Поиск по сайту

Формирование универсальных учебных действий при изучении темы "Электрические явления" в логике метода научного познания


Авторcтво: Григорьева Галина Александровна, методист ИМЦ Выборгского района, учитель физики ГБОУ школы №559 с углубленным изучением физики и математики Выборгского района Санкт-Петербурга


В настоящий момент преподавание физики в основной школе ведется в соответствии со стандартом 2004 года, но уже принят и стандарт второго поколения для основной школы.

Если в стандарте 2004 года в качестве планируемых результатов выделены знания, общеучебные и предметные умения и навыки, опыт самостоятельной и творческой деятельности, то в стандарте второго поколения определены следующие группы результатов: личностные, метапредметные, общие предметные и частные предметные результаты.

Метапредметные результаты – это освоенные на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, которые можно применять как в образовательном процессе, так и при решении жизненных задач. Показателем достижения метапредметных результатов является сформированность универсальных учебных действий. Как соотносятся между собой умения и действия? Действие – психологическое понятие, то, из чего складывается деятельность. Умение рассматривается как показатель сформированности действия в деятельности ученика.

Универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются как «совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса». [3]

В составе УУД выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, на базе которых и происходит формирование предметных результатов при изучении физики. Однако универсальными они становятся, когда рассматриваются не только в рамках предметной, но и межпредметной и метапредметной деятельности. Одним из возможных способов формирования УУД может служить организация учебной деятельности учащихся в логике метода научного познания. Знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы является одной из задач, направленных на достижение целей изучения физики в основной школе.[1,4] Кроме того, метод научного познания является основой интеграции всех предметов естественнонаучного цикла.

В данном выступлении я хочу рассказать, как можно формировать УУД при изучении темы «Электрические явления» в логике научного познания.

На примере изучения в 8 классе темы «Электрические явления» в логике метода научного познания можно проследить, какие УУД формируются на различных этапах деятельности учащихся. (Таблица 1).

Таблица 1.

Этапы деятельности учащихся в соответствии с методологией научного познания.

Какие УУД формируются.

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации или ситуации из жизни, когда учащиеся ощущают недостаток знаний:

  • при изучении электрического тока и после рассмотрения действий тока и введения понятий «сила тока» и «электрическое напряжение», приводится пример необходимости регулирования действий электрического тока (терморегулятор в электрической плите, изменение накала электрической лампы, спирали утюга, фена, электрического обогревателя или изменения быстроты вращения электродвигателя) – КАК это сделать?


Постановка цели урока (формулируют дети совместно с учителем, а затем и самостоятельно) :

  • степень действия электрического тока определяется силой тока, значит необходимо выяснить

а) от чего зависит сила тока,

б) предложить способ регулировки силы тока.

Компоненты исследовательских УУД:

умение видеть проблему.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Гипотеза (предлагается сформулировать учащимся) :

Сила тока зависит от приложенного напряжения и типа проводника.

Выдвижение и формулировка гипотезы

Как проверить гипотезу?

С помощью эксперимента.

Выбор метода исследования.

Что будем проверять?

Как зависит сила тока от напряжения в одном и том же проводнике?

Как зависит сила тока от типа проводника при одном и том же напряжении.

Постановка цели исследования.

Планирование исследования; выделение материала, который будет использован в исследовании, определение параметров анализа (качественных и количественных).

Как будем действовать? (подготовительный этап)

Выберем приборы.

Придумаем электрическую схему.

Продумаем форму представления результатов.

Продумаем форму организации деятельности, подходящую для выполнения поставленной задачи.

Планирование эксперимента, выбор необходимых инструментов, выбор формы работы

Деятельность по проведению эксперимента.

Форма организации – групповая.

Собираем электрическую цепь по схеме.

Проводим эксперимент. Каждая группа работает со своим проводником.

Представление результатов с помощью таблицы и в виде графика.

Умение договариваться и работать в группе.

Умение наблюдать, проводить эксперименты.

Анализ данных и формулировка вывода.

Обнаружение закономерности: 1) сила тока зависит от напряжения;

2) сила тока прямо пропорциональна напряжению.

Умение делать выводы и умозаключения. Обсуждение и оценка полученных результатов.

Общее обсуждение.

У всех ли получились такие выводы?

Графики разных групп строятся на одной и той же координатной плоскости.

Сравнение графиков, обнаружение общей тенденции (сила тока прямо пропорциональна напряжению) и отличий (угол наклона разных графиков различный). При одинаковом напряжении сила тока в разных проводниках разная.

Контроль (самоконтроль) и коррекция результатов.

Умение сравнивать.

Новая проблема:

Не знаем, как количественно влияет проводник на силу тока.

Умение видеть проблему, ставить вопросы.

Гипотеза:

При протекании тока проявляется свойство проводника ограничивать электрический ток.

Необходимо ввести физическую величину, характеризующую способность проводника ограничивать силу тока при протекании тока.

Выдвижение и формулировка гипотезы

Вычисляем отношение напряжения к силе тока для одного проводника.

Значение одно и то же для одного и того же проводника.

Сравниваем с другими проводниками – значения разные.

Вводим понятие электрического сопротивления и единицы измерения.

Формулируем алгоритм измерения сопротивления.

Умение давать определения понятиям.

Новая задача:

Выяснить, как сила тока зависит от сопротивления при одном и том же напряжении?

Коррекция задачи исследования.

Выбор методов и проведение исследования:

Интерпретация полученных в серии опытов данных: определяем силу тока по графикам при одном и том же напряжении.

Вычисляем сопротивление.

Строим график зависимости силы тока от сопротивления.

Вывод.

Анализ и обобщение результатов исследования. Оценка полученных результатов.

Выявление общей закономерности и формулировка закона Ома.

Сопоставление с гипотезой.

Применение полученных знаний:

Силу тока можно регулировать, изменяя напряжение или сопротивление. Это используется в различных электрических устройствах и приборах.


Постановка новой проблемы: как изменить сопротивление? От чего оно зависит?

Умение ставить вопросы.

Таким образом, мы видим, что цепочка решения познавательных задач повторяется не один раз при изучении темы и учащиеся могут пройти практически в течение одного-двух уроков все этапы метода научного познания. При этом ученику не сообщаются знания в готовом виде, а создаются условия для самостоятельного исследования (эмпирического или теоретического). Системное использование такого подхода при организации деятельности учащихся на уроке позволяет учителю постепенно перейти от роли «говорящей головы» к роли помощника, консультанта, координатора, передать значительную часть своих полномочий ученику. Универсальность этого метода заключается в том, что его можно использовать не только для изучения физических явлений и законов, но и для организации любой исследовательской и проектной деятельности, использовать при изучении других предметов. Учащийся же может перенести опыт деятельности в логике метода научного познания на решение проблем и задач, с которыми встретится в жизни.



Список использованной литературы

1. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

2. Степанова Г.Н. Физика. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – СПб.: ООО «СТП Школа», 2006.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.


Поделиться: