Поиск по сайту

Художник в современном мире


Авторcтво: Елфимова Любовь Александровна, студентка 1 курса магистратуры РГПУ им. А.И. Герцена; научный руководитель Бандуров П.Г.


Развитие компьютерных технологий находится в непрерывном движении и совершенствовании. Персональный компьютер есть в каждом доме, и становиться нормой жизни. Мы наблюдаем такую ситуацию, что возраст пользователя персональным компьютером становиться все ниже. Современному образованию становиться необходимым «успевать» за потребностями учеников и студентов. Одной из проблемы можно считать отсутствие компетентных педагогов в области компьютерной графики. То есть одним из корней можно считать педагогический вуз. О проблемах педагогического образования в области изобразительного искусства и художниках оказавшихся на пути освоения компьютерной графики пойдет речь.

Специфика использования художником компьютерной графики

Изобретение персонального компьютера стало революционным шагом на пути технического прогресса. В 1984 году Стив Джобс от лица компании «Apple Computers» представил широкой публике первый в мире компьютер с графическим интерфейсом Macintosh. Компьютер стал впервые доступен простому человеку, не обладающему знанием программных кодов. Доступность персонального компьютера стала оказывать влияние на многие области жизни человека, в том числе – на искусство. Компьютерные технологии предложили художнику больше возможностей, стали появляться новые направления и жанры синтетического искусства. Они обогатили и такие фундаментальные виды искусства, как театр, музыка, кино.

Компьютерная графика изменила многие традиционные технологии в искусстве. Перевод творческого процесса в цифровое пространство не изменил содержания искусства – работы с образом. Стилус не пришел на место кисточки, но потребовал владения им для достижения успеха. Очевидно, что компьютерная графика не может претендовать на самостоятельность в искусстве. Владение графическим планшетом – это технический навык, как использование клавиатуры и графического редактора писателем. Умеющему рисовать не составляет труда научиться пользоваться компьютером как посредником между художником и цифровой вселенной.

Зачастую принятие инноваций с трудом дается человеку, и не каждому этот труд по силам. Человек, всю жизнь державший в руке кисть, возможно, так и не сможет научиться пользоваться «компьютерной кисточкой». Но молодому художнику или педагогу, обладающему гибким, но в меру твердым, мышлением не пристало прятаться от технического прогресса. Способность к постоянному самообразованию – неотъемлемая составляющая современного человека. О путях освоения цифровых технологий и причинах отказа от них мы будем говорить далее.

Проблемы освоения компьютерных технологий художником в России

Россия сейчас является страной, которая с трудом принимает технологизацию. Одной из основных причин этого является отсутствие материального благополучия и стабильности в нашей стране. Несмотря на то, что Россия является развивающейся страной на мировой арене, уровень финансирования государственных учреждений ничтожно мал. При этом Россия не может отказаться от «цивилизованных» средств коммуникации по многим причинам и одна из них – это глобализация и централизованная доступность информации. Техническое оснащение компьютерных классов и библиотек учреждений среднего и высшего образования зачастую является очень скудным, не отвечающим требованиям динамики изменения мира.

Есть и другая вполне очевидная и неоспоримая причина – низкий уровень жизни населения. И в «кризисную группу» в этом отношении мы можем объединить, прежде всего, студентов из неблагополучных и малоимущих семей, которые не имеют возможности совмещать учебу и работу, в том числе можно выделить также иногородних студентов, обремененных, помимо прочего, грузом проблем, связанных с проживанием и регистрацией. Для всех них может быть проблемой приобретение компьютера, несмотря на достаточно выгодные предложения в магазинах. Так что на сегодняшний день художник или педагог, желающий обеспечить себя персональным компьютером профессионального уровня с доступом в Интернет и новинками программного обеспечения, должен заботиться об этом сам.

Итак, даже самые «доступные» технологии доступны отнюдь не всем. Однако число художников с высшим образованием, обученных по традиционно-академическим методикам (что, несомненно, является гарантом профессионализма), ежегодно все увеличивается и увеличивается. Но в тоже время молодой художник, имеющий фундаментальные знания в области изобразительного искусства, является в недостаточной мере конкурентоспособным специалистом на мировом рынке труда из-за полного или частичного отсутствия навыков работы с компьютерными технологиями и Интернетом. С другой же стороны, просто рисующий с помощью графического редактора человек, не всегда ознакомлен с основами изобразительного искусства. Многие молодые таланты, способные работать в области компьютерной графики и получать достойную заработную плату, используя в своем творчестве последние достижения в области информационных технологий, либо уклоняются от технического обучения, либо не достигают необходимого уровня технической компетентности. Причины избегания этой области могут крыться как, например, в страхе, так и в обычной лености перед освоением компьютера, ведь в больших объемах новой информации нужно учиться ориентироваться. Выходит, что после получения высшего художественное образование, нужно доучиваться, чтобы достойно зарабатывать.

Компьютерная графика используется в таких областях, как производство компьютерных игр, массовая киноиндустрия, иллюстрирование сомнительного качества книг. Таким образом, родилось пусть и не очень распространенное на сегодняшний день, но, тем не менее, заслуживающее права на существование, представление о современном художнике как «работающем в сфере развлечения». Так же имеет место быть принципиальное убеждение о компьютерных технологиях в изобразительном искусстве как явлении, не стоящем внимания настоящего художника или педагога. О корнях таких мнений судить сложно. Скажу от себя лично: я работаю в этих областях и сталкиваюсь довольно часто с осуждением со стороны лиц старшего поколения художников. Однако человек, имеющий традиционное академическое высшее образование, владеющий современными информационными технологиями, уверенно строящий карьеру, получающий достойную зарплату едва ли может быть высмеян даже старшими коллегами по цеху.

Художник и современное образование

Как показывают исследования: Считается, что учиться в России легче, чем на Западе из-за того, что методы преподавания в вузе осталась традиционными, а именно, знание предмета передается при непосредственном и постоянном контакте педагога и ученика. На Западе дело обстоит по-другому, в начале учебного года студент получает задание и работает самостоятельно. Но в России после окончания высшего учебного заведения есть огромная проблема в поиске работы, очень часто наступает кризис, зачастую, хороший специалист, например художник, не может найти работу, не владея знаниями персонального компьютера. Для решения этих проблем приведу примеры заграничного опыта. В Британской высшей школе дизайна программа обучения практически гарантирует трудоустройство, так как еще в процессе обучения создаются выставки, на которые приглашаются потенциальные работодатели и художники для знакомства. Если говорить о внедрении компьютерных технологий в курс традиционного изобразительного искусства, то существуют университеты с программой бакалавриата, в которых первые курсы посвящены традиционному изобразительному искусству, а последующие два рисованию на компьютере, например, этот опыт распространен во Франции. В России решение проблемы адаптации знаний художника в область компьютерной графики на данный момент дело рук самого художника. В отечественных вузах художественной направленности в программу не входит овладение компьютерной графикой. Например, в педагогическом университете имени А. И. Герцена на факультете изобразительного искусства существует курс под названием «Дизайн и компьютерная графика». Программа состоит из изучения интерфейса и принципов работы в программах Adobe Photoshop и CorelDRAW. Помимо этих знаний необходимы практические занятия с использованием планшета и стилуса. Приобретение этих профессиональных инструментов и работа с ними не предусмотрена, навык работы с ними художник приобретает самостоятельно. Появляется конфликт между рынком труда и системой образования. Хотелось бы отметить, что спрос на художников-универсалов является особенностью только российского рынка труда. Такая особенность связана с пережитком советского образования и переходом российской системы «широкого» образования к Болонской системе, предусматривающей обучения специалистов узкого профиля. На западе на данный момент более четкое разделение художника традиционного искусства и художника-дизайнера и обе профессии являются востребованными. Назревает необходимость ввода в программу российских вузов художественной направленности курс адаптации художника в области компьютерной графики, и создание программ позволяющих синтезировать фундаментальные знания изобразительного искусства и компьютерной графики и дополнительного курса дизайна. Следующий этап это подготовка педагогов в этой сфере. Существует множество курсов дающих технические знания профессиональных художественных программ и множество курсов по рисунку и живописи, дающих фундаментальные знания в области изобразительного искусства, но нет курса обучения рисунку и живописи в компьютерной графике, который так необходим молодым художникам. В России не было опыта ввода в программу высшего учебного заведения экспериментального курса или факультатива, решающего эту проблему.

Художник и художественность

Остается ли человек, занимающийся компьютерной графикой, художником? По этому вопросу приведу рассуждения доктора педагогических наук Леонида Наумовича Боголюбова о современном искусстве: «На сегодняшний день в искусстве красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции». Да, изменился инструмент изобразительного искусства, но потерял ли себя художник? С определенной долей условности можно разделить профессиональную деятельность современного художника на создание произведения искусства и производство массового продукта. Если художник попадает на производство, например, компьютерной игры, то он становиться ремесленником. Но, несмотря на это, художественность является необходимый элемент любого творческого процесса.

Какие критерии художественности в искусстве? Что можно назвать искусством, а что нельзя? Эти вечные вопросы волновали умы многих людей. Необходимым условием присутствия художественности в произведении искусства является духовный мир человека, живущий в процессах передачи создателем художественного образа и чувственного отклика созерцателя. Емкую характеристику художественного образа дал отечественный философ Алексей Федорович Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ».

Основная задача художника – повысить духовный уровень зрителя. Не имеет значения, компьютерными или традиционными средствами изобразительного искусства сказано художником то или иное – важно отойти от мира суеты и эффектов, обратиться внутрь себя, и найти те сакральные струнки, за которые дергает настоящий художник-творец. Искусство – универсальная категория, универсальный язык, не требующий анализа и длинных описаний – на что и в какой последовательности смотреть. Хотелось бы, чтобы современный художник и современный педагог этого не забывал. Так же как и мысль о том, что персональный компьютер является всего лишь инструментом в руках будущих педагогов и художников.


Список литературы:

1. Робин Коллингвуд "Принципы искусства". — М.: Языки русской культуры, 1999.

2. Влияние новых технологий на искусство. Информация. [Электронный ресурс] // Искусство-СПб:[web-сайт] 2011 год.

<http://www.iskusstvo-spb.ru/2009/04/18/vliyanie-novyx-texnologij-na-iskusstvo.html> (16.10.2011)

3. Розенсон И. А. "Основы теории дизайна": учебник для вузов — СПб.: Питер, 2003.

4. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление. [Электронный ресурс] //Сайт-портфолио учителя информатики и ИКТ Устецкой Ольги Владимировны: [web-сайт] 2011 год.

<http://uchinfovu.ucoz.ru/publ/strakh_pered_kompjuterom_priroda_profilaktika_preodolenie/1-1-0-18> (16.11.2011)

5. Боголюбов Л.Н. "Обществознание" (базовый уровень): учебник для 10 классов. — М.: Просвещение, 2011. — 351 с.

6. Канал новостей культурной жизни [Электронный ресурс] // Канал новостей культурной жизни: [Интернет-журнал] 2011 год.

<http://aestheticstv.ru/> (30.09.2011)

7. Компьютерная графика. [Электронный ресурс] // Основы информатики: [web-сайт] <http://informatikaiikt.narod.ru/obrabotkagraf1.html> (30.09.2011)

8. Британская высшая школа дизайна. [Электронный ресурс] // О школе: [web-сайт] http://britishdesign.ru/content/about_rus/ (19.01.2012)


Поделиться: