Поиск по сайту

Школьный обмен как средство расширения образовательного пространства


Авторcтво: Новицкая Ирина Эдуардовна, учитель немецкого языка ГБОУ школы № 605 Выборгского района Санкт-Петербурга


Жизнь в 21-м веке диктует свои правила. Мир стремительно меняется. Процессы интеграции затронули все сферы нашей жизни. Поэтому иностранный язык в школе – первая и очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности, способной к быстрой адаптации в современных условиях. Владение иностранными языками со всей определенностью можно квалифицировать как компонент общей культуры личности, с помощью которого она приобщается к мировой культуре, а также имеет возможность быть высококвалифицированным специалистом-профессионалом в любой области деятельности.

Однако язык не просто является средством общения – он еще выступает «сокровищницей», где накоплен весь предыдущий опыт народа, его культура, знания, традиции, менталитет.

В связи с этим специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как межкультурным общением на иностранном языке.

Интернационализация всех сфер повседневной жизни общества стимулирует возникновение в нашей стране возможностей реального использования иностранных языков как средств взаимодействия разных национальных культур и традиций. На практике иностранный язык как средство взаимодействия разных культур и традиций оптимально функционирует в условиях школьного обмена учащимися.

Проблеме германо-российского школьного обмена в профильной языковой школе и посвящена моя статья.

Школьный обмен между гимназией им. Меланхтона города Бреттена и школой №605 Санкт-Петербурга существует уже более 10 лет. Заряжают энергией зарубежные коллеги, еще бы – свой школьный обмен, существующий годами, – несомненный плюс для учителя Германии. Кружок русского языка в гимназии или русский как второй иностранный язык в официальном расписании – в обоих случаях к процессу подходят основательно. Участие в школьном обмене является поощрением для российских и немецких учащихся, сильнейшей мотивацией активно работать на уроках.

Каждый школьный обмен – это шаг, огромный шаг, который я делаю вместе с группой навстречу с будущим без границ, без недоверия к другим культурам и народам. Сегодня я знакомлю моих учеников с теми, кто живет в 2000 км от нас. Ученики видят, как живут люди в Германии не с сиденья туристического автобуса, а сидя за завтраком, собираясь в школу со своим партнером-иностранцем по обмену. Вы знаете это чувство подъема после поездки, когда в самолете на обратном пути я со своими учениками обсуждаю темы следующих уроков, вижу интерес в глазах ребят. Ради этого стоит быть учителем!

От Петербурга до Гамбурга около 1800 км. Оказывается, надо было преодолеть подобное расстояние, чтобы понять, насколько важна и интересна работа, которую делаешь.

Когда в 1999 году на адрес школы, но адресованное мне лично пришло письмо от некоего господина Лундберга с предложением организовать обмен учащихся между моей школой и его гимназией, которая, кстати, находилась в доселе неизвестном мне городе Бреттене, идея показалась мне интересной, так как уроки я вела в старших классах, отношения с учениками были хорошие, и я решила, что поездка сыграет роль дополнительного стимула к изучению немецкого языка.

В первый наш обмен мы поехали на автобусе, ведь финансово это было намного выгодней. 48 часов в пути с группой, состоящей из 22 учащихся, стали настоящим приключением! Ученики были в восторге, я страдала от головной боли, но, несмотря ни на что, вернувшись домой и вспоминая отдельные события обмена, восторженные отзывы со стороны наших и немецких учеников, беседы с родителями, некоторые из которых были приятно удивлены тем, как активно их чада общаются со сверстниками из другой страны, я не могла не почувствовать удовлетворение от проделанной работы. Хотя после первой поездки не было уверенности, что этот обмен положит начало долгосрочному проекту, уже более чем 10 лет существующему сотрудничеству двух школ России и Германии.

Наш школьный обмен продолжается. За эти годы более чем 100 наших учеников нашли новых друзей в Германии, некоторые поддерживают контакт со своими партнерами уже несколько лет, есть контакты, которым столько же лет, сколько нашему обмену. Результаты проекта по школьному обмену более чем положительны. По моей личной статистике более половины группы (обычно больше 20 учеников) начинает говорить на немецком языке, причем даже те, из кого на уроке «слова не вытянешь»!

В сентябре 2011 года мы с моим немецким коллегой получили приглашение на конференцию, посвященную 5- летию Фонда «Германо-российский молодежный обмен», проходящую в городе Гамбурге.

Первая моя мысль, после того как я прочитала программу конференции, ознакомилась с тематикой докладов и увидела список участников, - школьный обмен я явно недооцениваю.

Уже сам девиз конференции: «Содействовать обмену – укреплять образование. Школьный и молодежный обмен в системе образования Германии и России» – говорил о многом. В рамках конференции обсуждался вопрос, как достичь успешного российско-германского партнерства между учебными заведениями, разрабатывались перспективы дальнейшего сотрудничества, проектной деятельности, методы межкультурного образования и даже способы преодоления языкового барьера.

Второй день конференции был посвящен работе в группах на различные темы, ведущими которых были опытные представители международной работы с молодежью. Я выбрала группу, тема которой – «Межкультурное учение в сфере российско-германского школьного обмена» – показалась мне наиболее интересной. Руководила этой группой госпожа Керстин Гибэль из Центра международной работы с молодежью Федеративной Республики Германии г. Бонна. О школьном обмене, как о возможности проанализировать восприятие себя и других в мире, как импульсе к осознанному самоанализу, честно скажу, я никогда не думала. А жаль. Очень часто у учеников, участвующих в школьном обмене на первом плане стоит изучение иностранного языка, применение его на практике, на втором плане – желание познакомиться с достопримечательностями другой страны, с традициями и бытом.

Конечно, организация школьного обмена – большая ответственность. Собрания учеников и родителей, культурная программа, совместные вечера – все это требует много времени и сил. За всем этим мы забываем подчеркнуть важность таких международных встреч для развития личности учащегося, опыта общения, умения правильно анализировать поступки свои и других. А все это ведет к взаимопониманию между людьми. Что может быть важнее? Вот уж, действительно, «большое видится на расстоянии!»

Заключительным этапом конференции было торжественное заседание в ратуше Вольного и ганзейского города Гамбурга, где с приветственными речами выступали представители министерств и ведомств России и Германии по вопросам молодежной политики, а также награждали победителей российско-германских школьных конкурсов. Подводя итоги этих трех дней пребывания в Гамбурге мы с господином Лундбергом были едины во мнении, что участие в конференции оказалось полезным.

Изучая какой-либо предмет или вид деятельности, человек идет от теории к практике. У нас получилось как раз наоборот: мы вот уже 12 лет занимаемся практикой, а что такое школьный обмен с «научной точки зрения» узнали только сейчас благодаря конференции. Ну что ж, следующий обмен будем проводить, не только опираясь на свой практический опыт, но и теоретически подкованные. Десятилетие нашего обмена в 2010 г. мы отмечали особенно торжественно: статьи в газетах, праздничный концерт.

Получив новый заряд энтузиазма на конференции в Гамбурге, мы решили, что обязательно будем праздновать 20-летие школьного обмена между гимназией им. Меланхтона города Бреттена и школой №605 Санкт-Петербурга.

Подготовку к нашему следующему обмену мы начали сразу же по возвращении домой: написали письма нашим будущим партнерам.

За полгода переписки нам предстоит выяснить, кто что любит, какова сфера интересов моего партнера по обмену, не вегетарианец ли он, и не страдает ли он аллергией на домашних животных. В этот раз мы будем вместе с учениками разрабатывать культурную программу, учащиеся сами будут проводить некоторые экскурсии, благо у нас в школе ведется предмет «История Санкт-Петербурга на немецком языке». Впервые мы задумали настоящую проектную работу, правда, тему выбрали попроще – «Русская и немецкая кухня». Всем известно, как сближает совместное приготовление блюд. А привлекая родителей, бабушек и дедушек, мы надеемся получить самое разнообразное меню. Возникает мысль, что школьный обмен, несмотря на название, вовсе не ограничивается стенами школы.

На конференции для учителей немецкого языка в Гамбурге нами были названы десятки причин, по которым можно и нужно заниматься школьным обменом, и не только учителям иностранного языка, но и учителям-предметникам, которым свободное знание иностранного языка так же необходимо, как и нашим ученикам, для свободного межкультурного общения с коллегами-иностранцами.

Ведь именно для того чтобы добиться в своей жизни высоких результатов, покорить то, что не по силам покорить никому другому, оставить свой след в развитии мира, найти настоящую дружбу, пусть и за тысячи километров отсюда, показать всем, что это может сделать каждый, и следует изучать иностранный язык. Ведь он может подарить не только большое перспективное будущее, а также полное общения и положительных эмоций настоящее.


Поделиться: