Поиск по сайту

Использование игрового и стихотворного материала в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом


Авторcтво: Любимова Ольга Владимировна, воспитатель ГБДОУ №119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


«О, дивный град! О, чудо света!

Тебя волшебник созидал.

И силой творческой в мгновенье

Болотный кряж окаменел.

Воздвигся град – и в удивленьи

Свет чудо новое узрел».

(В. Романовский)



Эти прекрасные строчки посвящены блистательному, великолепному городу России – Санкт-Петербургу. Ему посвящали свои творения великие поэты и прозаики, гениальные скульпторы и архитекторы, художники, музыканты, драматурги и кинематографисты. Город на Неве волнует сердца миллионов людей со всего света более 300 лет. И нескончаемы визиты иностранных гостей, не умолкает разноязыкая речь туристов на площадях и улицах старинного города.

Многие поколения петербуржцев сменились за три столетия, много событий произошло в жизни Петербурга: и радостных, и печальных. История города сохранилась и дошла до нас в стихах и песнях, посвященных Петербургу, в фотографиях и картинах, в газетных строчках, в рассказах и воспоминаниях, в бесценных коллекциях музеев и выставок.

Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России. Его жители всегда отличались высоким уровнем культуры и в мирное время, и в трагические дни вражеской блокады. Героические защитники города-героя Ленинграда явили всему миру пример безграничного мужества, стойкости и веры в завтрашний день, дисциплинированности и настоящей внутренней культуры. Музы города на Неве не смолкали даже в самые трудные дни страшной блокады.

Нам посчастливилось жить в этом городе, мы – жители Санкт-Петербурга, но, чтобы стать настоящим петербуржцем, мало родиться в этом городе и жить в нём. Необходимо впитать дух этого города, его культуру, традиции, беречь и сохранять то, что оставили нам наши предки, любить его, А чтобы любить – надо знать.

И наша задача, как первых педагогов, сделать так, чтобы у детей было желание узнавать о родном городе больше и больше, развивать у малышей такие качества, как чувство собственного достоинства, любознательность, доброжелательность и внимание к людям, трудолюбие, уважение к людям старшего поколения, сострадание и непримиримое отношение к грубости, хамству. Наверное, тогда мы сможем надеяться, что они вырастут настоящими петербуржцами, достойными гражданами своего Отечества.

Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо, тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает. История нашего города настолько богата, что он всегда останется городом-загадкой, городом-тайной, некоторые из которых мы сможем только чуть-чуть приоткрыть нашим малышам.

ЦЕЛИ

1. Воспитание положительно-созидательного отношения ребенка ко всему окружающему и к себе.

2. Осознание ценности памятников культуры и искусства.

3. Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

ЗАДАЧИ

- Расширять представление детей о родном крае.

- Воспитывать чувство любви и гордости за родной город.

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающей среды.

- Воспитывать нравственные качества.

- Формировать эстетическое восприятие произведений искусства.

- Развивать художественно-творческие способности, поэтический слух, память.

Знакомство с Петербургом помогает всесторонне развивать личность ребенка, формировать физические, умственные, нравственные, эстетические и духовные качества. В процессе совместной игровой, познавательной, художественной деятельности дети получают новые знания, расширяют представления о родном крае, что способствует развитию интереса к «малой родине». Знакомство с достопримечательностями и историей родного города, культурой, традициями, символами, биографиями замечательных людей, прославивших город, расширяют кругозор детей. Ребята узнают о профессиях архитектора, каменщика, витражиста, учатся беречь и уважать их труд. Мы рассматриваем иллюстрации с репродукциями картин великих мастеров, что в свою очередь оказывает влияние на воспитание любви к своей семье, русской природе, своему городу, стране и народу. Ведь для многих из нас «мой город» - это родной дом, где тебя окружают близкие и любимые мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, любимые животные, нужные и полезные предметы. А Санкт-Петербург – это и есть наш большой общий дом, где живут более пяти миллионов человек. Это очень большая семья, состоящая из разных людей, разных и по цвету кожи, и по языку, и по характеру, и по своим привычкам и занятиям. И поэтому не менее важно научить детей уважать друг друга и терпимо относиться к окружающим.

Большую роль в формировании интереса к родному городу играет художественная литература, особенно стихотворный материал. Заучивая небольшие стихотворения, считалки дети запоминают много информации, которую используют затем в играх, вовлекают родителей в процесс познания, «вытаскивая» их на экскурсии по городу. Какой восторг испытывают дети, увидев из окна автобуса, машины или на экране телевизора памятник архитектуры, скульптуру, с которыми познакомились в детском саду. И не меньший восторг испытываю родители, восхищённые знаниями своих детей, количеством стихов, которые они выучили. В группе сделана большая подборка стихотворного материала, которую можно разделить на следующие циклы:

- о реках и каналах

- о дворцах и музеях

- о храмах

- о садах и парках

- о площадях и улицах

- об островах

- архитекторах и зодчих

- о реках и мостах

- об истории создания города.

Также, в работе используются загадки, ребусы, кроссворды и сказки, взятые из различных пособий и придуманные самостоятельно.

Игры, загадки, ребусы, коллажи, сюрпризы, тайны, сказки, кроссворды, стихи – все это способствует поддержанию интереса детей к данной теме.

К сожалению, в нашем районе почти нет памятников архитектуры, сказывается удаленность от исторического центра. Организовывать же выезды с детьми силами детского сада достаточно сложно. Разрешению этой проблемы могут помочь сами родители.совершая. Необходимо отметить, что родители в нашей группе оказывают большую помощь. Вместе с детьми они посещают музеи, совершают прогулки по городу, по набережным, паркам и садам. Такая форма общения с детьми способствует лучшему усвоению и пополнению знаний о родном городе, потому что совместные прогулки с папой и мамой запоминаются на всю жизнь.

В помощь родителям создана специальная папка, в которую помещаются рекомендации по проведению прогулок, экскурсий, практические задания, информация о репертуарах театров нашего города, выставках в музеях города, содержание прогулок по дворцово-парковым ансамблям (Павловск, Пушкин, Петродворец), а также информация о работе, которая проводится в группе и детском саду. После выходных дети приносят рисунки с изображением достопримечательностей, которые они посетили, макеты, мини-рассказы, фотографии. Всем этим мы пополняем нашу развивающую среду.

А в группе мы с детьми изучаем город в процессе игры. Мы, как настоящие путешественники, с интересом рассматривали карту с изображением Ладоги, реки Невы и Финского залива, отметили стрелками направление ее течения. Согласились с выбором царя Петра относительно места закладки города. А, увидев остров с изображение зайца на самодельной карте, узнали о Заячьем острове и приступили к изучению Петропавловской крепости. Мы читали книгу «Приключения Алика и Гусарика», смотрели иллюстрации с изображением Петропавловского собора, Триумфальной арки, бастионов крепости, отгадывали загадки, решали ребусы и создавали свой коллаж. А затем решили сами построить крепость и занялись аппликацией. Из получившихся работ организовали выставку. Родители, увидев творчество детей, стали приносить старые календари с видами города, открытки, которые мы использовали для изготовления пособий и игр. Таким образом, родители не остались равнодушными к нашему увлечению. Дети хотели узнать, где же жил Петр Первый? И тут мы познакомились с домиком Петра Первого на Петровской набережной. Узнали, что это очень старая постройка и удивились, как бережно укрыт домик стеклянным футляром и охраняется уже много лет. Всем захотелось там побывать.

Представить великолепие Летнего сада помогли стихи и книга «Прогулки по Петербургу», иллюстрации. Называя деревья, мы использовали игру «С какого дерева листок?». Дети удивились, что липы, дубы и клены для посадки были привезены издалека. Они с недоверием отнеслись к тому, что когда-то в Летнем саду был огород, и там выращивали овощи для царского стола. Весной все обязательно решили погулять в Летнем саду и нарисовать рисунки для альбома «Неповторимый Летний сад».

В январе мы говорили о трагических днях блокады Ленинграда. Это действительно сложная для восприятия детей тема. Я рассказала детям историю маленькой ленинградки Тани Савичевой, показала иллюстрации ее дневника, запечатленного в камне, фотографию памятника «Цветок жизни». Дети слушали необычно тихо. А затем мы занялись рисованием на тему «Пусть всегда будет солнце».

Познакомившись с сетью рек и каналов нашего города, дети поняли, почему одним из символов города является кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства. Рассмотрели геральдические символы города, сравнили с настоящим гербом России. Удивление вызвал двуглавый орел, ведь в природе таких не бывает! А затем мы все «превратились в путешественников», взяли с собой настоящую карту и «отправились в плавание» по рекам и каналам Петербурга.

К Дню рождения города мы сделали газету с рисунками, стихами и кроссвордами. Наше совместное творчество стало подарком «имениннику»…

Очень хочется верить в то, что дети пронесут этот интерес и любовь к своему городу через всю жизнь, а мы – взрослые – воспитатели и родители – будем дальше приобщать их к миру прекрасного и удивительного сообщества людей, которые с гордостью называют себя петербуржцами.


Поделиться: