Поиск по сайту

Слоговая структура слова - основа грамотной речи и письма


Авторcтво: Капустина Татьяна Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №24 Московского района Санкт-Петербурга


         Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения.

Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в слове. 

Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.

На подготовительном этапе предлагаются следующие виды работ:

-  Отхлопывание ритма в ладоши.

-  Отстукивание ладонью по столу.

-  Оттопывание ногой.

-  Отстукивание мячом о пол.

-  Отстукивание ритмом с использованием музыкальных инструментов.

-  Упражнение «Повтори так же»

При работе на вербальном материале игры и упражнения направлены на формирование пространственно-временных представлений. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структурой. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. 

1.      Упражнение «Отхлопай ритмический рисунок слова»

Цель: способствовать чувствовать ритмический рисунок слова.

Ход упражнения: логопед произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а дети по голосу должны отхлопать ритмический рисунок слова.

2.      Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

 Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

3.      Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

4.      Упражнение «Дирижер».

Цель: способствовать чувствовать ритм слова.

Ход упражнения: проговаривают заданные слова, словосочетания, предложения, чистоговорки по слогам под движение руки.

5.      Игра «Сложение и вычитание  букв».

Цель: способствовать концентрации и устойчивости внимания и разфитию слогового анализа и синтеза.

Ход игры: логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова.

6.      Графический диктант с выделением гласных.

Цель: способствовать умению деления слов на слоги, слоговому анализу.

Ход упражнения: детям предлагается графически изображать слоговой ряд слова с выделением гласных.

7.      Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

 Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

8.      Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. 

   Оборудование: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

 Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Уровень гласных звуков:  Детям предлагаются следующие задания:

      -  Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

      -  Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

      -  Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

       -  Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

       -  Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

 Фонематический и слоговой анализ слов

1.      Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2.      Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3.      Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4.      Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

5.      Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6.      Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7.      «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

8.      «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

9.      Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

10. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.

11.Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

         В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

 Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).

1.    Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са …

2.    Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.

3.    Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.

4.    Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично с использованием ударения: ! !! !!.

5.    Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко не хо- ди-те далеко.

6.    Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще… У мышки детеныш мышо.., а у лисы лисе… (Какой одинаковый слог прибавляется?)

7.    Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

8.    Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры: Это кто? Милиционер. Нет кого? Милиционера. Помогу кому? Милиционеру. Вижу кого? Милиционера. Говорю с кем? С милиционером. Говорю о ком? О милиционере.

9.    Игра «Подскажи словечко»

10. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами. 

11. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.

12. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:

Гуси, гуси! !! !!

Га-га-га! ! ! !

Есть хотите? ! !!!

Да-да-да! ! ! !

Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне

Поэтому, важно, чтобы ребёнок мог различать слова по слогам правильно.

Таким образом, развитие слоговой структуры — важный этап речевого развития, и чем раньше начать коррекцию, тем быстрее ребёнок научится говорить правильно. 


Поделиться: