Авторcтво: Титова Марина Борисовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №221 Кировского района Санкт-Петербурга |
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своими мыслями о важности формирования читательской грамотности на уроках Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и о том, как работа с таблицей может этому способствовать.
Чтение текстов учебника, а также художественных рассказов, притч и других литературных произведений является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКЭС. Эти тексты не только обогащают знания учеников о религиозной культуре, но и помогают им осмыслить главные нравственные идеи, заключенные в этих произведениях.
1. Эффективность работы с текстом
Для того чтобы работа с текстами была эффективной, необходимо развивать у учеников умение осуществлять информационный поиск. Это включает в себя извлечение нужной информации и преобразование ее из одной формы (например, текста учебника) в другую (например, таблицу). Работа с таблицей позволяет систематизировать информацию, выделить ключевые моменты и сделать их более наглядными.
2. Коммуникативные навыки
Кроме того, важно развивать у учеников навыки слушания и ведения диалога. Умение различать и признавать различные точки зрения, а также аргументировать свою позицию, является важным аспектом читательской грамотности. Это помогает ученикам не только лучше понимать прочитанное, но и участвовать в обсуждениях, что способствует более глубокому осмыслению материала.
3. Читательская грамотность
Читательская грамотность — это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. В рамках курса ОРКЭС работа с текстом может быть организована как коллективная деятельность, что способствует обмену мнениями и совместному осмыслению прочитанного.
4. Пример работы с таблицей: «Милосердие и сострадание»
Рассмотрим пример темы «Милосердие и сострадание». Целью мастер-класса может быть понимание и осмысление «милосердия» как основополагающего нравственного постулата, который облагораживает и улучшает жизнь человека. В толковом словаре В.И. Даля милосердие определяется как «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро любому».
В ходе работы можно задать ученикам вопросы:
· «А вы бываете милосердны?»
· «Как часто?»
· «Почему вы поступаете милосердно?»
· «Как относятся к милосердию в различных религиях?»
Эти вопросы помогут ученикам не только задуматься о своих действиях, но и провести информационный поиск, а затем перенести полученные данные в таблицу, что позволит визуализировать информацию и сделать ее более доступной для анализа.
Заключение
Как писала М. Цветаева: «А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками; чтение, прежде всего сотворчество». Работа с текстами на уроках ОРКЭС, особенно через призму таблиц, способствует не только развитию читательской грамотности, но и формированию нравственных ценностей у учеников.
Поделиться: