Поиск по сайту

Музейно-педагогические исследования


Авторcтво: Андреев Владимир Евгеньевич, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовской гимназии» Выборгского района Санкт-Петербурга


Музейноспецифический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики.

Музейная педагогика является стыковой наукой, синтезирующей элементы педагогики и музееведения. Ее особенность заключается в том, что она является частью музееведения и одновременно относится к отраслям педагогических наук. Таким образом, музейная педагогика – это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования.

Что представляет собой предмет музейной педагогики? Она изучает, разрабатывает и вводит в музейную практику формы воздействия на человеческую личность, соответствующие образовательно-воспитательным целям современного общества по формированию развитой личности. Эти задачи решаются на базе музейно-специфических форм (например, экспозиций и выставок) и других форм коммуникации (лекции, кружки, научно-популярные публикации и пр.), эффективных с точки зрения педагогики, причем все это содействует многостороннему использованию музейных фондов.

Элементы музейной педагогики действительны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельностью музея.

Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этих исследований в подготовке на экспозиции и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. При этом учитываются результаты социологических исследований, наблюдение за поведением посетителей.

Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методы работы с ними, разные формы их обслуживания на экспозиции. В определенных случаях она вносит необходимые корретивы в содержание самой экспозиции.

Социологические исследования.

Установить, в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своих фондов и высокую эффективность в передаче научных знаний и в идеологическом воспитании, можно только посредством проведения целенаправленных социологических исследований.

Хотя методы социологических исследований применялись в советских музеях уже в 1930-е годы, они остаются для большинства музеев относительно новой областью научных исследований и в качестве дальнейших разработок. Социологические исследования требуют дальнейших разработок. Социологические исследования проводятся пока нерегулярно и фрагментарно.

Эти исследования относятся в первую очередь к изучению социально-демографического состава посетителей, их потребностей, мотивов посещения музеев, поведения. Получаемые результаты активно используются во всех формах музейной коммуникации, учитываются при разработке перспективных планов музеев, при планировании подготовки экспозиций.

Одним из аспектов музейной социологии является исследование эффективности музейной работы. Изучаются, прежде всего, разные стороны экспозиции (и других форм образовательно-воспитательной работы) в отношении их воздействия на разных категорий посетителей. На основе анализа восприятия экспозиций вырабатываются общие принципы и конкретные рекомендации по подготовке экспозиции музейного показа.

В круг проблем исследований в области эффективности воздействия экспозиции включаются такие аспекты, как предметность, наглядность, образованность, доступность, последовательность и эмоциональное воздействие. Результаты этих исследований направлены на создание оптимальных условий для передачи знаний посредством использования наиболее эффективных форм выявления содержания.

Психологические исследования.

Психология представляет собой разветвленную систему дисциплин. Наряду с общей психологией в музейной работе находят применение такие ее разделы, как педагогическая психология, психология искусства.

Положения общей психологии могут быть применимы к музею лишь в реальных условиях конкретной культурно-просветительной или педагогической деятельности.

Однако это не означает, что они могут быть механически перенесены на музейную работу, необходимы музейные психологические исследования. Задача музейной психологии заключается в изучении проблем восприятия, особенностей процесса мышления в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека..

Педагогическая психология изучает имеющие место в образовательно-воспитательной деятельности. Уже активно используется музейной педагогикой то положение психологии, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового, что уровень восприятия повышается при органическом соединении деятельности оптических и акустических «рецепторов» с моторными, осязательными. Необходимо изучение и других психологических аспектов восприятия экспозиции в целом.

Психология искусства исследует эстетическое восприятие и условия, от которых зависит эстетическое воздействие. Исследования в этой области должны быть направлены на рассмотрение музейной экспозиции как целостного архитектурно-художественного произведения, на выявление положительного или отрицательного влияния художественного решения на восприятие содержание экспозиции. Результаты таких исследований могут найти применение в дальнейшем развитии наших представлений о возможностях использования тех или иных архитектурно-художественных форм.


Поделиться: