Поиск по сайту

Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения


Авторcтво: Макин Владимир Петрович, кафедра естественнонаучного образования, СПбАППО, специальность «Теория управления образованием», научный руководитель: Шаталов Максим Анатольевич, д,п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования Ленинградского института образования взрослых


Актуальность исследования

Грандиозные достижения науки и техники на рубеже веков, коренные изменения в социальной и иных сферах жизни современного общества вывели на первый план проблему «качества». Качество окружающей среды, жизни человека, его деятельности, процесса и результата, стали общепризнанной проблемой в мире [1- 8].

Имея общефилософский характер, феномен и категория «качества» распространяется на сферу образования. Именно качество образования является сегодня одной из самых актуальных проблем. В науке предлагаются и обсуждаются подходы к его пониманию, пути и средства достижения в контексте требований времени (И.Ю. Алексашина, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Ильенко и др.).

Высокий профессионализм педагога, обеспечивающий качество современного образования России, не может находиться без связи с повышением качества профессиональной деятельности учителя, став сегодня одной из актуальнейших научно-практических проблем и задач современного общества (А.Н. Леонтьев, О.Е. Лебедев и др.).

В решении этой проблемы особая роль принадлежит методическим объединениям, которые мы рассматриваем не только как «школу передового педагогического опыта» в современной школе, а как акмеологическую среду, максимально приближающую профессионала к реализации проблем и задач современного образования. В этой связи, полагаем, что построение школьного методического объединения может происходить на основе интегративного подхода, что станет тенденцией его развития в современной России. Считаем также, что методическое объединение, организованное на интегративной основе, может стать, базой мониторинга, обеспечивая тем самым повышение качества профессиональной деятельности и профессионально-личностное развитие учителя. Заметим, что вопросы, связанные с организацией мониторинга в образовании, исследуются в русле, выявленных нами, проблем и задач (П.К. Анохин, А.С. Белкин, А.И. Бычков, А.М. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.К. Новиков, Д.М. Полев, П.И. Третьяков и др.).

Вместе с тем, организация мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении, не нашла в науке целостного рассмотрения и научно-теоретического обоснования. Цели и требования общества, совместная активная деятельность субъектов в методическом объединении, сменяющие друг друга противоречия, становятся основным механизмом повышения качества профессиональной деятельности, и как следствие этого, развития личности.

Для разрешения, обозначенных проблем и противоречий, наукой подготовлены достаточно значимые наработки, связанные с проектированием и реализацией мониторинговых систем, функционирующих на основе общепедагогических принципах (П.К. Анохин, А.С. Белкин, Бестужев-Лада, А.И. Бычков, А.М. Майоров и др.). Однако, в этих системах, на наш взгляд, недостаточно уделяется психолого-акмеологическому сопровождению учителя, которое могло бы более позитивно повлиять на повышение качества профессиональной деятельности, находящегося во взаимосвязи с прогрессивным профессионально-личностным развитием.

Вместе с тем, на фоне нашего стремления к интенсивному внедрению в практику мониторинга качества профессиональной деятельности, базирующегося на гуманистических, общепедагогических, психолого-акмеологических принципах, которые могут обеспечить профессиональный рост и развитие личности, что не нашло должных оснований. В частности, до настоящего исследования:

- не раскрыто конкретизирующее содержание понятий: «качество профессиональной деятельности учителя в методическом объединении», «акмеологические условия в методическом объединении», «мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения»;

- не достаточно исследовался вопрос повышение качества профессиональной деятельности учителя и его развитие в условиях методического объединения;

- отсутствовала технология организации методического объединения как акмеологической среды учителя;

- не достаточно выявлен историко-методологический аспект мониторинга качества профессиональной деятельности в методическом объединении;

- не достаточно разработана теоретическая база, раскрывающая цели, задачи, структуру, инструментарий, управления мониторингом качества профессиональной деятельности.

Разработку этих и других вопросов мы связываем:

1) с определением стержневой идеи повышение качества профессиональной деятельности и развитие личности в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе;

2) с обоснованием новых компонентов мониторинга, обеспечивающих повышение качества профессиональной деятельности учителя и его развитие в условиях методического объединения;

3) с конкретизацией положений, принципов повышения качества профессиональной деятельности и развитие личности в условиях методического объединения; с созданием акмеологических условий в методическом объединении;

4) с определением основного инструментария повышения качества профессиональной деятельности: критерий и показателей качества профессиональной деятельности и развитие учителя в условиях методического объединения;

5) с обновлением системы управления мониторингом качества профессиональной деятельности в условиях современной школы.

Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя, который может успешно функционировать в методическом объединении, с учетом акмеологичо-педагогического сопровождения профессионала, не нашло в науке целостного рассмотрения и научно-теоретического обоснования. Стремление разрешить эту и другие, связанные с этой проблемой задачи и противоречия, определило выбор темы: «Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения», составили актуальность и научную новизну.

Актуальность темы детерминировала постановку цели, выбор объекта и предмета, выдвижение его гипотезы, формулировку задач исследования.

Цель исследования: повышение качества профессиональной деятельности учителя и его профессионально-личностное развитие.

Объект исследования: методическое объединение, организующее мониторинг качества профессиональной деятельности.

Предмет исследования: мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении естественнонаучного образования.

Гипотеза исследования: непрерывность, прогрессивный характер профессионально-личностного развития и самореализация будут обеспечены, если разработать и внедрить в практику работы методического объединения мониторинг качества профессиональной деятельности учителя.

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу по проблеме исследования и выявить прогрессивные идеи и направления повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя.

2.Изучить состояние практики методических объединений в школе, установить существующие проблемы и противоречия, а также пути их разрешения.

3.Обосновать необходимость теоретических основ повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе. Разработать и апробировать технологию организации методического объединения на интегративной основе, как базу мониторинга, раскрывая его значение в повышении качества профессиональной деятельности и развитии.

4. Разработать концепцию мониторинга для практики общеобразовательных школ, апробировать положения и принципы инвариантной модели; определить инструментарий мониторинга, критерии и показатели качества профессиональной деятельности и развития,определить условия их реализации.

5.Дополнить систему управления мониторингом качества профессиональной деятельности в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе. Экспериментально проверить доступность инвариантной модели мониторинга для практики общеобразовательных школ.

Методологическую основу достижения цели и решения поставленных задач составили:

- гуманистический, педагогический и психолого-акмеологический, интегративный подходы (И.Ю.Алексашина, А.П. Беляева, Н.В.Кузьмина, В.Н. Максимова, И.М. Титова, М.А. Шаталов и др.);

- философские учения о человеке, познании человеческой деятельности (Н.А. Бердяев, Д.Балл, Н.И. Вернадский, А.Камю, А.Н. Леонтьев, Д.С.Лихачев, А.Ф. Лосев, К.Маркс, З.Фрейд и др.);

- психолого-педагогические теории педагогической деятельности, идеи развития личности (В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, О.Е. Лебедев и др.);

- теория мониторинговых систем (В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин и др.) и организация мониторинговых исследований (П.К. Анохин, А.С. Белкин, Бестужев-Лада, А.И. Бычков, А.М. Майоров и др.);

- социально-педагогические идеи прогрессивного профессионально-личностного развития (Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, М.А. Шаталов и др.);

- идеи повышения профессионализма учителя и пути профессионального совершенствования (Б.Г. Ананьев, И.А. Колесникова, Н.А. Константинов, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, В.А. Сухомлинский и др.);

- теоретические основы организации работы методического объединения в современной школе (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Л.П. Ильенко, А.Б. Моисеев, В.А. Сухомлинский, В.П. Симонов и др.);

- психолого-педагогические основы управления качеством образования, контроля и оценивания учебных и профессиональных достижений (В.П. Беспалько, В.П. Панасюк, Н.Ф. Родионова, А.В. Усова, С.Е. Шишов и др.);

При решении поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие группы методов исследования:

· теоретические:анализ литературы, нормативных исторических документов и материалов по проблемам исследования; прогнозирование, моделирование и др.;

· экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, изучение работы методических объединений, различные виды контрольных работ учащихся;

· количественного и качественного анализа и интерпретации данных: компонентный анализ качества профессиональной деятельности учителя и его развития (коэффициент системности, функциональности, педагогическая коммуникация), графическое и вербальное представление информации, метод математической статистики и другие.

Экспериментальную базу исследования составили: 1) кафедра естественнонаучного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;

2) методическое объединение учителей естественнонаучного образования ГБОУ №137 Калининского района Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1.Выдвинута, обоснована и реализована идея повышение качества профессиональной деятельности и развитие учителя в условиях методического объединения посредством мониторинга.

2.Создана и внедрена концепция мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения и представлена графически ее модель.

3. Обоснована и применена методика организации методического объединения на интегративной основе, обеспечивающая повышение качества профессиональной деятельности и развитие учителя.

4. Обоснованы и применены методы сбора, обработки информации о качестве профессиональной деятельности и развитии учителя и ученика.

5.Определена и реализована система повышения качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения. Раскрыт метаметодический характер мониторинга, его возможности в управлении качеством образования в современной школе.

Теоретическая значимость:

1.Дано теоретико-методологическое обоснование повышение качества профессиональной деятельности и развитие личности посредством мониторинга. Сформирован понятийно-терминологический аппарат, определено и конкретизировано содержание составляющих понятий: «качество профессиональной деятельности учителя в условиях современного образования», «мониторинг качества профессиональной деятельности учителя».

2.Разработана методология предметного методического объединения, организованного на интегративной основе, как акмеолого-образовательной среды.

3. С позиций психолого-акмеологического подхода дана широкая интерпретация понятий: «акмеологическая среда», «акмеологические ступени профессионального роста и развития учителя в методическом объединении».

4.Обоснована инвариантная система мониторинга, которая стала включать пять компонентов: прогностико-проектировочный, содержательно-целевой, процессуально-деятельный, организационно-управленческий, результативно-оценочный, раскрыта роль каждого в повышении качества работы и развитии.

5. Определен основной инструментарий мониторинга: система критерий и показателей, на основе которых разработаны методики сбора и получение информации о качестве профессиональной деятельности и уровнях прогрессивного профессионально-личностного развития. Дополнены теоретические основы управления мониторингом.

Практическая значимость определяется тем, что:

- в практику школ внедрена инвариантная модель мониторинга, которая обеспечивает повышение качества профессиональной деятельности и развитие;

- внедрена технология организации методического объединения на интегративной основе, где мониторинг качества профессиональной деятельности функционирует по реализации основной задачи: повышение качества профессиональной деятельности и развития личности; - на основе инновационных идей исследования, обновлен и апробирован цикл семинаров, организованных методическим объединением, с целью повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя;

- создана технология управления мониторингом качества профессиональной деятельности учителя, которая адаптирована к практике массовой школы, где раскрыты пути ее рационального применения с другими методами управления качеством образования в современной школе; - организована работа методических объединений на интегративной основе в школе №137 Калининского и других районов Санкт-Петербурга.

Основные этапы исследования:

· констатирующий (2002-2005 гг.). На данном этапе отбирались теоретико-методологические основы исследования; происходил подбор и анализ литературы; формулировались цель, задача, гипотеза; определялись исходные позиции и условия проведения исследования;

· поисковый (2005-2006 гг.). На этом этапе происходил поиск критерий и показателей качества профессиональной деятельности и развития учителя; исследовались существующие модели мониторинга;

· формирующий (2007-2009 гг.). В этот период апробировалась инновационная модель мониторинга;

· корректировочный (2009-2010 гг.). В этот период проводился анализ и

корректировка результатов педагогического исследования;

· обобщающий (2010-2011 гг.). Осуществлялось подтверждение правомочности теоретических положений и выводов исследования, происходило подтверждение справедливость выдвинутой гипотезы; оформлялась диссертация.

Вопросы, выносимые на защиту:

1.Идея повышение качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения.

2.Концепция мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в форме развернутой теории.

3.Графическая модель мониторинга качества профессиональной деятельности учителя и условия ее функционирования, инструментарий мониторинга качества профессиональной деятельности и развития учителя.

5. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие значение и эффективность мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их согласованностью с положениями философии образования, педагогики, психологии, теорий повышения качества профессиональной деятельности и развития личности; многосторонним качественным и количественным анализом фактического материала; результатами педагогического эксперимента, итогами разносторонней апробации положений диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:

· популяризации инвариантной модели мониторинга в школах Санкт-Петербурга;

· организации и руководство экспериментальной работой учителей в методическом объединении естественнонаучного образования в школах №234 Адмиралтейского района, № 559 Выборгского района, № 137 и 176 Калининского района Санкт-Петербурга;

· публикаций в сборниках научных статей на Всероссийских научно-практических конференциях, организованных Ленинградским областным институтом развития образования, Санкт - Петербургской академией постдипломного педагогического образования, педагогическим университетом имени А.Н. Герцена в 2005-2011 гг.

Материалы и результаты исследования обсуждались на страницах:

- научных статей аспирантов и научных работников кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования [СПб. 2006год, с.216-217]; сборника научных статей аспирантов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования [СПб. 2011год, с.46-54];

- Международных научно-практических конференций: «Постдипломное образование: проблемы качества» (СПб.,2006 год); «Требования к разработке элективных курсов и формам их организации. Профильное обучение: проблемы элективных курсов и качество образования» (СПб.,2007 год); «Реализация универсального обучения в условиях современной школы. Современное естественно-научное образование в гуманитарной парадигме» (СПб., 2007 год); «Качество современного образования. Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации» (СПб. , 2007 год); «Освоение педагогических технологий профильного обучения в условиях методического объединения. Наука и высшая школа – профильному обучению» (СПб. 2009 год);

- Всероссийских конференциях с международным участием: «Урок в современной школе» (СПб. , 2010 год).

Направленность на разрешение выявленных проблем и противоречий определяет структуру и объем диссертации, состоящая из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации представлено 27 таблиц и 27 рисунков. Основной объем составляет 120 страниц, а общий объем, включающий литературу и приложения - 220страниц.

Основное содержание и результаты исследования.

В первой главе диссертации представлены теоретические основы мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы, где представленырезультаты анализа и обобщения литературы по проблеме исследования, методология, положения, принципы,концептуально-теоретическая модель мониторинга качества профессиональной деятельности, обеспечивающие повышение качества профессиональной деятельности и прогрессивное профессионально-личностное развитие учителя.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в конце ХХ в. одной из центральных социально-педагогических проблем современного общества стало «качество». В начале ХХI века в России, в связи с осуществлением модернизации образования в таких направлениях, как доступность, эффективность и современное качество, повлекло за собой проблему качества образования, где ключевой фигурой стал учитель, от мастерства которого, стало зависеть успешность решения, поставленных перед ним задачи повышение качества образования [8 и др.]. Обозначенные проблемы, не потеряли своей актуальности в настоящее время, и лишь получили развитие в образовательных стандартах второго поколения [там же].

В проблемах и противоречиях, сложившихся между качеством профессиональной деятельности учителя и его развитием, видится нам реализация основной идеи: повышение качества профессиональной деятельности и развитие профессионала. Объективность и сложность, существующих проблем и противоречий в современной практике учителя, дали нам основание обосновать пути их решения через систему мониторинга, который сложился в методическом объединении современной школы как система самомониторинга, внутреннего и внешнего мониторинга. Понятие «мониторинг», как показал его генезис в образовательной сфере, отличается неоднозначностью своего толкования. Наиболее точным и универсальным, становится понимание его как системы сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве профессиональной деятельности учителя и ее отдельных элементах (развитии), если мониторинг включает в себя анализ, оценку педагогической деятельности, коррекцию и прогнозирование направлений развития профессионала, в соответствие основным требованиям современного общества [8, с.50].

К числу «объектов», где возможно рассматривать повышение качества профессиональной деятельности и развитие учителя, можно отнести предметное методическое объединение. В условиях методического объединения, качество профессиональной деятельности учителя представляет собой комплекс знаний, профессионально-методических компетенций, педагогической коммуникации [7, с.217]. Качество профессиональной деятельности учителя можно повышать, через организованную систему мониторинга в методическом объединении.

В исследовании, с опорой на теории М.М.Бахтина, М.С. Кагана, Н. В. Кузьминой и других, нами раскрывается ценностный аспект методического объединения как акмеологической среды. Методическое объединение – это неформальная (non-formal) структура профессионально-методического сопровождения учителя, которое максимально приближает учителя к решению социально-педагогических проблем и задач [2, с.217]. Согласно концепции, методическое объединение будет реализовать цели современного образования, если будет организовано на интегративной основе [8, с.48].

Для реализации этой идеи, была разработана технология организации методического объединения на интегративной основе, обеспечивая повышение качества профессиональной деятельности и развитие.

Технология организации методического объединения на интегративной основе была нами создана и апробирована в школах Санкт-Петербурга в 2005-2010 гг. В результате была раскрыта важность интегративного подхода в организации и функционировании методического объединения, как акмеологической среды учителя, обеспечивающее повышение качества профессиональной деятельности и развития учителя. Как функциональный элемент профессионально-методического сопровождения учителя в школе, методическое объединение, организованное на интегративной основе, максимально приближает профессионала к решению основной социально-педагогической проблемы современного образования через семинарские занятия. Семинарские занятия осуществляют не только совершенство педагогического мастерства, они организуют учителя на повышение качества профессиональной деятельности, соответствующей современным стандартам качества. При этом, организующее и направляющее учителя на совершенство педагогического мастерства и развитие, методическое объединение [248 и др.].

Организация получения информации о качестве профессиональной деятельности и развитии учителя, отвечающих современным требованиям, требует организацию системы мониторинга, состоящей из самомониторинга (проводит учитель), внутреннего (организует председатель МО) и внешнего мониторинга (организует координатор МС).

Эту проблему мы стали рассматривать в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе, которое стало включать в работу основной инструментарий мониторинга: критерии и показатели качества профессиональной деятельности, направленные на прогрессивное развитие учителя и ученика [65 и др.].

Анализ литературы по педагогике, психологии и иной литературы показал, что критерии качества профессиональной деятельности учителя исходят из современных квалификационных характеристик, современной профессиограммы учителя, требований государства, общества и конкретно развивающейся личности [5, с.101-109]. Поэтому, качество профессиональной деятельности учителя, мы стали отслеживать в комплексе с прогрессивным профессионально-личностным развитием через критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя. В результате, качество профессиональной деятельности учителя, стало представляться в единстве таких составляющих компонентов, как знания учащихся, профессионально-методические компетенции, педагогической коммуникации, стремление и готовность личности к саморазвитию [8, с.52].

Практическая основа системы мониторинга качества профессиональной деятельности, в этой связи, стала складываться из системы анализа, оценки, коррекции, прогноза качества знаний ученика, профессионально-методических компетенций и педагогической коммуникации учителя. Анализ, оценку, коррекцию, прогноз качества профессиональной деятельности и развития, мы привязали к общей схеме (рис.1).

кк.jpg

Рис. 1. Составляющие элементы технологии мониторинга КПДУ:

Условные обозначения: КПДУ – качество профессиональной деятельности учителя; схема функционирования инструментария: целеполагание цц.jpg сбор данныхцц.jpg обработка результатовцц.jpg анализ и обсуждение результатов цц.jpgкоррекция цц.jpgпрогнозирование цц.jpgцелеполагание.... цц.jpg

В результате концепция (от лат. conception) мониторинга стала основой для реализации основных положений:

1.Методическое объединение - это теоретико-методологическая база мониторинга, который функционирует в соответствии реализации основной задачи: повышение качества образования в школе.

2. Мониторинг в инновационной структуре способствует развитию внутренней мотивации личности на повышение качества профессиональной деятельности и развития.

3. Система мониторинга дает возможность руководителям любого звена в образовательном учреждении управлять качеством образования, предотвращать педагогические ошибки, конфликтные ситуации.

Модель мониторинга качества профессиональной деятельности учителя могла эффективно функционировать в соответствии, с отобранными нами, принципами мониторинга качества профессиональной деятельности и развития (рис.2).

Рисунок2.jpg


Рис. 2. Система принципов мониторинга качества профессиональной деятельности учителя

Условные обозначения. I: гуманизация, интеграция, преемственность, профессиональная направленность. II: акмеологизация, субъект-субъектное взаимодействие, положительный, эмоциональный фон. III: целенаправленность, проблемность, открытость, непрерывность, научность, приоритетность управления, диагностико-прогностическая направленность деятельности, внутренняя непротиворечивость.

Успешность мониторинга качества профессиональной деятельности учителя была детерменирована критериями качества профессиональной деятельности и развития учителя, которые были составлены в соответствии с профессиограммой учителя, требований современного общества к качеству образования.

Критерии качества профессиональной деятельности стали ориентиром проектировании инвариантной модели мониторинга качества профессиональной деятельности учителя, которая может успешной в методическом объединении (рис.3).

Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя

Критерии

Показатели

«Измерители»

Критерии

Профессиональные

знания

Системность (КС)

Предметные и обще-

предметные знания учащихся

Качество

образовательного

процесса

Функциональность (КФ)

Мобильность

Умения и

опыт ПД

Компетентность

Предметные умения и опыт ТД учащихся

Новаторство

Педагогическая импровизация (ПИ)

Профессионально-

личностные качества

Толерантность

Качество образовательной среды (Комфортность обра- зования – (КО)

Гуманизм

Нравственность

Стремление и готовность к саморазвитию

Потребности

Содействие ИЛРУ и творческой самореализации учащихся

Мотивы

Включенность в самообразование

Д и а г н о с т и ч е с к и е м е т о д ы и м е т о д и к и


Крайне низкий

Низкий

Средний

Достаточно высокий

Высокий


Уровни проявления КПДУ в результатах обучения



ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ















Рис.3. Система интегративных критериев и показателей качества

профессиональной деятельности учителя.

Условные обозначения: ПД – профессиональная деятельность; КС – коэффициент системности; ИЛРУ – индивидуально-личностное развитие учителя; ТД – творческая деятельность; КФ – коэффициент функциональности; КО – комфортность образования; ПИ – педагогическая импровизация; КПДУ – качество профессиональной деятельности учителя.

В системе технологий повышения качества профессиональной деятельности и развития профессионала, мониторинг предстает как инвариантная система прогрессивного профессионеалоьно-личностного развития [6, с.152-156].

Графически модель мониторинга качества профессиональной деятельности, стала представляться как система, состоящая из пяти компонентов: прогностико-проектировочного, содержательно-целевого, процессуально-деятельного, организационно-управленческого и результативно-оценочного, обеспечивающая профессионально-личностное развитие (рис. 4).

I.Прогностико-проектировочный компонент

Тенденции развития общества и образования

Концепция модернизации российского образования

Требования к качеству образования

Профессиограмма учителя

Методологические подходы

Гуманистический

Акмеологический

Интегративный

Принципы мониторинга качества ПДУ

Общепедагогические

Акмеолого-педагогического сопровождения

Специальные

Методическая служба

Методическая служба как акмеолого-образовательная среда

Мониторинг качества ПДУ в методическом объединении

II. Содержательно-целевой компонент

Непрерывное профессионально-личностное развитие педагога

Структурно-функциональные компоненты профессионализма педагога

Педагогическая грамотность

Профессионально-методическая компетентность

Педагогическое мастерство

Новаторство

Проявление профессионализма учителя в его педагогической деятельности

Мониторинг качества ПДУ как механизм его профессионально-личностного роста

III. Процессуально-деятельный компонент

Программа мониторинга качества ПДУ как составляющая работы методического объединения, организованного на интегративной основе

ИОПМ педагога как следствие мониторинга качества профессиональной деятельности

Структура мониторинга

Управление

 анализуу.jpg оценка уу.jpg коррекцияуу.jpg прогноз

Технология мониторинга качества профессиональной деятельности учителя (КПДУ)

Разработка инструментария (критерии, показатели, диагностические методики): сбор данных, обработкацц.jpg анализ и обсуждение результатовцц.jpg коррекция цц.jpgпрогнозированиецц.jpg целеполагание ….цц.jpg

IY. Организационно-управленческий компонент

Уровневая организация мониторинга КПДУ

аа.jpg

Педагогический инструментарий. Система критериев и показателей.

Y. Результативно-оценочный компонент

Интегративные критерии и показатели КПДУ и уровни их проявления в профессиональной деятельности и КО

Базовый

Средний

Высокий

Педагогические эффекты мониторинга КПДУ

Мотивация профессионально-

личностного роста

Управление педагогическими рисками

Непрерывный профессио-

нально-личностный рост

Качество общего образования
















Рис. 4. Модель мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы. Условные обозначения:КПДУ – качество профессиональной деятельности учителя; ИОПМ – индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут; МС Г(Р) – методическая служба (района); МСОУ - методическая служба образовательного учреждения; МО – методическое объединение; КО – качество обучения.

Во второй главе представлены результаты педагогического эксперимента. Инвариантная модель мониторинга повлекла за собой индивидуально-личностное самоутверждение и акмеологическую динамику учителя и ученика, став условием повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя и ученика в частности, в общем, качества образования в школе. Педагогический эксперимент был организован на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и был осуществлен в школах Северо-Западного региона России в 2002-20011 гг. Всего экспериментальным исследованием было охвачено более 100 педагогов и 1000 учащихся. Педагогический эксперимент позволил получить показатели, подтвердившие, справедливость идеи, что мониторинг качества профессиональной деятельности, влияет акмеологически на личность.

Так, мониторинг качества профессиональной деятельности учителя физики О.В. Шарыпиной, организованный в школе №137 Калининского района Санкт-Петербурга в 2002-2009 гг., имел следующие результаты (рис.5).

диа.jpg


Рис.5.Диаграмма динамики качества профессиональной деятельности учителя физики О.В. Шарыпиной, Калининского района Санкт-Петербурга как следствие профессионально-личностного развития в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе.

Выявленный, в ходе мониторинга, достаточно высокий уровень качества профессиональной деятельности и развитие учителя физики Шарыпиной О.В.(школа № 137 Калининский район Санкт-Петербурга), стало участие учителя в конкурсе «Учитель года», разработка программы элективного курса надпредметного уровня по физике для учащихся 11 класса.

Позитивный и непротиворечивый характер представленных, так и других результатов, которые были получены в ходе педагогического эксперимента в школах Санкт-Петербурга в 2009-2011 гг., свидетельствуют о справедливости выдвинутой научной гипотезы: мониторинг качества профессиональной деятельности учителя, организованный в методическом объединении, способствует повышению качества профессиональной деятельности и прогрессивному профессионально-личностному развитию.

В заключении обобщены и систематизированы основные результаты диссертационного исследования, где представлены следующие выводы:

1. Качество профессиональной деятельности учителя -это интегративный комплекс профессионально-личностных достижений профессионала, соответствующих современным квалификационным характеристикам, требованиям общества и конкретно личности.

2.Методическое объединение, организованное на интегративной основе, акмеологическая среда учителя.

3. Мониторинг качества профессиональной деятельности необходим в современной школе для перспектив и оптимальных направлений повышения профессионально-личностного роста и развития профессионала и ученика, а также для повышения качества образования в школе.

Результаты педагогического эксперимента стали подтверждением стержневой концептуальной идеи: мониторинг качества профессиональной деятельности учителя, необходим для повышения качества профессиональной деятельности и развития.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Макин В.П. Мой здоровый образ жизни. //Создание программы элективного курса в условиях современной школы. СПб. АППО. 2005 год. – С. 1-8.

2.МакинВ.П. /Постдипломное образование учителя естественно-научного цикла на современном этапе. //Постдипломное образование: проблемы качества. СПб. 2006год. – С. 214-216.

3. Макин В.П. /Требования к разработке элективных курсов и формам их организации. // Профильное обучение: проблемы элективных курсов и качество образования. СПб. 2007 год. – С. 61-67.

4. Макин В.П. Реализация универсального обучения в условиях современной школы. // Современное естественно-научное образование в гуманитарной парадигме. СПб. 2007год. – С.225-267.

5. Макин В.П. Качество современного образования // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвузовский сборник научных трудов. – СПб. ЛОИРО, 2007год. – С.101-109.

6. Макин В.П. /Освоение педагогических технологий профильного обучения в условиях методического объединения. // Наука и высшая школа – профильному обучению. – СПб. 2009год. – С.152-159.

7. Макин В.П. /Мониторинг качества современного урока. // Урок в современной школе: сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: ЛОИРО. У -71. 2010 год. – С. 246-249.

8. Макин В.П. /Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы. //Академия педагогического поиска: учитель-ученик. Выпуск 1.Часть 5. Под общей редакцией С.В.Алексеева и Г.Н. Бакушиной. – Санкт-Петербург. 2011. – С.46-54.


Поделиться: