередь должна приносить новые знания ученику

  • необходимо, чтобы учащийся осознал суть работы

На этапе практической части возникли следующие проблемы:


Как это можно исправить:

  • нужно научить ребят уметь описывать, классифицировать и анализировать получаемую ими информацию

  • стараться не делать за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно

  • оценивая работу, надо помнить, что надо выявить её достоинства и недостатки, лучше лишний раз похвалить, чем один раз раскритиковать.

Литература

  1. Ковалева С.Я. Об ученической исследовательской и проектной деятельности // Первое сентября, 2011, № 4. URL: http://volsk-sch5.edusite.ru/DswMedia/fiz-2011-04-506.pdf

  2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Исследователь: URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html

  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 клвссы: проект. — 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016


Поделиться: