Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ
Правильное понимание детьми прочитанного текста способствует расширению кругозора, развивает эмпатию и толерантность, а также способствует формированию критического мышления. Теги: читательская грамотность, функциональная грамотность, уроки ОРКСЭ, классификация учебных заданий, педагогические технологии. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. В настоящее время у обучающихся наблюдается языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят в Интернете и у экранов телевизора. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка. На начальном этапе обучения, главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает: • совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения; • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях; • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития* * Концепции начального образования «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад и первоначально предполагало приобретение базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи для функционирования в социуме. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, бывает теряемся, не можем сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы). Предмет ОРКСЭ занимает совсем небольшое место в учебном плане, 1ч в 4 классе и как продолжение - реализация предметной области ОДНКНР в основном звене. Предмет гуманитарный, а значит основное место в нем занимает текст и работа с ним. Таким образом понятно, что на этих уроках мы можем формировать и развивать в первую очередь читательскую грамотность, как одну из составляющих функциональной грамотности. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Приобщение ребёнка к чтению, его развитие как читателя - задача не из лёгких и очень актуальна в настоящее время. Известно, что если к двенадцати годам ученик не полюбит чтение, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит. Поэтому работа с художественным произведением на уроках ОРКСЭ, безусловно, принесет положительный результат. В сегодняшних условиях существуют множество технологий, методов и приёмов работы с текстом, которые все мы используем. Особо здесь можно выделить, конечно технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Приемы «толстых и тонких вопросов», «чтение с пометками», «синквейн», «ромашка или кубик Блума» все мы используем давно и успешно. Чаще всего мы на одном уроке мы используем приемы разных технологий. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области. На уроках ОРКСЭ можно использовать групповые формы работы. Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия. Большое значение имеет самостоятельная работа учащихся по усвоению программного материала. Для этого можно использовать работу с текстом учебника, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Важно создать на уроке обстановку, при которой ученик не может сидеть на уроке «без мысли в голове, без дела в руках». Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОРКСЭ является игровая технология. Для этого можно использовать обучающие и дидактические игры, ролевые игры, составление и разгадывание кроссвордов, рассказ от первого лица и др. Во время игры проявляется активность каждого учащегося, происходит соревнование либо между отдельными учащимися, либо между командами. Одной из форм работы на уроке ОРКСЭ является знакомство и работа с притчами. «Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету ОРКСЭ, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения, т.е. диалога. Образы притч могут быть и примером для подражания. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах. Мораль притч (поучительный вывод) помогает человеку поступать правильно, по законам нравственности. Поэтому мы обратимся прежде всего к выявлению нравственного смысла христианских притч. Продуманные задания на уроках способствуют процессу формирования функциональной читательской грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения или дать ответ на проблемный вопрос. Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, и т.д., потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР важно для общего развития личности и успешной адаптации в современном обществе, где умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Список литературы и использованных источников 1. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х ч. Ч. 3. ФГОС. М.: Просвещение, 2012. 273 с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ 4. Читательская грамотность. Характеристика заданий и система оценивания [Электронный ресурс]. skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye URL: http://www. materialya/ЧГ_5_2019_характеристики%20и%20система%20оценивания.pdf 5. https://files5.s-ba.ru/pedagog/publ/pdf/2171206s200125161743.pdf?data=2025-03-09%2004:17:31 Приложения: 1. Презентация "Формирование функциональной читательской грамотности на уроках ОРКСЭ"
Поделиться: |