Поиск по сайту

Куда ведет «КОМПАС»


Авторcтво: Обнорская Ольга Вячеславовна, учитель информатики ГБОУ СОШ № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга


ресфедер.jpg При слове «черчение» у людей старшего поколения, изучавших эту дисциплину в школе, в памяти всплывают остро заточенные карандаши, мягкий ластик и бархатная готовальня. Действительно «тот самый курс» был направлен на овладение техникой чертежной графики на бумаге в карандаше и в туши. На уроках черчения учили, главным образом, аккуратному выполнению геометрических и графических построений для изображения при помощи чертежных инструментов простейших объемно-пространственных композиций в ортогональных и аксонометрических проекциях. Но способность к черчению, как к рисованию или музыке, кому-то дана, а кому-то нет, и далеко не все осваивали это непростое ремесло.

А сегодня кульманы вместе с печатными машинками и алгоритмическими линейками выброшены на sapr.jpgсвалку. Современному инженеру-конструктору и в голову не придет брать в руки рейсфедер и рейсшину для изображения контуров деталей, архитектор не станет вычерчивать углы при помощи чертежных угольников – на смену всего этого пришел компьютер с дисплеем, плоттером и графическим планшетом. Технари всех уровней и направлений уверенно пересели за САПРы (системы автоматизированного проектирования) и КАДы (англ. CAD - computer-aided design).

Станок.jpegДа и обрабатывающие станки стали «умными». Не нужен специалисту для работы на современном станке чертеж на бумаге, подавай ему компакт-диск с информацией о параметрах изделия в электронном виде. Да что там! Бытовые швейные машинки – иШвейная машинка с дисплеем.jpg те с дисплеем! Как тут было не исключить черчение из общеобразовательных программ как анахронизм, точнее – сильно сократить курс его изучения и в виде компоненты спрятать в предмет «Технология»? 

Однако такие инновационные технологии в развитии школы положительно оценили далеко не все. Со стороны учителей, а еще больше со стороны родителей учеников, зазвучали призывы к возвращению в школу черчения. Главным образом «опальная» дисциплина вспоминается как подготавливающая к изучению начертательной геометрии и технического черчения в средних и высших учебных заведениях. Призывы, несомненно, правильные. Черчение школьнику необходимо, но непонятно, о каком черчении идет речь. Рейсшины и готовальни или САПРы и КАДы? Первое – шаг назад. Второе – для школы и слишком сложно и слишком дорого.

Решение созрело к 2008 году, когда в России был создан и доведен до вполне рабочей версии программный продукт КОМПАС-3D LT, заявленный разработчиком компанией «АСКОН» как учебная система автоматизированного проектирования, можно сказать «школьный САПР».

Система КОМПАС-3D LT действительно вполне подходит для использования в школе как программное обеспечение для курса черчения, а так же может использоваться в курсах геометрии, информатики, технологии. Она полностью отвечает требованиям школы:

• имеет достаточно широкое распространение, полностью русифицирована и довольно проста в изучении;

• программное обеспечение распространяется свободно и позволяет использовать недорогую технику;

• выпускаемая документация соответствует требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

• функционал системы рассчитан на использование современных технологий проектирования;

• гарантируется оперативность информационно-технического сопровождения с учетом специфических потребностей учебного процесса.


Когда «школьный САПР» был установлен на компьютеры всех общеобразовательных учреждений России черчение незамедлительно начало свое второе пришествие в школу как «Черчение с элементами компьютерной графики (с использованием системы КОМПАС)». Особо следует отметить, что учебная программа курса, утвержденная Министерством образования Российской Федерации, предполагает равное количество часов на освоение ручного и машинного способов выполнения чертежей. В тоже время, за учителем оставлено право на обоснованное изменение соотношения в ту или иную сторону.

Интересно, как же распоряжаются учителя этим правом?

Ответ на этот вопрос можно без особого труда найти в Интернете на учительских сайтах и форумах. Там сразу видно, что «новое черчение» в школах ведут или учителя ИЗО и черчения или учителя информатики. И, естественно, первые, смахнув пыль с учебника А.Д. Ботвинникова, незыблемо стоят за чертеж на бумаге и видят место КОМПАСа исключительно на факультативах и элективах. Обоснования классические: от «работы с карандашом, линейкой, циркулем – развития той самой мелкой моторики»; до «прямоугольного проецирования в трех плоскостях – основы пространственного мышления, без него никуда».

Не трудно догадаться, что учителя информатики, наоборот, полностью уходят от карандашного черчения на компьютер с САПР. Они аргументируют свой выбор тем, что методы изображения пространственных фигур на плоскости – не более чем дань классике черчения, что компьютерное моделирование более перспективно и важно для связи обучения с жизнью, чем одностороннее развитие техники ручного выполнения чертежей.

Стараясь быть объективной (я все-таки учитель информатики), ознакомившись с разными мнениями и аргументами по этой делеме, серьезно вникнув в КОМПАС и проштудировав учебник по черчению, остаюсь на стороне информатиков. Нельзя допускать проникновения формализма в преподавание «нового черчения» и скатываться на методические положения «карандашного» черчения.

Сегодня можно говорить о том, «школьный САПР» позволяет полностью заменить черчение на бумаге графикой на компьютере в виртуальном пространстве. Учебно-воспитательный процесс на уроках с САПР может быть успешно организован с использованием современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология модульного обучения.

Осмелюсь высказать свое скромное мнение и о названии курса. Согласитесь, курс точнее было бы называть «Компьютерная техническая графика и основы автоматизированного проектирования (КТГ и САПР)», а не «Черчение с элементами компьютерной графики»?

Учебная система КОМПАС-3D LT предназначается, прежде всего, для обучения технике трехмерного моделирования деталей, а также выпуску конструкторской документации.

В моделировании широко используется трехмерные формообразующие операции, не имеющие аналогов в черчении на плоскости:

680.jpg выдавливание эскиза в направлении перпендикулярном плоскости эскиза;

68.jpg вращение эскиза вокруг оси, лежащей в плоскости эскиза;

6.jpg кинематические операции – перемещение эскиза вдоль направляющей;

127.jpg построение тела по нескольким сечениям;

Безымянный4.jpg выполнение булевых операций с телами.

Безымянный.jpgЗдесь другой подход – все наоборот. Сначала может создаваться модель, главным образом, путем последовательности формообразующих операций. Для ее наглядного отображении часто используется свойство сетчатой или реалистичной прозрачности. А затем автоматически выполняется проецирование каркаса модели на плоскость. Причем можно построить проекцию под любым углом, с невидимыми линиями или без них, параллельным или перспективным методом.

Встает вопрос: чему надо учить? Изображению плоских проекций и умению представить себе, глядя на12.JPG них, объект в объемном виде? Или объемному моделированию реальных объектов в трехмерном пространстве и автоматизированному изготовлению чертежей? При каком подходе ребенок лучше раскроет и разовьет свои способности, проявит одаренность?

С методической точки зрения важным элементом системы является «Дерево построения». Действительно, элементы Дерева построения допускают как редактирование эскиза, так и редактирование параметров операции. Кроме того, любой элемент Дерева построения можно исключить или снова включить в расчет модели.

Не стоит забывать, что КОМПАС-3D универсальная система. Ее профессиональные версии применяются в любых областях деятельности, они позволяют моделировать и вычерчивать абсолютно любые изделия, любые формы. Это инструмент сотен тысяч инженеров-конструкторов и проектировщиков в России и многих других странах. Учебная версия обеспечивает формирование начальной профессиональной подготовки учащихся для работы с графической информацией и в универсальных, и в отраслевых системах автоматизированного проектирования. В технических ВУЗах курсовые и дипломные проекты делаются только в САПР.

Что ни говорите, а модели и чертежи в электронном виде удобно накапливать, хранить и находить в архивах, пересылать и публиковать, распечатывать и тиражировать.

Черчение на бумаге уходит в историю потому, что не устраивает нас по многим причинам. Прежде всего, это:

• низкая скорость и высокая трудоемкость выполнения чертежных работ;

• сложность внесения в чертежи оперативных конструкторских изменений;

• бессмысленная трата времени на многократное вычерчивание стандартных элементов, которые неоднократно используются в сборочных конструкциях;

• негарантированная точность черчения из-за неточностей измерительных и чертежных инструментов, особенно для мелких объектов;

• проблематичность поиска и исправления ошибок на чертежах сложных объектов.

Давайте признаем, что ручное черчение может еще продержаться в школе какое-то время, но только в качестве классического методического приема.

Приложения

Урок "Создание трехмерной модели "Корпус"

Раздаточный материал "Корпус 3 D"

Презентация "Создание трехмерной модели детали "Корпус"




Поделиться: