Авторcтво: Петухова Татьяна Валентиновна, инструктор по физической культуре, Прозоркина Кира Владимировна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. С внедрением ФОП мы смогли найти для себя новый подход в решении оздоровительных задач через использование элементарных форм детского туризма. Данный метод не только способствует физическому развитию детей, но и укрепляет их моральный и психологический дух.
Детский туризм обладает уникальной способностью формировать у детей интерес к исследованию окружающего мира, а также развивает такие качества, как самостоятельность, ответственность и умение работать в команде. Путешествуя по природным маршрутам, дети учатся ориентироваться в пространстве, наблюдать за растительным и животным миром, а также понимать важность бережного отношения к экологии.
В связи с этим нами был разработан проект, за основу которого мы взяли уже готовую парциальную программу рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок».
Наш детский сад второй год работает в данном направлении детского активного отдыха по разделу туристические прогулки и экскурсии. В этом учебном году было решено провести мероприятие - посвящение «Юные Туристята», которое было приурочено к дню туризма и прошло на территории детского сада 27 сентября в форме интерактивной игры по станциям «Мы в поход идем с друзьями». Ребят ждало увлекательное путешествие в мир новых открытий и знаний. Воспитанники старших групп отправились в туристический поход по маршрутным листам. Побывали на станции под названием «Спортивная», «Экологическая», «Сортировка мусора», «Зеленая Аптека», «Правила дорожного движения», «Что мы знаем о туризме», «Собираемся в поход» и «Привал». В завершении участники данного мероприятия были торжественно посвящены в «Юные Туристята», им повязали галстуки и вручили медали «Юных путешественников».
Еще одним важным мероприятием в нашей работе стала разработка и воплощение в жизнь интерактивной игры фото ориентирование. С помощью этого мероприятия мы планировали вовлечь детей и родителей в совместную соревновательную деятельность, в свободное от детского сада время, например, в выходной день. Так и получилось , все участники данного мероприятия отправились выполнять задания именно в выходной день.
Место для мероприятия было выбрано в пешей доступности, недалеко от детского сада в ближайшем парке. Для создания карты мы воспользовались сайтом Nakarte.me.
Также можно воспользоваться Конструктором карт (Яндекс). Участники, вооруженные картами и фотографиями, отправились на поиски загадочных объектов, запечатленных на снимках. Дети и родители с восторгом исследовали местность, сверяясь с изображениями и искренне радовались каждому найденному элементу. Такая форма досуга как фото-ориентирование не только позволяет ребятам развивать навыки ориентации на местности и умение работать с картой, но и способствует сплочению семейных уз в игре. Как же прекрасно провести выходной вместе с близкими, разделяя моменты открытия и удивления! В такие мгновения время останавливается, и семья становится единым целым, создавая воспоминания, которые останутся в сердцах навсегда.
В рамках проектной программы были организованы познавательные прогулки, призванные расширить кругозор воспитанников и привить им любовь к природе. В феврале дети отправились в увлекательное приключение под названием "Путешествие по зимней тропе", а в апреле их ждала встреча с весенним солнышком в рамках прогулки "В гости к солнышку".
Зимнее путешествие началось с получения таинственной карты и письма от самой Зимушки-Зимы, приглашающей ребят в свое снежное царство. Юным исследователям предстояло вспомнить навыки ориентирования по карте, чтобы найти первую подсказку. Обнаружив заветный конверт, дети с энтузиазмом принялись за выполнение задания: в дидактической игре "Чей след?" они с азартом определяли, какие животные оставили следы на снегу. Продолжая следовать указаниям карты, ребята помогли Зиме собрать рассыпавшиеся по тропинкам льдинки. У белоствольной березы дети вспомнили, чем она отличается от других деревьев, и прочитали стихотворение Есенина "Береза". Завершилось зимнее приключение веселыми соревнованиями в меткости и ловкости в игре "Попади в цель".
Весенняя прогулка "В гости к солнышку" оказалась не менее захватывающей. Вооружившись картами территории детского сада, ребята оттачивали навыки ориентирования и поиска нужных объектов. Встреча с солнышком была теплой и радостной: дети спели песню, сделали зарядку и исполнили танец "Пилоты", разогнав тучи на небе. Рассматривая картинки с разными видами леса, они вспомнили их названия (хвойный, смешанный, лиственный) и деревья, которые в них растут. В играх "Кто как ходит" и "Цапля и лягушки" дети закрепили знания о диких животных и обитателях болот. В конце прогулки солнышко напомнило ребятам о правилах поведения в жаркую погоду и о том, что делать при перегреве.
Эти небольшие, но насыщенные приключения на территории детского сада оставили у детей яркие воспоминания и подарили массу положительных эмоций.
Совместно с родителями и воспитателями группы, была организована экскурсия в местную Парголовскую библиотеку, где юные путешественники окунулись в мир спорта и географии. Дети узнали много нового об истории Олимпийских игр, а также о том, как интересно путешествовать не только по России, но и по всему миру. Они были поражены масштабами нашей страны, узнали о происхождении различных видов спорта, познакомились с особенностями разных континентов, их культурой и народами. И конечно же, юные исследователи выяснили, что туризм может быть не только познавательным, но и спортивным! Туризм для дошкольников – это не просто веселое времяпрепровождение, это ценный инструмент для их всестороннего развития. Это возможность выйти за рамки привычной обстановки детского сада или дома и познакомиться с окружающим миром во всей его красе.
В заключение, туристическая деятельность для дошкольников – это не просто развлечение, это важный элемент развития дошкольников. Она помогает им познавать мир, развивать физические и социальные навыки, воспитывать любовь к природе и формировать уверенность в себе.
Список литературы:
1. ЧеменеваА.А., Мельникова А.Ф, Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый Рюкзачок» 2019г.
2. Чеменева А.А, Мельникова А.Ф, Волкова В.С. Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму 5-6 лет 2019г.
Поделиться: