Поиск по сайту

Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.


Авторcтво: Дегтева Нелли Антоновна, учитель-логопед МБОУ "Тасеевская СОШ №1", Красноярский край


«Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки» ,-писал великий русский педагог К.Д.Ушинский.

Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества растет интерес к его культурно - историческому наследию.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Преподавание предмета ОРКСЭ позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Очень жаль, что это потеряно в современном обществе. Предмет ОРКСЭ, а именно модуль ОПК, дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Мордовского края (митрополии), обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере, родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Говоря о процессе духовно - нравственного воспитания,  мы  имеем в виду процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика-(терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечества, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Таким образом, мы можем сформулировать одни из целей цели курса ОРКСЭ:-историко-культурологическое и духовно-нравственное образование. Эти цели очень логичны, так как  культура России  на  протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:-дать  школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;- дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами  этических категорий добра и  зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества; -способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.

Одним  из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и  подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный  опыт человека, заставляя  понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни. На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

Русское православное искусство развивает душу. Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует не только на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком нравственной системы ценностей. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения.

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся. Задача учителя при ознакомлении учащихся с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути россиян. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и начальных правил воспитания. Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе может стать православное краеведение. Ведь нация - это память о славных делах прошлого.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.

Для достижения поставленных целей и задач мы используем разные формы работы:

знакомство с основами православного краеведения;

работа с архивными документами;

работа по благоукрашению памятника духовной культуры села;

подготовка материалов по православному краеведению к публикации в средствах массовой информации;

совместная работа с краеведческими музеями района;

духовные беседы с иереем церкви;

посещение церкви, участие в богослужениях;

Меня как учителя привлекает в этой работе возможность беспрепятственно говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому. Кроме того, используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

Православное краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, участвовать в его развитии и культурном обновлении. Таким образом, школа вместе с социумом занимается духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формирует у них гражданско-патриотические качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Единственное, о чем не должен забывать учитель при работе с краеведческим материалом это: научная достоверность; доступность, выразительность и убедительность. И, конечно же, личная большая любовь к малой родине. Только такая работа может стать бесценным вкладом в процесс формирования и воспитания у подрастающего поколения чувства сопричастности к своим истокам. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.

На педагоге лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым.

«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…

Более ста лет назад великий русский мыслитель В. Г. Белинский писал: «Не говорите, что у нас нет памятников, что знаменитые события нашей истории записаны только на сухих страницах летописей, но не переданы памяти потомства в произведениях искусства… они рассеяны повсюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет замечать их… По одним этим памятникам можно было бы прочесть в главных очерках историю Руси…». «Искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа», - говорил он. Из этих широких взглядов исходим мы в оценке значения памятников древнерусского искусства.

Среди памятников русского зодчества мы встретим много храмов, построенных самими горожанами или крестьянами для своего городского прихода или села.

Архитектурное сооружение, селение, город неизменно рассматривались зодчими как украшения родной земли и природы, неразрывно с ними связанные.

Поделиться: