Поиск по сайту

Родители – первые логопеды своему ребенку


Авторcтво: Гешель Инна Михайловна, учитель-логопед; Лемехова Ольга Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №20 Выборгского района Санкт-Петербурга


Очень хочется объяснить родителям насколько важно выполнять, рекомендации логопедов, которые занимаются с их ребенком, разъяснить какую роль играют их методические советы, связанные с особенностью проведения домашних занятий. Так как все это важнейшие аспекты логопедической помощи детям. В нашей статье мы последовательно предлагаем рассмотреть вопросы организации эффективной совместной работы логопеда и родителей - методы проведения занятий в домашних условиях, особенности речи и поведения родителей при общении с детьми, значение и виды игры при проведении занятий, а также мы предлагаем разработанные нами комплексы заданий рекомендованные в помощь родителям при организации занятий в домашних условиях.

Взаимосвязь работы логопеда и родителей

Уровень развития ребенка, прежде всего, зависит от атмосферы, которую создают сознательно, а часто бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми и качество коррекции речи ребенка велика. Часто ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда.

Довольно часто можно услышать вопрос родителей, адресованный логопедам: «Вы специалист. Занимаетесь с моим ребенком по специальной программе, поэтому мы ждем от Вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи? Когда он будет правильно выговаривать звук?

Подобные вопросы появляются из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания ими того, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями.

Не только логопед, но и сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям.

Особое внимание следует уделить фонематическому восприятию и тем этапам развития ребенка, которые связаны с этим процессом – неречевые, гласные звуки, постановка звуков, их закрепление, введение в речь, автоматизация и дифференциация звуков. У логопеда в детском саду количество времени ограничено, в отличие от того времени которое ребенок проводит дома в общении с родителями. И естественно, что эффективность занятий с ребенком зависит от степени участия родителей.

На что следует обратить внимание при совместной деятельности

родителей и детей

Дети в дошкольном возрасте не в состоянии выдержать «долгое сидение» за столом. После 10-15 минут их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивация к ним внешне очень прост и давно известен – ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых.

Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержания действий к содержанию темы (лексические темы). Необходимо специально подбирать существительные и глаголы, задействуя не только слух, а буквально все органы чувств ребенка (зрение, осязание, обоняние, вкус).

Особенности речи и поведения родителей

при общении с ребенком

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Дети во многом подражают взрослым. Поэтому во время занятий с ребенком родители должны помнить о смысловой нагрузке слов, о культуре речи и об особенностях восприятия речи ребенком.

Часто родители умиляются детским лепетом, поддерживают его, не отдавая себе отчета в том, что это может привести к устойчивости неправильного навыка в произношении.

Основные рекомендации, повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных житейских ситуаций с обязательным ударным их выделением.

Виды игры и ее значение при проведении занятий

Очень эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок. Самой высшей формой таких игр, предстает умение ребенка самостоятельно распределять роли в игре и выдать задание взрослым участникам игры (маме, папе, бабушке, дедушке).

Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества.

Например - «Шкаф и игрушка»,

- игрушка в шкафу, игрушка за шкафом, игрушка на шкафу, игрушка под шкафом (с обязательными, активными действиями и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов).

Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительно-ласкательное слово»,

- стул-стульчик, стол-столик, кровать-кроватка (с обязательной демонстрацией предметов).

При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «одна - много»,

- одна ложка – много ложек, одна кружка – много кружек.

Комплексы, рекомендованные в помощь родителям

при организации занятий в домашних условиях

Целью разработки данных дидактических заданий послужило желание обеспечить родителей, бабушек и дедушек необходимыми методическими материалами и рекомендациями для развития речи детей.

И родители, и логопеды решают одинаковые задачи – развивать мышление, воображение и речь детей.

Мы предлагаем Вам упражнения по развитию словарного запаса, грамматического строя речи, упражнения по формированию фонематического слуха, основ грамоты. В ходе выполнения этих заданий ребенок научится:

- правильно произносить все звуки русского языка,

- повторять за взрослым звуки, слова, предложения,

- различать гласные и согласные звуки,

- понимать разницу между звуком и буквой,

- выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук),

- уметь разбивать слова на слоги,

- слышать звуки в начале, в середине и конце слова,

- понимать значение предлогов,

- согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже,

- уметь подбирать обобщающие слова.


Приложения: рекомендации родителям для организации совместной деятельности

с ребенком дома (старший дошкольный возраст)


Литература:

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  2. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
  3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  4. Арефьева Л.Н. Лексические темы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118 с.
  5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 160 с.



Поделиться: