Поиск по сайту

Урок-путешествие «Александр Невский» в системе работы по приобщениб учащихся к основам русской духовной культуры.


Авторcтво: Авдеева О.В., учитель истории ГОУ СОШ № 427 Кронштадского района Санкт-Петербурга



Пояснительная записка:

Актуальность:

Школьная программа предполагает изучение личности и деятельности Александра Невского в начальной школе в курсе «Окружающий мир» (1 час), в шестом классе, в курсе истории Отечества (1 час), а также в 10 классе, при изучении данного исторического материала на втором концентре (0,5 часа). Такой небольшой объем учебного времени, и, вместе с тем, значительный временной разрыв между изучением данной темы в средней и старшей школе, часто не позволяет школьникам осознать огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, увидеть важное место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной России.

Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о личности и деятельности князя таким образом, чтобы пробудить интерес к истории данного периода, желание продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. В связи с этим, возникает потребность в использовании нетрадиционных форм изучения данного материала. Именно поэтому, автором представлен игровой вариант урока, позволяющий учителю, с одной стороны, проверить уровень знаний учащихся, с другой – дать возможность каждому участнику применить эти знания в условиях имитации прошлого, тем самым, углубляя и расширяя его представления о личности Александра Невского.

Возраст участников:

Урок целесообразно проводить для учащихся шестого класса, так как школьники уже успели изучить необходимый материал. В качестве экспертов на станциях предлагается использовать учащихся 8-9 класса, что позволит им на более высоком уровне осмыслить личность и деятельность Александра Невского, а также подготовиться к изучению данного вопроса во втором концентре.

Место урока в курсе истории Отечества:

При наличии учебного времени урок может проводиться в курсе истории Отечества шестого класса, после изучения темы «Политическая раздробленность на Руси». В условиях нехватки учебного времени, проведение урока можно приурочить к одной из памятных дат, связанных с именем Александра Невского. Урок также можно использовать в качестве классного часа или сценария мероприятия в рамках «Недели истории».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: игра по станциям

Цель урока: формирование целостного образа Александра Невского через систему познавательных, творческих и развивающих заданий

Задачи урока:

Образовательные:

· Обобщить и систематизировать знания школьников о личности и деятельности Александра Невского;

· Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного деятеля.

Развивающие:

· Продолжить формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником, аудио- и видеоматериалами);

· Продолжить формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза);

· Развитие коммуникативных умений через групповую работу.

Воспитательные:

· Способствовать формированию познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;

· На примере личности Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;

· Утвердить в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа.

Используемые педагогические технологии:

· Работа в группах;

· Игровые технологии;

· Использование ТСО;

· Экспертиза знаний учащихся.

Ожидаемые результаты:

· Расширение кругозора школьников (знакомство с памятниками изобразительного искусства, музыки, кинематографа);

· Выявление и формирование оценочных суждений школьников о личности и деятельности Александра Невского;

· Приобщение школьников к духовным традициям русского народа, формирование нравственных чувств и понятий;

· Эмоционально-ценностное восприятие школьниками исторического прошлого, приобретение каждым участником личностно значимых знаний по данному периоду;

· Развитие коммуникативных умений школьников.

Оборудование урока:

· ПК и мультимедийный проектор (2 шт.);

· Видеофрагмент из к/ф С. Эйзенштейна «Александр Невский» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98e61649-723a-4228-a371-d58c8664efd6/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BKI_06%5D.html

· Аудиофрагмент «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c331ae38-e1a5-4a3f-9c02-883ad4f5a80a/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BMU_05%5D.html

· Презентация с миниатюрами лицевого летописного свода;

· Маршрутные листы;

· Грамоты для победителей;

· Разрезанный в виде пазла Орден Александра Невского для каждой команды;

· Раздаточный материал:

Организационный момент:

Из учащихся шестых классов формируются команды по 6-8 человек (одна-две команды от каждого класса). В разных кабинетах школы располагаются шесть игровых станций, названия которых обозначены на двери. На каждой станции работают эксперты (старшеклассники), которые дают задания и отмечают результаты в маршрутном листе. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования. Время прохождения каждой станции – пять минут. При выполнении задания команда может получить от 1 до 5 баллов. Вне зависимости от результатов прохождения станции, команда получает часть Ордена Александра Невского, который команда должна будет собрать, пройдя все испытания. Игра начинается с торжественной линейки-старта, и заканчивается подведением итогов на линейке, где объявляется победитель и происходит награждение команд. На итоговой линейке команды также сообщают информацию, которую получили, собрав свой Орден.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и святого – издавна привлекала внимание потомков.

Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов – поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн – патриотический фильм.

Сегодня в нашем путешествии вы не только сможете познакомиться с некоторыми из этих произведений и открыть для себя новые стороны Великого князя, но и показать экспертам те знания, которые вы получили на уроках. Для этого вам необходимо будет пройти шесть станций.

На станции «Кто с мечем к нам придет…» вы вспомните основные сражения, в которых принимал участие Александр.

На станции «Не в силе Бог, а в правде» ближе познакомитесь с личностью князя.

Станция «Ордынский натиск» откроет для вас особенности отношений Александра с Золотой Ордой.

На станции «За морями, за горами» - вам необходимо будет вспомнить современников Александра Ярославовича.

На станции «Небесный покровитель Петербурга» познакомитесь с памятными местами нашего города, связанными с именем князя.

А станция «Святой воин» позволит увидеть в Александре святого.

Порядок станций обозначен в вашем маршрутном листе. На каждой станции вам необходимо будет выполнить задания, за которые вы будете получать от 1 до 5 баллов. Команда, набравшая большее количество баллов, победит в нашей игре.

Но это еще не все. На каждой станции команда получит часть Ордена Александра Невского. Когда грянула Великая Отечественная война, подвиг Александра стал примером для тысяч и тысяч бойцов. Был учрежден орден Александра Невского, которым отмечали славные дела командиров. Каждая команда сегодня сможет собрать этот орден и узнать, за какие заслуги можно было его получить.

Итак, в путь!

Станция №1 «Не в силе Бог, а в правде».

Описание станции:

Задания на станции ориентированы, прежде всего, на чувственное восприятие образа Александра Невского. Школьникам предлагается через анализ аудио- и видеоисточников сформулировать собственное видение личности Великого князя.

Задание 1.Прослушайте фрагмент кантаты композитора С.С. Прокофьева «Александр Невский» и ответьте на вопросы:

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!

1. Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент?

2. Как вы думаете, почему именно такая музыка и текст посвящены Александру?

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент фильма «Александр Невский» и ответьте на вопросы:

1. Как встречают Александра и его войско?

2. Как реагирует Александр на такую встречу?

3. О каких его качествах говорит его поведение?

Станция №2. Александр Невский – русский святой

Описание станции:

Задания данной станции знакомят школьников с миниатюрами лицевого летописного свода. Извлекая информацию из изобразительных источников, учащиеся анализируют личность Александра как русского святого.

Задание: Рассмотрев миниатюры, составляющие «Житие Александра Невского», ответьте на вопросы:

Слайд 1. Добродетели князя Александра Невского

Вопросы:

1. Какие добродетели вы видите на этом изображении? (любовь к книге, набожность (икона Богородицы), наличие последователей.)

2. Важны ли они для святого? Почему?

Слайд 2. "Нашествие хана Батыя на Русскую землю"

Вопросы:

1. Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол).

2. Почему он находится в стороне? (Новгород не был разгромлен монголами)

Слайд 3. «Войско Александра Невского сокрушает шведов»

Вопросы:

1. Кто помогает в сражении Александру Невскому? (ангелы с мечами)

2. Почему автор изобразил победу именно так?

Итоговый вопрос: Почему, по вашему мнению, Александра Невского причислили к лику святых?

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

an1.jpg

an2.jpg

an3.jpg

Станция №4 «За морями, за горами»

Описание станции:

Задания данной станции призваны выявить хронологические знания и умения школьников. Учащиеся не только должны вспомнить современников Александра, но и самостоятельно получить новые знания. Задание также помогает более четко определить границы эпохи Александра Невского.

Задание:

Отберите карточки, на которых названы имена тех правителей, которые не были современниками Александра Невского. Из цифр, которые вы найдете рядом с именем, составьте дату рождения Александра Ярославовича.

Вариант карточек:

Батый

8

Иван IV

2

Владимир Красно Солнышко

2

Карл Биргер

6

Владимир Мономах

1

Рюрик

0

Ответ: 1220 год


Станция №5. «Кто с мечем к нам придет…»

Описание станции:

Задание данной станции ориентировано на выявление конкретных исторических знаний школьников о Невской битве и ее роли в судьбе Александра. Представление схемы в виде пазла позволяет учащимся более внимательно познакомиться с деталями сражения, а также, формирует навыки коллективной работы.

Задание: Назовите сражение, которое вы увидите, собрав предложенный пазл. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича.

Вариант схемы сражения:

an4.jpg


Станция №6 «Небесный покровитель Петербурга»

Описание станции:

Задание данной станции позволяет связать знания школьников с краеведческим материалом, способствует эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов. Задание позволяет увидеть ценность петербургского наследия как части общероссийского.

Задание:

Выберите фотографии памятных мест Петербурга, связанных с именем Александра Невского. Назовите их.

Варианты фотографий:

na1.jpg Мост Александра Невского

na2.jpg Александро-Невская лавра

NA3.jpg

na4.jpg Мощи Александра Невского

na5.jpg


Поделиться: