Авторcтво: Капустина Татьяна Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №24 Московского района Санкт-Петербурга |
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения.
Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в слове.
Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.
На подготовительном этапе предлагаются следующие виды работ:
- Отхлопывание ритма в ладоши.
- Отстукивание ладонью по столу.
- Оттопывание ногой.
- Отстукивание мячом о пол.
- Отстукивание ритмом с использованием музыкальных инструментов.
- Упражнение «Повтори так же»
При работе на вербальном материале игры и упражнения направлены на формирование пространственно-временных представлений. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структурой. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
1. Упражнение «Отхлопай ритмический рисунок слова»
Цель: способствовать чувствовать ритмический рисунок слова.
Ход упражнения: логопед произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а дети по голосу должны отхлопать ритмический рисунок слова.
2. Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
3. Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
4. Упражнение «Дирижер».
Цель: способствовать чувствовать ритм слова.
Ход упражнения: проговаривают заданные слова, словосочетания, предложения, чистоговорки по слогам под движение руки.
5. Игра «Сложение и вычитание букв».
Цель: способствовать концентрации и устойчивости внимания и разфитию слогового анализа и синтеза.
Ход игры: логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова.
6. Графический диктант с выделением гласных.
Цель: способствовать умению деления слов на слоги, слоговому анализу.
Ход упражнения: детям предлагается графически изображать слоговой ряд слова с выделением гласных.
7. Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Оборудование: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
8. Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Оборудование: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Уровень гласных звуков: Детям предлагаются следующие задания:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.
11.Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).
1. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са …
2. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.
3. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.
4. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично с использованием ударения: ! !! !!.
5. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко не хо- ди-те далеко.
6. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще… У мышки детеныш мышо.., а у лисы лисе… (Какой одинаковый слог прибавляется?)
7. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
8. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры: Это кто? Милиционер. Нет кого? Милиционера. Помогу кому? Милиционеру. Вижу кого? Милиционера. Говорю с кем? С милиционером. Говорю о ком? О милиционере.
9. Игра «Подскажи словечко»
10. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.
11. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.
12. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:
Гуси, гуси! !! !!
Га-га-га! ! ! !
Есть хотите? ! !!!
Да-да-да! ! ! !
Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне
Поэтому, важно, чтобы ребёнок мог различать слова по слогам правильно.
Таким образом, развитие слоговой структуры — важный этап речевого развития, и чем раньше начать коррекцию, тем быстрее ребёнок научится говорить правильно.
Поделиться: