Поиск по сайту

Есть такой учитель.


Авторcтво: Корсакова Тамара Николаевна, учитель технологии (обслуживающий труд) ГОУ гимназии № 61, методист ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


«Красивая деревянная дверь с табличкой «Кабинет технического труда». В этом кабинете уже 30 лет работает учителем труда легенда нашего лицея – Гавриленко Александр Михайлович». Это строки из работы ученика 6 класса Никитина Владислава о своем любимом учителе.

Действительно, Александр Михайлович работает в лицее № 486 с 1980 года. Он пришел в лицей, имея большой опыт производственной работы.

Александра Михайловича отличает творческий поиск, трудолюбие, методическое мастерство. В учебном процессе им внедрена бригадная форма организации труда с элементами самоуправления. Эта форма заимствована из производственного опыта Александра Михайловича.

SDC11357.jpgВ 1981 году на базе школьных мастерских был создан цех № 9 при заводе Торгового оборудования. Все учащиеся 5-9 классов были разделены на бригады, во главе каждой бригады – бригадир, выбранный самими ребятами. Все бригадиры классов входили в состав совета бригадиров, который решал все вопросы, связанные с организацией труда, выбором мер поощрения передовиков производства, проведением конкурсов. В начале учебного года заключался договор с базовым предприятием на изготовление изделий, которые выбирались в соответствии с темами учебной программы. Приступая к выполнению того или иного заказа, ребята изучали технологию изготовления деталей, разбирали чертежи, составляли операционные карты, коллективно обсуждали лучшие способы обработки заготовки. Такой подход сокращает до минимума брак, приближает к реальным производственным условиям. При этом ученики совершенствуют технологические процессы за счет внедрения приспособлений, шаблонов, которые позволяют повысить производительность труда. При выставлении оценок за практическую деятельность учитывается количество и качество труда, уровень трудовой дисциплины, соблюдение техники безопасности, формируется коллективная ответственность за порученное дело, но главный критерий – качество продукции. На заработанные деньги для школы были куплены 2 токарных станка ТВ-6, 16 станков «Умелые руки», сверлильный станок 2М-12, деревообрабатывающий станок АРС. По решению Совета бригадиров было перечислено 5000 рублей в фонд Чернобыля, 3000 рублей пострадавшим от землетрясения в Армении.

Опыт работы Александра Михайловича получил широкое распространение. В 1986 году он организовал межшкольный завод «Эксперимент», который объединил 15 школ Выборгского района.

Опыт бригадной формы организации труда освещался в журнале «Школа и производство» (1988 г.), с ним знакомились методисты Прибалтики, Белоруссии, Украины, Москвы.

Не все удалось сохранить сегодня из бесценного опыта организации производственного труда учащихся. Уже нет, конечно, школьного завода, да и вообще, трудовое обучение в современных условиях почему-то перестало быть актуальным. Сокращаются часы в школах, выделенные на предмет, закрываются мастерские. Но лицей № 486 сохранил мастерские в полном объеме.

Бригадную форму организации труда на уроках Александр Михайлович применяет и сейчас. На каждом уроке, как правило, решается ряд дидактических задач. Так на занятиях в мастерской учащимся даются знания. У ребят формируются умения и навыки, развивающие способности к техническому творчеству. Огромное нравственное воздействие на учащихся оказывает тот факт, что все изготовленные ими изделия находят практическое применение. Ребята изготавливают скворечники для птиц, лопаты, ручки для инструментов, подарки для родных и близких.

Учитель постоянно совершенствуется, использует в процессе обучения и в воспитательной работе современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные и метод проектов.

Александр Михайлович постоянно делится опытом работы с учителями района и города: проводит открытые уроки, выступает на семинарах и конференциях:

ü Научно-практическая конференция «Образовательные технологии: опыт России и США», ноябрь 2006 года;

ü Семинары, курсы повышения квалификации в АППО;

ü Итоговая научно-практическая конференция в НМЦ Выборгского района «Использование метода проектов в организации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках технологии», май 2008 года.

Ученики Александра Михайловича ежегодно участвуют в районных выставках, конкурсах, этапах олимпиад и занимают призовые места. В 2006 году проект «Скворечник для птиц» занял 1-е место в районном этапе олимпиады.

В 2009 и 2010 годах на базе мастерских лицея были проведены районные этапы олимпиады школьников Санкт-Петербурга «Азбука P1060108.jpgмастерства».

Большое внимание Александр Михайлович уделяет профессиональной ориентации школьников, особое внимание обращая на рабочие профессии. Многочисленные беседы, диспуты, до недавнего времени - экскурсии в ПТУ (колледжи) района, конкурсы на лучшего по профессии, открытые уроки для родителей помогают ребятам правильно выбрать свой трудовой путь. Ежегодно несколько его учеников поступают в различные лицеи и колледжи города. «В любой профессии можно достичь высот, завоевать уважение и авторитет у коллег по работе, если трудится добросовестно. Любимая работа – это одно из условий человеческого счастья».

Много лет Александр Михайлович руководит кружком «Умелые руки». В кружке ребята получают необходимые практические навыки по изготовлению различных изделий, ремонту мебели и инвентаря. Внеклассная деятельность учащихся является естественным продолжением работы по школьной программе. Её основное преимущество – добровольность. Ежегодно в мастерской школы проходят выставки технического творчества, на которых демонстрируются лучшие работы учащихся.

Александр Михайлович – житель блокадного Ленинграда, провел в осажденном городе все 900 дней, награжден почетным знаком «Житель блокадного Ленинграда». Его рассказы о трагических событиях тех лет ученики слушают с огромным интересом.

Педагогическое кредо Александра Михайловича: «Приобщение детей к труду, давая теоретические знания, развивая умения и навыки. Внедрение в сознание каждого ученика понятия о значимости простого будничного труда, удовлетворения от коллективного труда, формирование у учащихся ответственности, добросовестности, любви к Родине». «Он просто учит нас быть людьми», - так говорят о своем учителе его ученики.

«Александр Михайлович – учитель по призванию, щедро отдающий свои знания детям. Он не жалеет ни времени, ни сил, ни энергии, чтобы научить детей всему, что умеет сам. На его уроках нет безразличных, он всегда окружен детьми». В мастерских всегда порядок и деловая атмосфера, там «всё работает и все работают», и, даже при современной затруднительной ситуации с материалами, он всегда находит выход из положения, проявляя при этом смекалку и житейскую мудрость.

Александр Михайлович – Ветеран труда, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Лучший учитель РФ» в рамках ПНП «Образование» в 2006 году.

Совсем недавно Александр Михайлович получил звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Мы все искренне поздравляем его с заслуженной наградой и желаем здоровья и дальнейших успехов в педагогической деятельности.

Методист НМЦ Выборгского района Т.Н. Корсакова


Поделиться: