Поиск по сайту

Применение различных форм представления материала на уроках иностранного языка с учетом особенностей восприятия информации учениками


Авторcтво: Корчагина Виктория Евгеньевна, учитель английского языка ГОУ СОШ № 83 Выборгского района Санкт-Петербурга


Английский язык сегодня прочно завоевал позиции международного языка как средства общения между людьми разных стран. Интерес к изучению английского языка у учащихся безусловно есть, но обучение происходит вне естественной языковой среды. И сделать занятия наиболее комфортными и интересными – актуальная задача учителя.

Все мы по-разному воспринимаем окружающий мир и «обрабатываем» полученную из него информацию.

– Мне нравится наблюдать за тем, как морские волны набирают силу, несутся к берегу и разбиваются о камни, – сказал Визуал.
– Мне нравится слышать могущественный шум моря, временами он затихает, а временами я даже не слышу вас, – ответил Аудиал.
– Мне нравится вдыхать запах моря, мне нравится, как неуёмный ветер треплет мои волосы, мне нравится ощущать вкус соли на губах, – поделился впечатлениями Кинестетик.

Так по-разному три человека воспринимают море. Так по-разному визуалы, аудиалы и кинестетики познают окружающий мир.

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.

Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Классификация, конечно, условна, да и люди, полностью соответствующие какому-то одному типу, встречаются редко, но о преобладании различных черт в характере ребенка говорить можно. Учитывать же эти особенности при обучении ребенка, развитии у него новых умений и навыков, в том числе налаживания контактов с окружающими, — необходимо.

Визуалов большинство. Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»...

В процессе мышления в их голове возникают картинки, образы как в кино.

У визуалов превосходная зрительная память, отлично развитая мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели, подчеркни цветными ручками важные пункты в книге - все это способствует лучшему усвоению материала. Использование презентаций на уроках, а также самостоятельная работа над их созданием важны для усвоения материала. Развлекательно-познавательный характер на уроках английского языка может носить использование видеоматериалов, мультфильмов, комиксов. Составление или разгадывание «спайдерграмм» способствует запоминанию лексики. Работа с наклейками, пазлами, соединение рисунков и соответствующих им слов интересна и полезна, особенно на начальном этапе обучения маленьких визуалов.
Итак, на уроках для детей с преимущественно зрительным восприятием информации и окружающего мира необходимо использование зрительных образов.

Аудиалы помнят в мельчайших подробностях кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Легко откликаются на звуки.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо». Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация.

Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников что задано.

В младшей школе аудиалы хорошо учатся. Их сильная сторона – развитые слуховая память и речь, что очень важно в изучении английского языка, не редко бывают трудности с правописанием. Следует уделять большое внимание чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны, именно они легко «схватывают» иностранный язык. В первую очередь, им рекомендуется пользоваться аудиоматериалами. Разнообразные считалочки, речевки, скороговорки заинтересуют маленького аудиала. С большим энтузиазмом они прослушивают и запоминают песенки, легче других учеников учат стихи наизусть. Вызывает дополнительную мотивацию к овладению иностранным языком ведение диалогов, интервью, дискуссий, участие в инсценировках. Аудиалам интереснее и легче, чем другим дается такая часть изучения предмета как аудирование, они хорошо улавливают из прослушанного текста нужную информацию, находят ответы на вопросы, слышат интонации носителей языка, что помогает им при говорении.

Кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика. Он очень много двигается. Ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют.

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных, часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». Чтение вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Кинестетик может долго рыться в портфеле, найти нужные учебники, в них – заданные страницы и прямо в учебниках отметить, что задано. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте, кинестетика легко отвлечь чем угодно. Ребёнок с трудом будет запоминать увиденное или услышанное, если это не будет ассоциироваться у него с какими-то ощущениями или действиями. Например, хлопки в ладоши в ритм стихотворения при его заучивании. Таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: потрогать руками, сложить, собрать.

Кинестетики любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Маленьким кинестетикам нравится работа с пазлами, наклейками, с карточками, лото такая как подобрать пару, убрать лишнее, дополнить ряд, соединить цифры в рисунок, «побродить» по лабиринту. У детей вызовет интерес составление или разгадывание кроссвордов, чайнвордов, логических цепочек, соединение стрелками рисунка и соответствующей подписи, слова и его дефиниции. Разучивание песенок и речевок, считалочек желательно сопровождать движениями или танцами, активными играми. Кинестетики с удовольствием будут участвовать в ролевых играх, постановках и сценках на уроках и на внеклассных мероприятиях.

В любой группе людей можно встретить представителей различных или смешанных типов. Поэтому, чередуя на уроках задания в соответствии с особенностями восприятия, мы можем охватить вниманием учащихся с различными психотипами. Тем самым, вызывая интерес и дополнительную мотивацию к изучению английского языка.

Кроме того, важно понимать, что если у ребенка преобладает один из способов восприятия, то другие органы чувств у него все равно работают. Чем больше каналов для восприятия информации открыто, тем эффективнее идет процесс обучения.


Поделиться: