Поиск по сайту

Театральная деятельность – как средство формирования связной речи. Методическая разработка


Авторcтво: Джабирова Кристина Юрьевна, учитель-логопед МОБУ СОШ "Агалатовский ЦО", Ленинградская область


       К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются проблемы со связной речью. Это негативно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности.  

      Для формирования связной речи у детей необходимо создать такие условия, в которых они смогут свободно выражать свои эмоции, мысли и желания. Одним из эффективных способов развития речи у детей является театрализованная деятельность. На таких занятиях дети могут примерять на себя различные роли и рассказывать истории, что способствует развитию их речи.

Предлагаемая программа способствует решению этой сложной задачи. [1] Примерное тематическое планирование составлено из расчета общей студийной нагрузки учеников 6 часов в неделю. Количество учебно-творческих занятий может варьироваться.

     

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дошкольники и 1 класс

Главная задача театральных занятий – воспитание умения осуществлять взаимообусловленные действия через развивающие театральные игры и учебные упражнения.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

 

 

Кол-во часов

 

Мы знакомимся с театром (сент.) .

9

1.1.

Мы знакомимся с театром.

 

1.2.

Что делают в театре?

 

1.3.

Работники театра.

 

 

Театр приглашает в сказку (окт. - дек.).

36

2.1.

Чудеса в театре.

 

2.2.

Мы превращаемся в сказочных героев.

 

2.3.

Мы играем в сказку.

 

2.4

Осенняя сказка.

 

2.5.

Зимняя сказка.

 

 

Всем на удивление наше представление (янв. – март).

36

3.1.

Разыграем сказку сами.

 

3.2.

Какие бывают актеры?

 

3.3.

Мы - актеры театра кукол.

 

3.4.

Представление в нашем театре.

 

 

Актер играет роль (апр.).

3

 

Наш друг - театр (май ).

12

5.1.

Театр – это искусство

 

5.2.

Театры вокруг нас

 

5.3.

Мы дружим с театром .

 

 

ИТОГО ЧАСОВ

 

96

 

Программное содержание.

I. Мы знакомимся с театром.

1. Мы знакомимся с театром.

Цель: знакомство с театром как средством развлечения, с устройством театрального здания.

Беседа «Мы идём в театр».

Упражнения актёрского тренинга на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и памяти физических действий.

Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.

Упражнения на воспитание речевой выразительности: сила голоса, чёткость дикции.

2. Что делают в театре?

Цель: воспитание навыка активного актёрского действия, знакомство с элементарными правилами зрительской и актёрской культуры.

Упражнения на воспитание навыка самостоятельного активного действия в заданных условиях.

Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.

Упражнения и игры на знакомство ребёнка с правилами элементарной зрительской и актёрской культуры.

Упражнения на развитие громкости голоса.

3. Работники театра.

Цель: знакомство с профессиями «актёр» и «режиссёр» и с их деятельностью в театре, воспитание умения брать на себя роли актёра и зрителя.

Беседа «Кто работает в театре?»

Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».

Театральные игры на воспитание умения брать на себя роли актёра и зрителя.

Драматизации-импровизации на темы русских народных сказок.

Упражнения на воспитание умения владеть разной силой голоса.

II. Театр приглашает в сказку.

1. Чудеса в театре.

Цель: знакомство с театральной условностью, воспитание веры в правду вымысла, развитие игровых и коммуникативных умений детей, воспитание умения коллективного взаимодействия.

Беседа «По правде и понарошку».

Упражнения на воспитание умения владеть громкостью голоса и чёткой дикцией.

Упражнения на воспитание веры ребёнка в правду вымысла, на память ощущений и память физических действий.

Упражнения на коллективную тренировку памяти ощущений через память физических действий.

2. Мы превращаемся в сказочных героев.

Цель: воспитание навыка веры в театральную условность, навыка перевоплощения в сказочные образы; развитие коммуникативных умений детей, воспитание пантомимической выразительности.

Упражнения на воспитание умения владеть разной интонацией и разной силой голоса.

Упражнения на развитие внутренней техники ребёнка-актёра.

Упражнения на развитие внешней техники ребёнка-актёра (актёрские взаимодействия).

Драматизации на свободную тему.

3. Мы играем в сказку.

Цель: совершенствование навыка сценического поведения, актёрской техники ребёнка, закрепление элементов актёрской и зрительской культуры.

Рассматривание иллюстраций с образами сказочных героев.

Упражнения на владение разной интонацией и разным тембром голоса.

Упражнения на совершенствование актёрской техники ребёнка (осуществление партнёрских взаимодействий).

Беседа «Игра актёра- это труд».

Драматизации по мотивам русских народных сказок.

4. Осенняя сказка.

Цель: Закрепление навыка перевоплощения в образы живой и неживой природы, совершенствование внутренней и внешней техники ребёнка-актёра, закрепление элементов актёрской и общей культуры.

Слушание сказки с музыкальным сопровождением.

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.

Драматизация по мотивам сказки.

Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.

Мини-представление по сказке.

Зимняя сказка.

Цель: та же.

Рассматривание иллюстраций с образами сказочных героев.

Слушание и пересказывание « Зимней сказки».

Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.

Драматизация «Зимней сказки».

Мини-представление для зрителей.

III. Всем на удивление наше представление!

1. Разыграем сказку сами.

Цель: совершенствование актёрской техники ребёнка, обучение

умению осуществлять партнёрские взаимодействия.

Упражнения на совершенствование сценической речи (интонация, дикция).

Упражнения на воспитание мимической выразительности.

Слушание выразительного рассказывания русских народных сказок.

Этюды по мотивам русских народных сказок.

Создание декораций и костюмов для представления.

2. Какие бывают актёры?

Цель: закрепление представлений о профессии актёра и актёрском труде, знакомство с актерами театра кукол и особенностями их работы.

Беседа «Актёры в театре».

Упражнения на воспитание речевой выразительности (тембровая окраска голоса, интонация).

Упражнения на воспитание пантомимической выразительности.

Беседа «Театр кукол».

Упражнения на воспитание элементарных умений кукловождения в разнообразных видах детского театра кукол.

3. Мы - актёры театра кукол.

Цель: развитие исполнительских умений ребёнка, обучение элементарной технике вождения пальчиковых, варежковых и перчаточных кукол, развитие творческого воображения и мышления ребёнка.

Упражнения на совершенствование речевой выразительности (сила голоса, дикция).

Упражнения на совершенствование элементарных умений вождения кукол на ширме и без неё.

Беседа «Актёр театра кукол».

Кукольное представление-фантазия.

4. Представление в театре.

Цель: совершенствование психических процессов (внимания, памяти, воображения, творческого мышления) ребёнка, совершенствование актерских умений, обеспечение творческой самореализации ребёнка в детском спектакле.

Беседа «Такие разные роли».

Беседа «Актёр - участник представления».

Упражнения на совершенствование речевой выразительности ребёнка (сила голоса, тембровая окраска).

Упражнения на совершенствование пантомимических умений.

Этюды по выбранной пьесе для детского театра.

Репетиции детского представления.

Премьерный показ детского спектакля зрителям.

IV. Актер играет роль.

Цель: совершенствование внутренней (память ощущений, произвольное внимание, творческое воображение, мышление) и внешней (выразительность психофизических действий, мимики, жестов) техники ребёнка-актёра, закрепление представлений ребёнка о средствах актёрского труда, закрепление правил культуры общения.

Беседа «Чем работает актёр?»

Беседа «Как актёр трудится?»

Упражнения на выражение словесных действий.

Упражнения на возникновение переживаний от настроения музыки.

Упражнения на совершенствование пантомимических умений.

Этюды на воплощение образов сказочных героев.

Драматизации по мотивам русских народных сказок.

V. Наш друг – театр.

1. Театр - это искусство.

Цель: развитие психических процессов и исполнительских актёрских умений детей в упражнениях и театральных играх.

Упражнения на совершенствование речевых умений (темп речи, сила голоса, интонация).

Упражнения на развитие телесной пластичности и пантомимической выразительности.

Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.

Упражнения на развитие умения осуществлять парные взаимодействия.

Создание коллективного представления в театре пантомимы.

2. Театры вокруг нас.

Цель: закрепление представлений о театральном искусстве, знакомство с видами театрального искусства, закрепление правил сценической и общей культуры (поведение актёров и зрителей), развитие коммуникативных умений ребёнка.

Беседа «Какие бывают театры?»

Беседа «Театры в нашем городе».

Упражнения на совершенствование речевых умений (дикция, сила голоса, интонирование).

Упражнения на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия.

Упражнения на закрепление правил театральной культуры.

Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».

3. Мы дружим с театром.

Цель: развитие психических процессов личности ребёнка, совершенствование актёрских умений, закрепление устойчивого интереса к театральной деятельности.

Драматизации-импровизации на свободную тему.

Подготовка музыкально-драматического действа по мотивам сказки (по выбору детей).

Показ представления зрителям - родителям и сверстникам.

2 класс

Мы становимся актерами

Главная задача театральных занятий во втором классе – воспитание навыка коллективной сценической деятельности, развитие произвольного внешнего и внутреннего внимания.

Календарно-тематическое планирование.

 

№ п./п.

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

 

 

Кол-во часов

1.

Актер – это профессия (сент. - окт.).

22

1.1.

Наш друг – театр.

 

1.2.

Актер – главный в театре.

 

1.3.

Актеры кукольного театра.

 

1.4.

Актеры в драматическом театре.

 

2.

Актеры – участники представления (ноябрь – дек.).

24

2.1.

Труд актера.

 

2.2.

Актер работает над ролью.

 

2.3.

Представление – труд многих актеров.

 

3.

Представление – это искусство (янв.)

12

3.1.

Что такое «театральное искусство»?

 

3.2.

Представление – это искусство актеров.

 

3.3.

Учимся творить искусство

 

3.4.

Роли всякие нужны, роли всякие важны.

 

4.

Мы готовим представление (февр. - март).

24

4.1.

Актеры дружат с репетицией.

 

4.2.

Зачем нужна репетиция?

 

4.3.

Репетиция превращается в представление.

 

4.4.

Представление – это праздник.

 

5.

Волшебная сила театра (апр. – май)

14

5.1.

Театр нужен людям.

 

5.2.

Как приятно быть актером!

 

5.3.

Актеры – в представлении партнеры.

 

5.4.

Мы умеем быть актерами.

 

 

 

ИТОГО ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТУ:

 

 

96

Программное содержание.

I. Актер – это профессия.

Наш друг – театр.

Цель: расширение представлений о театральном искусстве, создание устойчивого интереса к театральной деятельности.

Беседа «Театр – это развлечение».

Беседа «Кто работает в театре?».

Упражнения актерского тренинга на развитие внутренней техники (произвольное внимание, память ощущений, память физических действий).

Упражнения на развитие внешней техники (способность к перевоплощению, пантомимическая выразительность).

Упражнения на воспитание сценического голоса (разная сила голоса).

Актер в театре – главный.

Цель: знакомство с профессией актера, с особенностями актерского труда, создание устойчивого интереса к актерской деятельности.

Беседа «Актер в театре – главный».

Беседа «Чем работает актер?».

Упражнения для воспитания сценического голоса (темп речи, разная сила голоса).

Упражнения на развитие внутренней техники («память физических действий», «если бы»).

Упражнения на развитие внешней техники («воображаемые предметы», «превратился сам»).

Актеры кукольного театра.

Цель: знакомство с особенностями работы актера театра кукол, обучение элементарным умениям вождения театральных кукол.

Беседа «Актеры кукольного театра».

Беседа «Мы работаем на ширме».

Беседа «Представление театра кукол».

Упражнение «Кукольная зарядка» (техника кукловождения).

Упражнение «Оживляем кукол» (техника кукловождения).

Пальчиковый тренинг.

Этюды без ширмы «Утро куклы».

Этюды на ширме «Гость из сказки».

Этюды-эпизоды на ширме (по выбранной сказке).

Репетиции кукольного спектакля (по выбранной сказке).

Показ кукольного спектакля зрителям (детям и родителям).

Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи).

Упражнения для развития речевой выразительности (интонация, четкая дикция).

Актеры драматического театра.

Цель: знакомство с особенностями творчества актера драматического театра; совершенствование актерской техники ребенка; воспитание умения совершать партнерские взаимодействия; обеспечение творческой самореализации ребенка в сценическом творчестве.

Беседа «Драматический актер».

Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, интонирование).

Упражнения актерского тренинга для развития внутренней техники (память ощущений, творческое мышление, воображение).

Упражнения для развития внешней техники (пантомимическая выразительность, точность физических действий).

Этюды по мотивам Новогоднего представления.

Актеры – участники представления.

Труд актера.

Цель: расширение представлений о специфике и материале актерского творчества, о трудностях в работе актера; воспитание умения сознательно осуществлять актерскую деятельность.

Беседа «Как работает актер?».

Упражнения для развития сценического голоса (тембр голоса, звукоподражание).

Упражнения на развитие внутренней техники («предлагаемые обстоятельства», «если бы»).

Упражнения на развитие внешней техники («ПФД», «превратился сам», партнерское взаимодействие).

Этюды «Словесные действия» (по сценарию Новогоднего представления).

Этюды «Партнеры» (по сценарию Новогоднего представления).

Актер работает над ролью.

Цель: создание представления о роли как продукте труда актера, воспитание стремления ребенка качественно выполнять выбранную роль, развитие умения перевоплощаться в заданную роль.

Беседа «Что такое «роль»?».

Беседа «Актер трудится над ролью».

Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, звукоподражание).

Упражнения «Речевые действия» (интонирование).

Этюды-эпизоды по сценарию Новогоднего представления (партнерское взаимодействие).

Черновые репетиции по сценарию Новогоднего представления (освоение сценического пространства, работа с реквизитом).

Представление – труд многих актеров.

Цель: создание представления о коллективности в актерском творчестве, о влиянии актера на качество спектакля; развитие актерской техники ребенка; обеспечение условий для самопрезентации ребенка как актера.

Беседа «Представление – труд многих актеров».

Прогонные репетиции Новогоднего представления (речевые и пантомимические умения, освоение сценического пространства).

Генеральная репетиция Новогоднего представления (темп действия, коллективный труд).

Показ детского представления на Новогоднем празднике.

III. Представление – это искусство

Что такое «театральное искусство»?

Цель: создание представления о театре как виде искусства; совершенствование внутренней актерской техники ребенка.

Беседа «Театральное искусство».

Анализ выступления на Новогоднем празднике.

Упражнения для воспитания сценического голоса (разный темп речи, дикция).

Упражнения для совершенствования внутренней техники («Предлагаемые обстоятельства»).

Драматизация-импровизация «Мороз и Солнце».

Представление – это искусство актеров.

Цель: создание представления о спектакле как произведении актерского искусства, о значимости и влиянии труда актера на спектакль; совершенствование внешней техники ребенка-актера.

Беседа «Представление – это искусство актеров».

Беседа «Каков мастер, такова и работа».

Упражнения для развития сценического голоса («Скороговорки»: дикция, темп речи).

Упражнения для развития внешней актерской техники («Тело в деле»).

Драматизация-импровизация «Метелица».

Учимся творить искусство.

Цель: воспитание отношения к актерской деятельности как виду искусства, осознание правил сценической культуры актера, совершенствование актерской техники ребенка (способность к перевоплощению, пантомимическая выразительность).

Беседа «Как актер творит искусство».

Упражнения для развития сценического голоса («Снежинка»: интонация, сила голоса).

Упражнения для развития внутренней техники («Превратился сам»).

Упражнения для развития внешней техники («Тело в деле», «Актер выходит на сцену»).

Этюды «Дед и внучка» (пантомимическая выразительность).

Выбор сказки для детского спектакля.

Роли всякие нужны, роли всякие важны.

Цель: та же.

Беседа «Сказочные герои».

Беседа «Роли всякие нужны, роли всякие важны».

Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса).

Упражнения для совершенствования актерской техники («Одно и тоже по-разному»).

Этюды «Герой в деле» (пантомимические и речевые умения).

Этюды по мотивам выбранной сказки.

Мы готовим представление.

Актеры дружат с репетицией.

Цель: воспитание отношения к репетиции как необходимому условию актерской деятельности; совершенствование актерских умений детей в коллективном творчестве.

Беседа «Что такое «репетиция»?».

Упражнения для развития сценического голоса («Словесные действия»: интонационная выразительность).

Этюды по мотивам выбранной сказки «Сказочный герой».

Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие).

Упражнение «Ритмические аплодисменты» (коллективное одновременное действие).

 

Зачем нужна репетиция?

Цель: та же.

Беседа «Зачем нужна репетиция?»

Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (сценическое взаимодействие).

Этюды-эпизоды по сценарию выбранной сказки «Событие» (словесное и бессловесное взаимодействие).

Черновые репетиции по сценарию.

Репетиция превращается в представление.

Цель: та же.

Беседа «Какие бывают репетиции?».

Беседа «Костюм героя».

Упражнение «Превращение комнаты» (коллективные действия: взаимопомощь).

Прогонные репетиции по сценарию.

Генеральная репетиция будущего спектакля.

Упражнение «Актерский поклон» (одновременное коллективное действие).

Представление – это праздник.

Цель: обеспечение актерской самопрезентации ребенка в театральной деятельности; закрепление правил театральной культуры (актерской и зрительской).

Сдача детского спектакля.

Показ детского спектакля зрителям (детям и родителям).

Обсуждение спектакля со зрителями.

Игра-действо «Наши таланты».

Волшебная сила театра.

Театр нужен людям.

Цель: создание представления о влиянии театрального искусства на людей, содействие осознанию ребенком собственных достижений через театральную деятельность.

Беседа «Зачем нужен театр?»

Беседа «Театр – наш «воспитатель»».

Упражнения для развития сценического голоса («Скороговорки», «Я – чтец»: сила голоса, дикция, интонация).

Драматизация-импровизация «Весенняя сказка».

Тест-игра «Мои достижения».

Как приятно быть актером!

Цель: закрепление устойчивого интереса к актерской деятельности; совершенствование актерской техники детей (партнерские взаимодействия); закрепление правил актерской культуры.

Беседа «Как приятно быть актером!»

Упражнения для развития сценического голоса («Голос героя»: интонация, тембр голоса).

Этюды «Весенние фантазии».

Подготовка представления по замыслу детей: этюды «Характер героя» («Превратился сам»).

Актеры – в представлении партнеры.

Цель: та же.

Беседа «Партнеры по сцене».

Подготовка представления по замыслу детей: партнерские этюды «Партнеры».

Черновые репетиции детского представления.

Упражнение «Продолжи фразу».

4. Мы умеем быть актерами.

Цель: развитие самостоятельности в детском актерском творчестве, обобщение и закрепление актерского опыта ребенка.

Прогонные репетиции детского представления.

Показ детского представления зрителям.

Беседа «Мы умеем быть актерами?»

Тест-игра «Аплодисменты для меня».

Совместный анализ-игра «Наш театр».

                                                             Список литературы:

1.      Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М., 1981.

2.      Белянская Л.Б. Хочу на сцену. – Донецк, 1997.

3.      Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М., 1986.

4.      Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М., 1992.

5.      Пеня Т.Г., Ершова А.П. Театральные занятия для младших школьников. – М., 1995.

   




Поделиться: