Поиск по сайту

Профессиональное самоопределение обучающихся в начальной школе. Возможно ли и с чего начать. (Продолжение. Начало в журнале РОНО, №49)


Авторcтво: Чернышова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов ГБОУ лицея №623 Выборгского района Санкт-Петербурга


2 класс

Тема: Про воздух.

Автор УМК «Школа России» Плешаков А.А.

Тема урока «Про воздух»

Тип урока Открытие нового знания

Тип урока Урок смешанного типа

Цель для учителя: создание условий для формирования знания обучающихся о воздухе и его свойствах.

Образовательные

1.      Формировать представление о составе и свойствах воздуха, проводить наблюдения и ставить опыты.

2.      Показать значение воздуха для растений, животных и человека.

Развивающие

1.      Способствовать формированию излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные

1.      Развивать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

2.      Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные: проводить наблюдения и ставить опыты; формировать представление о составе и свойствах воздуха; охранять чистоту воздуха.

Метапредметные: устанавливать элементарные причинно-следственные связи, находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; выделять из темы урока известные знания и умения, включаться в диалог с учителем и сверстниками; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Название этапа и его образовательная задача

Методы

и приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивационный этап

 

 

Словесный

 

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку и настраиваются на него.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Словесный, наглядный

О чем говорили на прошлом уроке?

Чем горные породы отличаются от минералов?

Приведите примеры горных пород. Где можно встретить горные породы?

Приведите примеры минералов.

Что такое гранит? Из чего он состоит?

Как человек использует богатства земных кладовых?

Кто подготовил дополнительные сведения о граните, полевом шпате, слюде? (спросить 2 человека, у остальных проверить тетрадь после урока)

- Ребята, чтобы узнать, как звучит тема нашего урока вам нужно разгадать кроссворд.

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?

- Как назвать, одним словом: снег, дождь, град?

- Время года после осени?

- Что летом бывает грибным?

- Время суток, подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

- А теперь из выделенных букв прочитайте слово.

- Всё верно, сегодня на уроке мы будет говорить: «Про воздух…».

- Давайте определим цель на урок? Как она может звучать?

- Цель звучит так: «Познакомиться со свойствами и функциями воздуха».

- Вода

- Осадки

- Зима

- Дождь

- Утро

- Хвойные

 

 

 

- Воздух

 

Обучающиеся определяют цель урока.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Словесный, наглядный

- А что мы уже знаем про воздух?

- Из чего он состоит?

- Какие свойства у него есть?

- А всё ли мы знаем про воздух?

- Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся со свойствами воздуха и его функциями.

 

 

 

Обучающиеся ведут диалог с учителем.

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Словесный, наглядный, практический

- Чтобы нам было легче работать, давайте составим план на урок.

- Только все пункты перемешались и нам нужно поставить их в правильном порядке.

- Обсудите в парах и составьте пункты плана в правильном порядке.

1) Каковы свойства воздуха?

2) Из чего состоит воздух?

3) Что такое воздух?

4) Какие основные функции воздуха?

 

Обучающиеся ставят пункты плана в правильном порядке.

 

1) Что такое воздух?

2) Из чего он состоит?

3) Каковы свойства воздуха?

4) Какие основные функции воздуха?

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Словесный, наглядный

- А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух?

- Посмотрите на диаграмму и скажите из каких газов состоит воздух?

 

- Воздух состоит из трёх газов: азот-78%, кислород-21% и углекислого газа – 1%.

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

 

- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

- А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Опыты:

- На столе лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха? Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.

- Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

- Что появилось?

- Появятся пузырьки воздуха.

- Какой вывод мы можем сделать?

- При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях. Мы можем почувствовать воздух при его движении.

 

- А как вы думаете, какого цвета воздух?

Открываем первое свойство воздуха: чистый воздух невидимый и бесцветный.

- А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.

Что вы видите вверху?

- Какого оно цвета? Каким оно может быть? Почему?

- Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

- Откройте учебник на странице 56 и рассмотрите иллюстрацию.

- Расскажите о значении воздуха для растений, животных, человека.

- А что такое ветер? Откуда он берётся?

 

Опыт.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем?

- Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?

 

-Может ли жить человек без воздуха?

- Рассмотрите фотографию и схему на странице 57. Попробуйте с их помощью назвать причины загрязнения воздуха.

- Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу целые облака углекислого газа. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит здоровью человека.

- Что же надо делать, чтобы воздух был в городе чище? Ведь остановить фабрики и заводы нельзя, а для передвижения необходим транспорт?

 

- А как вы думаете, можно ли взвесить воздух?

- Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад, к всеобщему удивлению, взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. Так ученый установил, что 1 литр воздуха весит 1 гр. 293 миллиграмма.

Опыт

- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

- Воздух не имеет формы, но мы можем придать ему форму.

- Возьмём полиэтиленовый пакет и зачерпнём немного воздуха.

- Представьте, что вы воздух. Какие пожелания вы бы написали людям?

- Каким бы вы хотели видеть небо у себя над головой? Прочитайте текст «Красота неба» на странице 58.

- Какими словами автор описывает небо? Каким вы видели небо в разное время суток?

- Как мы можем охранять воздух от загрязнения?

 

Обучающиеся работают с диаграммой.

 

- Азота

- Кислород

- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

 

 

 

- Нет

- Вздохнуть

 

Обучающиеся проделывают опыт.

 

 

- Он прозрачный

- Небо

- Голубого

 

 

 

Приводят свои догадки.

- Для них воздух нужен чтобы дышать

- Ветер – это движение воздуха.

 

 

 

 

- Нет

 

- Воздух не имеет вкуса и запаха

 

- На фабриках и заводах необходимо ставить фильтры, очищающие установки, которые задерживают загрязняющие вещества; люди должны сажать больше деревьев, кустарников; надо изобретать новые машины, которые не будут выделять вредных выхлопных газов.

- Нет.

- Учебник прямоугольный.

- Воздух не имеет форму.

 

Обучающиеся знакомятся с текстом и отвечают на вопросы.

Первичное закрепление нового знания.

 

Словес -

ный, наглядный, практичес-

кий

- Откройте рабочую тетрадь на странице 35 и выполните задание под номером один.

- (Имя), какой ответ у тебя получился?

- Всё верно, воздух.

- Кто-нибудь придумал свою загадку о воздухе?

- Кто не успел придумать сейчас, хорошенько подумайте дома и на следующем уроке я у вас спрошу.

- Теперь выполните задание под № 2.

- Давайте выполним проверку.

- (Имя), назовите, что ты отметил красным карандашом.

- Все согласны с мнением (Имя), или он что-то упустил?

- Да, ещё мотоцикл нужно было выбрать.

 

 

 

Обучающиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

 

Словесный, наглядный, практический

- Ребята, вам предстоит самостоятельная работа.

- У вас на партах лежат листочки с заданиями.

- Ваша задача поставить плюсы напротив того свойства, которое присуще воздуху.

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу.

Включение в систему знаний и умений

 

Словесный, наглядный

- Из чего состоит воздух?

- Назовите основные функции воздуха.

- С какими свойствами воздуха мы сегодня познакомились?

- Какие опыты мы сегодня наблюдали?

- Для чего человеку нужен воздух?

 

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

 

Словесный, наглядный

- Сегодня мы изучали тему «Про воздух»

- Как вы считаете, мы достигли нашей цели? А мы выполнили все пункты плана?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Спасибо за работу!

- Ребята откройте дневники и запишите задание, которое вы выполните дома.

- У с. 56-59 (читать, отвечать на вопросы), РТ с. 36 № 3.

 

- Ответы обучающихся

 

- Да

 

- Да, мы выполнили все пункты плана

Записывают домашнее задание в дневник

3 класс

Тема: Тела и вещества

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: Создание условий для знакомства с телами и их составом.

Задачи: Научить различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества.

            -  познакомиться с понятием тела, вещества, частицы, научиться различать тела, вещества и частицы, описывать изученные вещества.  Развивать кругозор детей, прививать любовь к предмету. 

Методы и приемы обучения: Беседа, рассказ, практический, проблемно - поисковый.

Формы обучения: индивидуальная

Основные понятия: Тело, вещество, частица, молекула, атом

Оборудование: 1. презентация, учебник А.А Плешаков. 3 класс 1 часть

2. для эксперимента: стакан, ложечка, питьевая вода, ложечка

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

 

Личностные

Познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы».Различать тела, вещества, частицы. Представление о том, что каждое тело состоит из веществ, о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества.

 

 

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию.

Коммуникативные: Вступать в диалог на уроке и в жизни. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивать внутреннюю на уровне положительного отношения к занятия окружающего мира.

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

 

1.Мотивация к учебной деятельности

 

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

 

Приветствует присутствующих на уроке

Проверяет готовность к уроку

Регулятивные: Проверка готовности к уроку, контролируют свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Личностные: положительное отношение к уроку.

2. Актуализация опорный знаний

 

Мы закончили изучать раздел «Как устроен мир».

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».

Изучая темы этого раздела, мы

-будем проводить опыты, классифицировать, моделировать.

Отвечает на вопросы теста, проверяет правильность выполненного задания

 

Познавательные: -умение применять на практике имеющиеся знания Регулятивные: - осуществлять способность к воспроизведению ранее полученных знаний;                      -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3.Постановка проблемы темы урока.

Целеполагание

А какую тему урока мы будем сегодня изучать, ты узнаешь, выполнив следующее задание.

- Посмотри, пожалуйста, на слайд. Здесь три столбика слов, скажи, какие из них тебе знакомы, мы говорили о них на уроке, а какие –нет.

Глобус, карта, тела,

Равнина, вещества, гора,

Природа, океан, частицы.

Из оставшихся слов попробуй сформировать тему урока. (тела, вещества, частицы).

Какие задачи мы поставим перед собой?

Называет знакомые слова. Из оставшихся слов формирует тему урока. (тела, вещества, частицы).

Ставит совместно с учителем задачи урока: познакомиться с понятием тела, вещества, частицы, научиться различать тела, вещества и частицы, 

Научиться проводить опыты

 

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 

4.Открытие новых знаний

4.1. Введение понятия «Тело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назови вы видите вокруг себя сейчас?

- Как назвать одним словом?

- Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока - это тела. Перечислить все тела невозможно их бесчисленное множество.

Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами. (слайд)

Перед вами карточки с изображением тел. Тебе необходимо разделить картинки на две группы.

По какому принципу разделили слова на группы? Сделайте вывод.

Вывод: есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Рассмотрим схему (слайд). Тела делятся на 2 группы - естественные тела (тела природы), искусственные тела- тела созданные руками человека.

Приведите примеры искусственных и естественных тел

Называет все, что видит вокруг себя.

Объекты,

Предметы.

Слушает объяснения учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называет тела.

Делит слова на группы:

1 группа: стол, карандаш, книги, кресло

2 группа: солнце, облако, дерево, Камень.

Делает вывод: Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

 

Предметные: формирование понятия тела, умение делить тела на группы.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -наблюдать и делать самостоятельные выводы

Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

 

 

 

 

Физминутка

 

Выполняет движения

 

4.2 Введение понятия вещество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие новых знаний

Применение первичных знаний

Тела состоят из веществ.

Например: кусок сахара тело, а сам сахар вещество; алюминиевая проволока –тело, алюминий вещество. Эти тела образованы одним веществом.

Есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека.

Итак, веществами называют то, из чего состоят тела.

- Проведем игру. Я буду называть тело, а ты вещество.

Снежинка,

Мяч

Стакан

Гвоздь

Кирпич

Карандаш

- Объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Назовите в каких состояниях находятся эти вещества. Существуют три формы состояния веществ Какие?

Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

Слушает объяснения учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называет вещество

Вода

Резина

Стекло

железо

Глина

Дерево, графит

 

 

Выполняет задание.

 

 

 

Отвечает на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Предметные: формирование понятия веществ, формы веществ, умение различать вещества.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -наблюдать и делать самостоятельные выводы Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

 

 

4.3 Введения понятия «частица».

 

Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

У тебя на столе стакан с водой и кусочек сахара. Положи сахар в стакан с водой, размешай. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

- Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Этот опыт доказывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц (слайд).

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

- Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Проводит опыт.

Пробует ложечкой воду.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Делает вывод

Предметные: формирование понятия частица
Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

 

 

Применение и углубление знаний

Исправь ошибки. (слайд)

Выполняет задание

Познавательные: умение применять на практике полученные знания Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Регулятивные: принимать и сохранять задачу. Личностные: -стремление проявлять самостоятельность

Рефлексия.

Итог урока.

Самоанализ.

- Что нового узнали? Что называют телами? Приведи примеры. Что такое вещества? Приведи примеры. 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать? 4. Что ты можешь рассказать о частицах?

- Какие задания понравились?

Закончи фразу «На уроке мне было интересно…»

Закончи фразу «Мне было трудно…»

- Поставьте «!» - если было легко, материал понятен,

«?» - если было трудно, остались вопросы по теме.

Отвечает на вопросы

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Тела состоят из веществ.

Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

 

Личностные: -стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные (УУД) -выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; -стремление к познанию, постановке задач для самостоятельной работы.

д/з

Дома поработать с учебником на стр. 36-39, ответить на вопросы проверь себя.

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

Тема: Изучение свойств полезных ископаемых.

Цель

создать условия для ознакомления с разнообразием полезных ископаемых, добываемых в России, их свойствами и применением.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

·         учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые;

·           получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

·         регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;

·         планируют свою деятельность и действуют в соответствии с планом, находят необходимую информацию в дополнительной литературе, понимают информацию, представленную в виде текста;

·         познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки, символы, приведённые в учебной литературе; осуществляют смысловое чтение;

·         коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра во взаимодействии.

·         чувство ответственности за выполнение своей части   работы при работе в группе.

Ресурсы урока:

Для учителя:

·         Рабочая программа

·         Презентация «Полезные ископаемые»

Для учащихся:

·         Коллекция полезных ископаемых, лупы, различные словари, энциклопедии

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

 

 

Цель: активизация учащихся

Настраивает детей на работу.

– Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах.

- Что мы называем горными породами?

- Как вы думаете, к живой или неживой природе относятся горные породы?

- Кто помнит, как называют людей, которые ищут горные породы?

- Сегодня на уроке мы все – геологи. Значит, чем мы будем заниматься?

- Мы будем не только искать, но и изучать свойства горных пород. Итак, заглянем в кладовые Земли.

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

 

 

 

Актуализация знаний

 

Цель: актуализировать знания полученные ранее.

О чем мы будем говорить на уроке вы догадаетесь, отгадав загадки

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,        

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг.

Дома. Ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

               Она варилась долго

               В доменной печи,

               Чтобы потом нам сделали

                Ножницы, ключи. (железная руда)

Внимание, вопрос: глина, песок, мел, , железная руда, что это? (полезные ископаемые)

-А что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под руководством учителя формулируют тему урока.

 

Постановка учебной проблемы

 

Цель: организовать постановку цели урока

Создаёт условия для формирования цели урока.

 

Цель нашей урока: «изучить полезные ископаемые». Исходя из этой проблемы, какие мы наметим для себя задачи: а) изучить виды полезных ископаемых; б) познакомиться со свойствами полезных ископаемых ; в) изучить месторождения , где и как добывают полезные ископаемые; г) где применяют; д) как применяют полезные ископаемые в нашем регионе.

На доске появляется кластер (Кла́стер  - объединение нескольких элементов, определёнными свойствами.), который будет напоминать нам об этапах работы нашей конференции

Полезные ископаемые


Значение термина


Виды


Применение


охрана


Где и как добываются

 

 

 

 


Деятельность человека по добыче


 

 

 

 

 

 

 

 


Где могут пригодиться эти знания?

Прежде чем мы перейдем к работе, давайте отдохнем.

Дают всевозможные ответы.

Ставим цель урока, составляем план построения новых знаний.

Под руководством учителя формулируют цель урока, задачи.

 

 

 

Физ.минутка

Дети выполняют

Поиск решения проблемы

 

Цель: найти ответы к возникшей проблеме

- Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.

А сейчас работа группами. Вы сегодня выступаете в роли геологов. У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись из экспедиции по территории России и нашли залежи такого полезного ископаемого, как ….”. Распределите роли для работы в группе. - Вспомните, в чем залог успеха работы группы? (Необходимо правильно распределить работу, выслушивать мнение каждого, следовать плану и следить за временем).

1) Работа в группах.

Исследование железной руды, мела, гранита и известняка, запись наблюдений в таблицу.

Практическая работа

Ход работы:

  1. Рассмотрите образцы. Определите их состояние и свойства с помощью органов чувств и лупы.
  2. Поцарапайте металлической пластинкой кусочки железной руды, мела, гранита и известняка. Определите их твёрдость.
  3. Разбейте молотком кусочки железной руды, мела, гранита и известняка. Определите их прочность.
  4. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
  5. Сделайте выводы о свойствах каждой горной породы.
    1. Проверка выполнения практической работы

(дети называют свойства полезных ископаемых)

Полезное ископаемое

цвет

запах

Пропускает ли воду

Растворяется ли в воде

Другие

свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

Нет

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

Нет

пластичность, вязкость

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

Нет

прочность,

хорошо

полируется

известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

нет

хрупкий

 

    1. Беседа по теме урока.

- А что о граните записано в толковом словаре?

- Кто может добавить об этом полезном ископаемом?

(Выступления детей)

 

Где могут пригодиться эти знания?

Дети выполняют задания по группам, защита

Физ.минутка

 

Дети выполняют

Итог урока.

Цель: обобщить полученные на уроке сведения.

Ребята, подведем итог нашего урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале конференции? Достигли ли мы цели? Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

Важно ли знать, то что мы только что выяснили с вами?

Дети подводят итог

Домашнее задание

Подобрать интересные факты о наиболее запомнившемся полезном ископаемом

Записывают домашнее задание

Рефлексия деятельности.

Цель:

- оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения

- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

 

Оценивают свои знания

 

 


Поделиться: