Поиск по сайту

Приобщение к культурному наследию. Методическая копилка классного руководителя.


Авторcтво: Ильина Софья Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ лицея № 150, Калининского района Санкт-Петербурга


       Как создать благоприятную окружающую среду в детском коллективе, с которым будет работать на протяжении нескольких лет классный руководитель? Если вы задаете себе такой вопрос, то в вашем коллективе все складывается удачно, дети с удовольствием ходят в школу, где учатся, трудятся, находят новых друзей и интересно проводят время. В моей практике такая работа начинается в первом классе 1 сентября большим совместным праздником, когда дети впервые переступают порог школы, крепко держа за руки своих родителей. Единение классного руководителя, детей и родителей – в этом и есть залог успешного обучения и воспитания школьников. «Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей», - писал советский педагог-новатор    В.А. Сухомлинский. Объединение различных идей по воспитанию и развитию мотивации обучающихся находит воплощение в образовательной деятельности. И это не только уроки, а еще и интересная, познавательная внеурочная деятельность, где у каждого школьника появляется возможность ощущать свою уникальность, развивать свои способности. «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле». (Сенека, римский философ)
       Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» выдвинута приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».[1]

       Цель работы классного руководителя заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями как общими, так и специальными. А чтобы «рассмотреть» особенности каждого ребенка, нужно разнообразить направления, формы и методы работы со всеми детьми. Таким образом,   классный руководитель создает условия для успешной социализации всех детей, с которыми он работает на протяжении нескольких лет, и создает условия «для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности».

      Игры по станциям – это одно из направлений, в котором создаются условия для проявления и развития каждым ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций и выстраивание системы воспитания, способствующей утверждению «в детской среде позитивных моделей поведения как нормы».[2]

      Цель Игры по станциям: совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях. Задачи: обеспечить выбор обучающимися конкурсов, олимпиад, проектов в соответствии с их интересами и способностями. Реализация: конкурсы, олимпиады, проекты, фестивали.

      Игры по станциям проводится ежемесячно, на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе, начиная с первого месяца пребывания ученика в классе. Отличительной особенностью такой игры является система ее организации и проведения.

*      Деление обучающихся на пять одинаковых по количественному составу команд с одинаковой детской активностью и пассивностью (в силу их природного характера и поведения в адаптационный период) с первой игры и сохранение данного состава на протяжении всех игр первого года.

*      Помощь в выборе капитана команды (в течение первого года в роли капитана побывает каждый ребенок); помощь в подборе названия и девиза команды (название команды в соответствии с темой игры).

*      Со второго класса в формировании команд происходят некоторые изменения: дети формируют команды сами, придерживаясь тех же условий, что были в первом классе (классный руководитель помогает ребятам, если команда не может сформироваться по какой-либо причине).

*      С третьего класса формирование команд происходит практически самостоятельно: первые три команды формируются очень быстро (вывод из практики проведения), остальным детям классный руководитель помогает сформировать две команды.

*      Участие родителей в качестве ведущих станций и судейской команды. Среди родителей организуется группа постоянного состава, которая имеет возможность не только наблюдать за развитием детей от игры к игре, но и делиться своими впечатлениями на родительском собрании или в социальных сетях среди родителей класса.

*      Альтернатива: самопроверка и самоконтроль по ключам; создание фото и видеоматериалов для родителей.

*      Цель Игры по станциям направлена на то, чтобы обогатить детей новыми знаниями об окружающем мире; учить ориентироваться в различных жизненных ситуациях. В занимательной форме дать творческие задания и вопросы, используя прием соревнования; работать над формированием детского коллектива. Развивать эрудицию, любознательность, сообразительность; вспомнить русский фольклор; приобщать детей к чтению. Познакомить детей с прошлым и настоящим Петербурга, используя прием соревнования; работать над патриотическим воспитанием, давая в доступной для детей форме краткие сведения о государстве, о государственных символах Российской Федерации, об истории России.

*      Подбор материала для каждой станции различной сложности (принцип mini-max, простой доступный каждому ученику и более сложный для поддержания интереса начитанных, сообразительных, смекалистых, рассудительных учеников); соотношение нового и известного материала, где новое преобладает; уровень трудности содержания, где уровень высокий, но преодолимый. Подбор материала по принципу «Каждый ребенок имеет право на успех!».

           Перечень станций не меняется от игры к игре. Станция 1. Наш богатый русский язык. Станция 2. Логическая. Станция 3. Творческая. Станция 4. Литературная. Станция 5. Познавательная («Мой любимый город», «Всякому мила своя сторона», «Флора и фауна», «Новогодняя», «Загадочная», «Страноведение» и др.). А название игр соответствует временам года или определенной тематике: «Осенний калейдоскоп», «Месяц январь – зимы государь», «Весенний переполох», «Здравствуй племя, младое, незнакомое», «Чтение – вот лучшее учение!», «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» и др.

*      Содержание станции соответствует ее названию. Задания станций содержат пословицы и поговорки, антонимы и синонимы, загадки и ребусы, шарады и кроссворды, логогрифы и анаграммы, магические квадраты и грамматическую арифметику, игры Деда Буквоеда и загадки-шутки. Выполняя задания станций, ребята могут пройти по страницам детских произведений и познакомиться с мудрыми мыслями великих людей, оказаться в море Басен, в долине Сказок и в океане Толкования Слов, вспомнить или узнать мифы, обратиться к истокам слова. А еще ребята могут оказаться на колесе Обозрения, вспомнить события и даты, ответить на экспресс вопросы, побывать в мире прекрасного, узнать об удивительных превращениях, и, наконец, побывать в роли юных дарований.

*      Проведение игры. Оборудование: маршрутные листы у команд, командный список участников игры, сводная ведомость результатов игры с отметкой активных игроков, листы с заданиями для каждой команды, лист с ответами и судейский протокол для ведущих станций. Время: на станцию отводится от 10 до 15 минут максимально (время зависит от возрастных особенностей детей). Подведение итогов: в конце игры подводится результат проведенной игры, после проведения трех игр подводится следующий результат: итоги осеннего тура, зимнего тура и весеннего тура, в конце года подводится общий итог участия команд за год. В конце каждой игры проводится устный анализ прошедшего мероприятия: свою точку зрения высказывают сначала участники команд, затем родители – члены судейской команды, потом классный руководитель – главный судья соревнований.

*      Достижением цели Игры по станциям является приобретение обучающимися новых знаний, умение найти «в закромах памяти» и поделиться уже имеющимися знаниями и желание самостоятельно добывать знания из различных современных информационных ресурсов; возможность выбора достойной группы учащихся для соревнований более высокого уровня (выдвижение игроков от каждой команды самими участниками команды); понимание всеми игроками главного принципа «Главное в классной игре не победа, а участие, приобретение новых и воспроизведение уже имеющихся знаний, умение работать в команде».

       Проведение Игр по станциям эффективно тем, что ребята легко и по-доброму общаются друг с другом, в классе достаточно быстро и легко формируется детский коллектив, обучающиеся умеют слаженно работать в команде, с большим желанием добывают знания и при необходимости умеют их применять. Создается высокий уровень взаимопонимания всех участников учебно-воспитательного процесса: детей – родителей – классного руководителя. Происходит создание единого творческого коллектива.

       Таким образом, классный руководитель может и должен попробовать выполнить самое главное – заложить в юных школьниках большое духовно-нравственное начало и воспитать в обучающихся лучшие человеческие качества, приобщить детей к культурному наследию, а также заложить хорошую почву для роста талантливой молодежи, успешной и уверенной в себе.

       В творческой совместной деятельности, где каждый ребенок может проявить себя, почувствовать свою значимость в общем успехе, формируется коллективная установка на поддержку творческих условий каждого.

Для реализации Игры по станциям требуется желание классного руководителя и сотрудничество с родителями и социальными партнерами. Система работы не требует больших экономических затрат, она доступна в применении.


[1] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/

[2] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/




Поделиться: