Поиск по сайту

Структура и содержание программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. Опыт планирования для работы с детьми старшего дошкольного возраста


Авторcтво: Иванова Лилия Владимировна, воспитатель; Коростелева Екатерина Игоревна, заместитель заведующей ГДОУ № 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


Программа О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой, рекомендованнная Министерством образования РФ, является специализированной и определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки до музыки и театра. Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет, включает перспективное и календарное планирование.

К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий.

Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в издании, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, есть дополнительный материал, данный в приложении.

В приложении есть следующие материалы:

- О традициях русской народной культуры. Сведения из разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Такие материалы даны, поскольку доступ к такой литературе в полном объеме, адаптация многих написанных для профессионалов текстов весьма затруднительны для большинства педагогов. Между тем, знакомство с данными материалами (о русских праздниках и традициях, об особенностях жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т.д.) поможет педагогу более правильно выстроить алгоритм своей работы и обогатить содержательный материал.

- Сказки, былины, предания, предложенные для использования на занятиях;

- Музыкальные произведения. Нотный материал, который педагоги, возможно, захотят использовать на своих занятиях.

- Словарь старинных русских слов. Небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старинных слов.

Для повышения личной культуры педагога, занимающегося обучением и развитием детей дошкольного возраста приложение, является незаменимым материалом.

Весь практический материал находится в конспектах занятий.

Конспекты занятий даны для всех возрастных групп и составлены из опыта работы. В годовое тематическое планирование входит 36 занятий (4 занятия в месяц). В приложении вы сможете с ним ознакомиться. Некоторые занятия требуют включения дополнительного материала по усмотрению педагога, а другие можно объединить в одно и провести как комплексное занятие. Комплексные занятия помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного, эмоционального развития выполняются и социальные задачи развития детей. Конспекты можно дополнять и обогащать, а значит и само тематическое планирование целесообразно сделать более или менее реальным и развернутым, с учетом регламентируемой и не регламентируемой деятельности. Желательно эти занятия проводить два или три раза в месяц, включая их в занятия по социальному (природному) миру, по развитию речи и в изобразительную деятельность. Можно проводить одно или два комплексных занятий в месяц (связывая их, например, с художественной деятельностью детей), а весь остальной материал вносить в совместную деятельность с детьми.

Особенностью организации развивающего пространства для лучшего усвоения материала программы, является организация и оформление комнаты в стиле русской избы, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т.д. В группе целесообразно оформить народный уголок, или поместить предметы, связанные с русским фольклором в уголке, оформленном по теме «Человек в истории и культуре».

Хочется остановиться на следующем методическом приеме, используемым в программе, который можно назвать авторским. Его реализация осуществляется с помощью особого персонажа. Это – Домовенок Кузя. Домовенок – маленький мальчик, ровесник детей. Его жилище находится за печкой. Кузя большой шутник, весельчак, затевает разные игры и забавы. Около двух раз в месяц дети встречаются с ним на комплексных занятиях – на них дети занимаются разными видами деятельности, повторяют пройденное, изучают новый материал. У Кузи есть волшебный сундучок, где хранятся сказки, потешки, загадки и различные предметы (волчий хвост, лапоть и другие). Кузя впервые появляется на занятиях с детьми четырехлетнего возраста, со второй половины учебного года и потом регулярно посещает их до самого перехода в школу.

Необходимо остановиться на формах совместных действий домовенка Кузи и Хозяйки «избы». Для педагогов, играющих роли Хозяйки и Кузи, диалог – отличный прием, при помощи которого, детей можно познакомить с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями.

На этих комплексных занятиях роли, обычно, распределяются так: Домовенок учит, а Хозяйка помогает детям все лучше понять, выполнить, запомнить.

Кузя при этом стимулирует ребят, «подыгрывая» Хозяйке.

Педагогам, которые реализуют данную программу, необходимо владеть особенными художественными средствами: петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах или уметь имитировать их звучание – быть артистичными.

В заключение можно сделать следующие выводы и практические рекомендации:

Данная программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определят меру его общего развития.

По своей структуре и содержанию программа является культурологической с выраженным нравственно-патриотическим началом. Патриотизм рассматривается как чувство любви к Родине, к ее истокам. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Для того, чтобы представления выпускников детского сада о русской культуре не были отрывочными и поверхностными, и предлагается такая локальная программа.

рекомендована Министерством образования РФ.


Поделиться: