Поиск по сайту

Основные формы оздоровительной физической культуры в дошкольном детстве


Авторcтво: Бондарева Инна Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 2, г. Ревда, свердловской области


        ФГОС дошкольного образования ставит одной из задач приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) [4].
        Вместе с тем, педагогами нашего учреждения замечено, что у детей отсутствует интерес к двигательной деятельности при использовании традиционных форм физической культуры. В связи с этим возникла потребность внесения изменений в систему физкультурно-оздоровительной работы детского сада путем поиска и внедрения новых эффективных форм физкультурно-оздоровительной деятельности в практику детского сада.
        Была проведена работа по поиску, апробации и систематизации разнообразных форм оздоровительной физической деятельности, разработана модель оздоровительной физической культуры, включающая различные организационные формы.
        Использование разнообразных форм оздоровительной физической деятельности неразрывно связано с сохранением и укреплением здоровья ребенка. Вместе с тем, решаются и другие задачи - обучающие, развивающие, воспитательные.
        Педагоги нашего учреждения используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья.
Созданная в детском саду система физкультурно-оздоровительной работы способствует формированию здорового, крепкого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения.
        Выполнение специально подобранных упражнений помогает адаптироваться к фи-зическим нагрузкам в целом, повышает устойчивость к разнообразным неблагоприятным факто¬рам внешней среды. Дети, регулярно занимающиеся физиче¬скими оздоровительными упражнениями (не менее 4-6 часов в неделю) реже болеют, легче переносят болезни. У них меньше частота и длительность простудных заболеваний, реже встречаются осложнения. Увеличение двигательной активности за счет оздоровительной физической культуры способствует повышению функциональных возможностей организма, сохранению здоровья и развитию психофизиологических особенностей человека [1].
        Для получения максимального оздоровительного эффекта и повышения работоспособности был разработан оптимальный двигательный режим, а для воспитанников с ОВЗ - соответствующий, индивидуально подобранный двигательный режим, позволяющий поддерживать уровень физической работоспособности, снижение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, снижение утомляемости и ускорение процессов восстановления [2].
        При выборе форм оздоровительной физической культуры мы учитывали следующий важный момент. По степени влияния на детский организм их можно разделить на две категории: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические - такие упражнения, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде. В ациклических упражнениях структура движений не имеет цикла и изменяется по мере их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры. Ациклические упражнения оказывают наиболее интенсивное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность суставов. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую гимнастику, занятия в кружках, ритмическую гимнастику.
Рассмотрим основные формы оздоровительной физической культуры.
        Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня активности в течение дня, улучшению координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Во время утренней гимнастики активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. [5]
         Ритмическая гимнастика - комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются без пауз для отдыха, в быстром темпе. Главная особенность ритмической гимнастики – это соответствие движений ритмам музыки, что облегчает выполнение упражнений, подавляет утомление, создает особый, радостный настрой.
        Танцевальные движения, различные подскоки, работа мышц брюшного пресса воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную и секреторную функцию. Регулярное выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению возможностей величин ударного объема сердца. Становятся лучше показатели общего самочувствия. Кроме того, ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит увеличение потребления мышцами кислорода. [5]
         Нами разработаны комплексы упражнений ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста. Они учитывают особенности наших воспитанников, основную направленность физиологического действия упражнений, предусматривают соответствующее музыкальное сопровождение с различным темпом исполнения и количеством музыкальных акцентов. Общим остается основное требование - ритмичность и эмоциональность музыки.
         Физкультминутки. Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных формах, непосредственно на занятиях. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима особенно в тех видах деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических движений. Время их проведения определяется фазами изменения уровня работоспособности. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и. концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты деятельности.
        Оздоровительная гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений, которые выполняются в групповом формате с целью укрепления опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы, улучшения растяжки. Результатом регулярных занятий оздоровительной гимнастикой становится формирование правильной осанки, профилактика сколиоза, остеохондроза, плоскостопия, нормализация обмена веществ, профилактика болезней и укрепление иммунитета.
         На занятиях по физической культуре и во время прогулки широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости ее интенсивность может приблизиться к тренирующему режиму. Ускоренная ходьба, как самостоятельное оздоровительное средство может быть рекомендована при наличии противопоказаний к бегу. При отсутствии отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у детей с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны постепенно переходят на беговую тренировку[3].
         Подвижные игры, увеличивая физическую активность ребенка, способствуют общему оздоровлению организма, а также развивают наблюдательность, творческие способности, быстроту реакции, лидерские качества и умение взаимодействовать со сверстниками. Для развития физических качеств и двигательных навыков у детей большое значение имеют имитационные и сюжетно-ролевые игры [3]. Туризм - прогулки, экскурсии, походы позволяют человеку укрепить здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптироваться к различным погодным условиям, пополняют знание об окружающем мире и его объектах.
         Описанные выше формы оздоровительной физической культуры способствуют существенному росту функциональных возможностей организма и уровня физической работоспособности наших воспитанников.               
         Таким образом, можно говорить о необходимости оздоровительной физической культуры с первых лет жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

                                                                                                              Список используемых источников

1. Солодков А. С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция /ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 2018. - 38 с.
2. Физиология человека: Учебник для ИФК. Изд. 5-е. / Под ред. Н. В. Зимкина. - М., ФиС. - 2015. - 496 с.
3. Физиологические основы массовых форм физической культуры: Ме¬тод, указания / Под ред. Е. Б. Сологуб. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лес-гафта.-2016. - 62с.
4. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
5. https://studizba.com/files/show/doc/162739-1-fiz_ra.html

Поделиться: