Поиск по сайту

Роль добровольческого движения в преодолении психологических и коммуникативных проблем учащихся


Авторcтво: Галеева Валентина Ивановна, педагог-психолог, Горбылева Ирина Константиновна, социальный педагог ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


         Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, ребята объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели. Цели могут быть благородные, а могут быть противозаконные!
Участие обучающихся в работе волонтерского движения – это, в первую очередь, проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способности понимать другого, быть понятым самому, другими словами – это работа над преодолением психологических и коммуникативных проблем, которые возникают у подростков. Вот почему в период взросления важно приобщить ребят к социально – значимой деятельности, играющей решающую роль в формировании личности.
         Через получение и накопление опыта участия в волонтерской деятельности у обучающихся старших классов формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанных с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни. [1]. У юношей и девушек совершенствуются такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание, а также появляется возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками.
          Большое значение имеет привлечение к добровольческому движению ребят с девиантной формой поведения. Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). 2
          В большинстве направлений социальной работы используется так называемый кризисный подход. Данный подход как метод социально-психологической работы с детьми и подростками заключается в совместной деятельности специалиста и подростка, в процессе которой последний вовлекается в активные созидательные действия, и этот стереотип закрепляется. Мотивируя насущными интересами подростков, специалист предлагает совместные действия по решению конкретных практических задач.3
          С помощью добровольческой деятельности мы можем создавать соответствующие условия и возможности ребенку для проявления своих лучших качеств и способностей. У подростков появляется возможность оценить себя и результаты своей работы. Придавая поступкам, поведению подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, руководители волонтерского движения лицея тем самым оказывают произвольное, целенаправленное влияние на развитие процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Используются такие формы волонтерской деятельности, как акции (акции «СтопВичСпид», «Цветы маме» на базе коррекционной школы для детей с ОВЗ), анкетирование (тесты, опросы), встречи (концерт –встреча «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» в доме - пансионате «Опека), выставки, защита проектов, игровые программы, конкурсы, праздники (сбор подарков к Новому году для проживающих в ПНИ № 7). С одной стороны, волонтерство – это мир игры, фантазии, свободы творчества («мир настоящего детства» – самого ценного в жизни растущего человека), с другой стороны, это социальная самореализация учащихся на основе ознакомления с различными видами социальной активности, позитивно влияющая на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.
           Немаловажное значение имеет приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.
Поначалу объём задач небольшой. Цель состоит в том, чтобы дети и подростки совершали какие-то активные действия: «ты делаешь то, я – это». По мере активизации деятельности подростков объём задач увеличивается, а доля участия специалиста в кооперации уменьшается. Таким образом, подростки, участвующие в данной деятельности, постепенно начинают действовать самостоятельно, а специалист переходит на роль консультанта. Одновременно с каждой новой задачей происходит постепенный, незаметный для подростка сдвиг его интересов от эгоистических к социально полезным, и в конечном итоге – подмена цели деятельности на созидательную. Длительность процесса (2-3 года) окупается устойчивостью нового образа действий подростков.
           В контексте работы волонтерского клуба применяются разные эффективные формы работы, которые способствуют снижению уровня конфликтности и агрессивности в подростковой среде, а также формированию физической культуры и здорового образа жизни у подростков.
           Есть уверенность в том, что если дети осознают свои интересы и будут способны их реализовать, то это гарантирует в дальнейшем их жизненный успех.
Наши выпускники продолжают заниматься добровольческой деятельностью за пределами лицея, примкнув к добровольческим организациям в своих ВУЗах, что подтверждает отсутствие коммуникативных барьеров во взаимодействии с социумом и значимость волонтерской деятельности в лицее.

                             Литература.

  1. Субботина А.В. Волонтерство как способ социализации молодежи [Электронный ресурс] / А.В. Субботина // режим доступа - http://www.scienceforum.ru/2014/524/3650
  2. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1993.
  3. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодёжью [Текст] / Н.Ф. Басов. - М.: Дашков и К, 2009. - 328 с.
  4. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. –М., 2001.
  5. Слабжанин Н. Как эффективно работать с добровольцами. - СПб.: Питер, 2000.
  6. Федеральный закон ««Об добровольчестве (волонтерстве)» от 11.02.2013г.
  7. Черепанова Н. В.Социальное обучение в добровольческом движении: автореф. дис.. - Ставрополь, 2006. - 31 с.


Поделиться: