Поиск по сайту

Исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания


Авторcтво: Маняхина Валентина Борисовна, учитель английского языка ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


        Перед нами, учителями, стоит важная задача патриотического воспитания российской молодежи. Эту задачу нужно решать, в частности, на историческом материале, на примере русских героев для воспитания гордости за свою родину. Почему к данной проблеме надо обращаться в настоящее время? Позволим себе напомнить формулировку, взятую из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является ориентиром в воспитании современной молодежи: Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Педагогов волнует отношение нынешних школьников к своей стране. Среди них есть учащиеся, которые считают Россию отсталой страной, из которой следует уезжать в более продвинутые, благополучные страны. А ведь им после ухода из жизни старшего поколения предстоит сохранять Россию в ее настоящих границах, развивать и дальше ее благополучие и мощь, воспитывать своих детей, которые будут гордиться своими российскими предками. Педагоги должны призвать юных россиян не забывать о тех, кто отдал свои жизни за Родину, за ее величие или посвятил свои жизни улучшению жизни в России.          

  Исследовательская деятельность учащихся – одно из направлений патриотического воспитания в школе. В этом контексте наиболее приемлемы надпредметные ученические исследовательские работы, которые направлены на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы, учебного предмета, подобное исследование объединяет учеников, их семьи и педагогов. Сложность в создании надпредметного исследования состоит в управлении педагогом деятельностью ученика, родителей. Практику сопровождения учащегося раскроем на примере создания работы, посвященной одному из русских героев. Прежде всего, учащихся следует увлечь привлекательной информацией, созданием проблемной ситуации, что подчас непросто. Учитель должен быть сам заинтересован темой исследования. В 2015 г. при просмотре в интернете информации об исследованиях русскими Арктики наше внимание привлекла фамилия капитана Кучина Александра Степановича, так как в одном из 6 классов был мальчик с этой фамилией (сейчас он учится в 8 классе). Перед ним возникла проблемная ситуация: имеет ли он родственные связи с капитаном Кучиным? Проблема была поставлена, началась исследовательская деятельность учащегося и педагога. В процессе управления ею оказывалась помощь в поиске информации с определенными целями, ее понимании и анализе, обобщении. В исследование активно включилась семья. Педагог поощрял поиск, оказывал помощь в самоопределении в отношении методологии исследования. С помощью педагога были определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, объяснена гипотеза. Объект – подвиги русских героев; предмет исследования – капитан Кучин А.С. как один из русских героев и семья Кучиных. Цель исследования - установить родственные связи семьи Кучиных с русским героем капитаном Кучиным А.С. Гипотеза: установить родственные связи семьи Кучиных с русским героем капитаном Кучиным А.С. возможно, если изучить историю жизни Кучина А.С. и составить семейное дерево Кучиных. Задачи исследования: найти источники информации о капитане Кучине А.С., исследовать жизненный путь капитана Кучина А.С., раскрыть родственное отношение капитана Кучина А.С. к семье Кучиных, составить семейное дерево Кучиных, создать презентацию о капитане Кучине. В результате изучения найденных источников ученик сделал для себя открытия: оказалось, что он родственник капитана Кучина А.С., что капитан Кучин А.С. - выдающаяся личность. В результате изучения источников информации учеником была приобретена информация о нем. Кучину Александру было всего 25 лет (1888 –1913), когда прервалась связь с экспедицией Русанова. Он вошел в историю как капитан судна «Геркулес» с исчезнувшей экспедицией знаменитого полярного исследователя Русанова Владимира Александровича, как единственный русский в экспедиции Руаля Амундсена на Южный полюс в качестве биолога и океанографа, как создатель первого русско-норвежского словаря. Это был очень интересный молодой человек, трудолюбивый, любознательный, закаленный, здоровый духовно и физически - такой, каким и должен быть гражданин и патриот России. Сам о себе он писал «Я русский и душой, и телом». Ему посвящена песня в исполнении ансамбля «Онежские жемчужины» на слова Евгения Павловича Токарева, музыку Бориса Ивановича Шломовича: «Помнит Русь могучая/ капитана Кучина./ Путь его / в бессмертие пролег…» Его именем названы: горная вершина в Антарктиде, мыс на острове Новая Земля, 2 острова в Арктике, суда в Архангельске и Онеге, улица в Архангельске, переулок в Онеге, пассажирский теплоход.

  На основе приобретенной информации учеником был написан реферат и составлен доклад, оформлена презентация для выступления на ученической лицейской научно-практической конференции. Содержание реферата и доклада составили не только факты трудовой биографии, но и личной жизни (стихи, песни). Интерес к дальнейшему исследованию стимулировало недавнее издание книги Симаковой Л. А. «Александр Кучин. Русский у Амундсена». Это первая и единственная монография о капитане Кучине. Из этой книги стали известны многие родственные связи Александра, начиная с его прабабушки. В планы семьи Кучиных входит найти ветви семейного дерева Кучиных, ведущие к нашему юному исследователю и его младшему брату, съездить в города Онега (дом-музей семьи Кучиных) и Архангельск для интервьюирования работников музеев, посетить в Санкт-Петербурге музей Арктики и Антарктики, а также Русское географическое общество. Большая часть работы еще предстоит. Мы считаем, что нельзя отступать от этой цели. Это исследование должно быть завершено в целях воспитания. Необходимо показать связь поколений. Это пример сохранения исторической памяти в конкретной семье.

  В мире неспокойно, во всех СМИ констатируют информационную войну против России. Пришло время сражаться за нее на всех информационных каналах. Линия фронта проходит через мозг и сердце каждого российского школьника. Потоки лжи и антироссийской пропаганды, обрушивающиеся на наших ребят, не должны затмить память о наших замечательных предках. Мы, учителя, проводим со школьниками больше времени, чем родители, поэтому мы можем и должны оказывать большое влияние на их духовное здоровье.



Литература

1. Сенкевич Ю.А., Шумилов А.В. Их позвал горизонт. – М.: Мысль, 1987.

2. Симакова Л.А. Александр Кучин. Русский у Амундсена. – М.: «Паулсен», 2015.


Поделиться: