Поиск по сайту

Мастер-класс «Роль интеграции в реализации диалога культур»


Авторcтво: Лёшина Ирина Игоревна, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


       Одно из требований ФГОС – формирование у обучающихся действий интеграции, то есть способности переносить знания из одной предметной области в другую. Поэтому одной из современных форм организации урока является интеграция учебных дисциплин. При интеграции разных предметов открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач.
       Профессиональное педагогическое мастерство всегда есть результат достаточно длительной творческой деятельности учителя. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Надеемся, что сегодня здесь собрались творческие личности, идущие к своему мастерству. В ходе мастер-класса предполагается сегодня рассмотреть основные аспекты понятия «интеграция», обсудить вопрос о целесообразности использования интеграции в образовательном процессе, а также создать условия для моделирования деятельности педагога по внедрению интеграции при организации образовательного процесса на основе сложившейся образовательной практики.
       Участникам мастер-класса можно предложить составить «Синквейн» (для включения в работу) по теме «Интеграция». Например:
           Интеграция
           Полезная, необходимая
           Соединяет, включает, сближает
           Процесс установления предметных связей
           Развитие
Как пример интегрированного урока по реализации диалога культур представляем урок «Что мы знаем о народах России» во 2 классе (интеграция предмета “окружающий мир”, литературного чтения и технологии). Диалог культур рассматривался на примере четырех народов (русские, татары, осетины и буряты), проживающих на территории России. Ценность таких уроков заключается, в первую очередь, в их эмоциональной составляющей, что позволяет лучше организовать познавательную деятельность на таком уроке (интеграция интеллектуального и эмоционального познания).

               2. Сообщение цели мастер-класса

Цель мастер-класса: представить опыт интегрированного урока «Что мы знаем о народах России» во 2 классе (литературное чтение, технология, окружающий мир) на основе реализации диалога культур.
               
               3. Слово ведущего мастер-класса
  
Цель урока «Что мы знаем о народах России» во 2 классе - создать условия для формирования у учащихся действий интеграции, развития способности к самоопределению на основе рефлексии о ценности разных культур в России.
Планируемый личностный результат – принятие смысла творчества, активность в творческой продуктивной деятельности в процессе ознакомления с разными народами России.
Цели интеграции на уроке: создавать для учащихся условия находить связи между разными народами России, устанавливать их общность; на основе связей развивать способность к анализу, сравнению, обобщению и формировать ценность единства разных школьных предметов и культуры.

                     Алгоритм работы учащихся:

              1) Распределение по подгруппам. Прослушивание музыкального сопровождения из нарезки народной музыки разных народов.
              2) Интрига (мотивация к деятельности на уроке): выяснить на уроке, чем похожи и чем отличаются народы России. Определение темы урока. Целеполагание, составление плана урока на доске.
              3) Создание учебных ситуаций по включению новых знаний в опыт учащихся на основе раскрытия связей между предметами (совместная работа учителя и групп учащихся по заданиям в конвертах).
               1 команда: Открывает конверт и находит в нем описание национального костюма, блюда (блины) и праздника (Масленица) русских, текст русской народной сказки «Лиса и Журавль».
               2 команда: Открывает конверт и находит в нем описание национального костюма, блюда (чак-чак) и праздника (Сабантуй) татар, текст татарской народной сказки «Мудрая Сова».
               3 команда: Открывает конверт и находит в нем описание национального костюма, блюда (осетинский пирог) и праздника (Доныскафан) осетин, текст осетинской народной сказки «Барс, медведь и волк».
               4 команда: Открывает конверт и находит в нем описание национального костюма, блюда (позы) и праздника (Сурхарбан) бурят, текст бурятской народной сказки «Девушка и Месяц».
Учащиеся в команде распределяют между собой обязанности и приступают к работе.
      Итогом их работы стал продукт – составленный материал о культуре народа, оформленный на листе формата А3 и представленный публично. Наиболее сложной для учащихся оказалась работа с текстами народных сказок, в которых необходимо было найти признаки, относящие эту сказку к конкретному народу.
      В процессе презентации творческих работ представители команд могли задавать вопросы друг другу или уточнять ту информацию, которая им была непонятна или интересна. Таким образом, класс получил целостную информацию о четырех народах, проживающих на территории России.

               4) Рефлексия

       Оценивание учащимися своей работы на уроке с помощью голосования, с использованием светофора.
На уроке были использованы разные методы и приемы. Методы: наглядный; словесный; поисковый; практический. Приёмы: определение интегрированной цели урока через обращение к образу; актуализация личностного опыта; развитие познавательной активности через творческие задания; выступление учащихся: защита творческих продуктов (словесный приём); также применялись разные виды контроля (самоконтроль и взаимоконтроль); обобщение нового знания, добытого в результате установления связей между разными предметами.

             4. Работа с участниками мастер-класса

Всем группам участников мастер-класса были предложены конверты с материалами об интеграции с заданием: определить предметную структуру интегрированного урока; тему урока; цель урока и обобщить представленный опыт.

             5. Подведение итогов мастер – класса с помощью светофора.

              Литература.

   1. Библер В.С. Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. – Кемерово, 1993.
   2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе// Начальная школа. – 1991.-№8- С.48-51.
   3. Мысь Е.А. Как провести мастер – класс.- Полысаево, 2011.
   4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.





Поделиться: