Поиск по сайту

Методы и приемы работы музыкального руководителя в группе «Особый ребенок"


Авторcтво: Туссина Ольга Павловна, музыкальный руководитель ГДОУ № 15 компенсирующего вида для детей с проблемами в физическом и психическом развитии Выборгского района Санкт-Петербурга


Синдром Дауна. Для обозначения умственной отсталости это словосочетание давно стало нарицательным. Всего одна лишняя хромосома в наборе. В каждой семье возможна вероятность рождения такого ребёнка. Ежегодно, по данным В. Леви, в стране их рождается более двух тысяч. Таким детям присуща удивительная душевная аура, они добры, заботливы, ласковы и очень зависимы от взрослых, которые с ними общаются, их учат. Жан Ванье, великий подвижник нашего времени сказал, что такие люди необходимы человечеству, чтобы оно училось любить.

Многие дети с синдромом Дауна к четырём - пяти годам (примерно в этом возрасте они чаще всего попадают к нам в детский сад) говорят очень плохо. Этот недостаток огорчает самих детей и их родителей. Частые отиты, перенесенные в раннем возрасте, приводят к ухудшению слуха. Ребёнок слышит звуки недостаточно точно. Поэтому у очень многих детей с синдромом Дауна слабая слуховая разборчивость. Малыш слышит только приблизительное звучание слов. Как же ему воспроизвести слово, если он не слышит его точно? Добавьте к этому вялось лицевых мышц, ответственных за речь.

От нас, педагогов, зависит очень многое. Надо постараться, чтобы кроха не только слышал, что происходит вокруг него, а также и видел, речь свою подкреплял жестами. Для этого необходимо много времени и терпения. Естественная жестикуляция помогает в трудных ситуациях. Дети с синдромом Дауна постигают язык жестов быстрее, чем значения слов. Позднее малыш начинает понимать, что при помощи слов можно сказать гораздо больше, чем жестами и тогда начинается постепенное отхождение от языка жестов. Здесь важна помощь грамотного логопеда и музыкального руководителя.

Мы можем проиллюстрировать это реальным примером. Для чего приведем дневниковые записи музыкального руководителя с наблюдениями за реакциями и развитием в индивидуально-совместной деятельности удивительно способной девочки Иры.

«Ирочка - девочка с синдромом Дауна, находилась у нас в саду два с половиной года. (Полгода в группе «Особый ребенок» и два - во вспомогательной группе). На самом первом музыкальном занятии, услышав звуки фортепиано, она остановилась, замерев, широко раскрыв глаза, с огромным интересом следя за всем происходящим, буквально впитывая в себя музыку. Всё ей было интересно, вызывало глубокий эмоциональный отклик. Когда же занятие окончилось, малышка отказывалась уходить из зала, уселась на пол, чтобы «никто её не вынес» и никакие уговоры не смогли её убедить покинуть зал». Так началась наша индивидуально-совместная работа. Мы даже представить не могли, насколько неутомимым бывает такой ребёнок, когда ему что-то очень нравится.

Музыка — это та основная и легкоусвояемая пища души, которая питала Иришку и радовала, музыку она любила до самозабвения. Мама этой музыкальной малышки рассказывала, что бывали дни, когда дочка не хотела идти в садик, но как только становилось известно, что сегодня музыка — мигом преображалась и бежала к машине, чтобы скорее ехать. Когда же была больна - весьма огорчалась, что пропустила занятие.

Для всех специалистов, работающих с детьми « с особыми потребностями», основной ценностью должно быть признание достоинства и значимости этих детишек, а первостепенной задачей — улучшение их жизни. В настоящее время появляется всё больше пособий, помогающих в работе музыкальным руководителям с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.

Особенно хочется поблагодарить Е.Н.Котышеву с авторской программой «Мы друг другу рады», М.Ю.Картушину с «Конспектами логоритмических занятий», Т.Сауко и А.Буренину с их программой «Музыкально-ритмического воспитания».

Методы и приёмы работы с малышами с синдромом Дауна имеют свои характерные особенности, связанные со своеобразием их восприятия, часто угнетённым, подавленным психическим состоянием, малым объемом внимания, особым строением уха, низким монотонным голосом, саливацией, нарушением ритмослоговой структуры речи, быстрой утомляемостью.

Всегда позитивный, эмоциональный тон общения педагога, создание ситуации успеха, частое переключение внимания, обильная похвала даже после достижения минимальных успехов помогают ребёнку обрести уверенность, желание заниматься. Дитя необходимо «заразить» своей любовью к музыке, влюбить в музыку, и тогда ребёнок проявит такие чудеса настойчивости, трудолюбия, терпения, на которые нельзя было и надеяться. Для пояснения этого вернемся к нашему дневнику.

«Ира с большим увлечением могла рассказывать о прослушанной музыке. И очень огорчалась, когда замечала, что мы не всегда разбираем некоторые слова. Для большей выразительности Ириша подкрепляла свою речь жестикуляцией, подбирала синонимы. Ей было очень важно, чтобы понимали ее полностью, она считала это самым главным в общении с людьми.

Ирочка умела и любила слушать музыку. Этому очень трудно научить. Такая внутренняя культура складывается длительное время. Обычно проходят годы, пока сформируется потребность получать эстетическое наслаждение от прослушанных музыкальных произведений.

Когда звучала музыка, Ирина замирала, жадно впитывая каждый музыкальный звук. Ей был важен каждый оттенок огромной музыкальной палитры чувств. Музыка смолкала. Ириша не сразу «возвращалась», а ещё некоторое время молчала, пребывая «там», в своём таинственном и непостижимом мире музыки. Через минуту просила, даже требовала: «Ещё, ещё сыграйте!»

В музыкально-коррекционной работе с воспитанниками с синдромом Дауна, при первой встрече даём понять, что именно его, единственного, любимого мы ждали. Приветствие может быть разным: и пожатие протянутой ладошки, и объятия, и пропевания: «здрав-ствуй», «привет», «долгожданный мой», «ах, какое счастье!» и пр. Важно чутко улавливать эмоциональное состояние ребёнка, в зависимости от выражения его глаз, реакции на приветствие, иметь несколько возможных вариантов изменения структуры занятия (в зависимости от реакции на приветствие).

Если понимаем, что существует неразрешенная проблема — пытаемся сделать всё возможное для её разрешения. И тогда, возможно, с такой же проблемой приходит к нам Заинька или какой-то другой персонаж. Мы его пожалеем и вместе порадуемся, что смогли помочь. Проведём занятие в виде игры, заставив работать ситуацию на себя. Предложим Заиньке выполнить упражнения, которые у нас не получались, заодно научим бедняжку, косвенно сделав ему замечание. А вот ребенка - похвалим. Занятия в игровой форме заинтересовывают и легче воспринимаются детьми.

Считалкой или загадкой со словом-подсказкой мы вовлечем наших друзей в слушание музыки, как можно шире используя метод наглядности — тут и портреты композиторов, и игрушка, и музыкальный инструмент, и яркая иллюстрация по содержанию пьесы или песни. Ну, а теперь попробуем сравнить разные жанры музыки. Дети с интеллектуальной недостаточностью прекрасно запоминают то, что очень любят. Это легко понять, если вернуться к нашему примеру.

«Не раз бывало, что Ира просила исполнить музыкальные произведения, прослушанные в прошлом году. Так список любимого репертуара постепенно расширялся. Особенно нравились Ире музыкально-дидактические игры по слушанию музыки, вопросы:

1. «Какие ещё произведения этого композитора ты знаешь?»

2. «Прослушай музыкальный фрагмент и скажи, какая мелодия прозвучала?»

Она всегда всё помнила и безошибочно называла композитора и название пьесы.

Укреплению навыка восприятия помогают дидактические игры на определение тембра музыкального инструмента, динамики, ритма и других средств музыкальной выразительности.

Целесообразность применения тех или иных приемов вокала диктуется особенностями песни. В зависимости от них нами в каждом случае ставятся конкретные задачи, среди которых: правильное звукообразование, чистота интонации, четкость дикции, равномерное расходование дыхания, овладение певческими навыками.

Для овладения, например, певческим навыком «легато» мы учимся дуть на вертушку или играть протяжно на дудочке. Добиваясь чистоты интонирования - просим закрыть одно ушко ладошкой, - тогда малыш хорошо слышит при пении себя. Работая с диапазоном голоса, мы продумываем разнообразные приёмы для его расширения, подбираем соответствующие попевки, по необходимости транспонируем, чтобы ребенку было удобно петь.

«Пожалуй, трудней всего ей давались упражнения и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Мы хлопали в ладоши, стучали в бубен. Выкладывали на столе карточки с ритмическим рисунком, играли в «Ритмическое лото», в «Эхо», слушали, закрыв глаза. И всё же четкость воспроизведения ритма была смазана.

К нам приходили в гости Кукла и Щенок, Петрушка и Котёнок, а мы всё продолжали их обучать. Невозможно было не удивляться терпению и настойчивости этого ребёнка.

Особой любовью у Иры пользовалась игра на детских музыкальных инструментах (триоле, металлофоне, треугольнике, ложках, маракасе). Она не только называла все эти инструменты, но и безошибочно определяла их тембр, знала основные приёмы игры на них.

Детям с синдромом Дауна даже больше, чем обычным детям, важна ситуация успеха, которая закрепляет в их сознании мысль, что музыка — это хорошо, это здорово. Так перед разучиванием хоровода или музыкальных играх предварительно работаем над выразительностью образа в упражнениях.

Очень важно закончить занятие на эмоциональном пике, чтобы ребенку не хотелось уходить. Тогда появляется легкое сожаление об окончании увлекательной игры, возникает желание продолжить и «доиграть» на последующих встречах.

От музыкального руководителя требуется терпение и вера в безграничные возможности ребёнка и, конечно, особая любовь к детям с ограниченными возможностями.

Что можно сказать о результативности наших занятий? Пожалуй, её не измеришь столбцами диаграмм и таблиц. Обучение музыке - сложнейший психический процесс. По нашему глубокому убеждению, самым важным в музыкально-коррекционной педагогике является воспитание жажды познания музыкального искусства, желания у этих особых детей посредством музыкальных образов и звуков познавать мир.

Литература:

«Если у вашего малыша синдром Дауна. Возможно, мы сможем помочь». Родители, члены Ассоциации Даун Синдром. - М.: 1998.

Картушина М. Ю. « Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет». - М.: Творческий центр СФЕРА, 2005.

Котышева Е. Н. «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями». - Санкт-Петербург, Творческий Центр СФЕРА, 2010

Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста». - Санкт-Петербург, «Паритет», 2004

Мастюкова Е., д.м.н., «Медицинские, образовательные, социально-психологические мероприятия при синдроме Дауна», М., 1997

Пушел З. «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему», М., 1999

Пушел З. «Человек с синдромом Дауна», М., 1998

Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши!» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Санкт-Петербург, 2001

Прайс Е. М. «Как помочь вашему малышу с синдромом Дауна научиться говорить», М., 1998


Поделиться: