Поиск по сайту

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка


Авторcтво: Яркеева Юлия Николаевна, учитель ГБОУ СОШ № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, психологическая, социальная гармония, спокойные и доброжелательные отношения с людьми и с самим собой. Именно поэтому столь большое внимание система образования уделяет здоровью подрастающего поколения.
      Но в последние годы статистика преподносит нам неутешительные факты. Согласно ее данным, современные дети и подростки болеют все чаще и чаще.
Поэтому проблема ухудшения здоровья школьников в последнее время стала объектом пристального внимания медиков, педагогов, родителей. Что же происходит? Почему здоровье подрастающего поколения так стремительно ухудшается? Болезни, свойственные ранее лишь людям старшего возраста, стремительно «помолодели». Исследования показывают, что около 30% детей, поступающих в школу, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что за время учёбы в школе у ребёнка ухудшается здоровье, к концу учёбы снижается зрение, нарушается осанка и т.д. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно считать не более 10 % современных школьников. Выявлена ежегодная тенденция хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84 % [2, с. 9].
       Поэтому именно учреждениям системы образования отводится важная роль в вопросах формирования здорового гражданина, профилактики и сохранения здоровья подрастающего поколения. Вот почему в современных школах и в детских садах практикуется применение здоровье-сберегающих технологий.
Что это такое? По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям [2, с. 28]. Под здоровье-сберегающими технологиями в обучении понимают систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Основной задачей данных технологий является создание таких условий, которые не будут вредить психике и организму ребенка. При этом они позволят дать знания о здоровье человека и способах его сохранения.
      Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы, включающим помимо предметных, метапредметных, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
   - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
   - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
      В системе школьных предметов ведущее место занимают предметы гуманитарного цикла, в том числе английский язык. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка обладает первостепенным значением. Этот предмет является довольно серьезным и сложным. Во время его освоения дети учатся общению на незнакомом им языке. Необходимость в применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка вызвана тем, что детям приходится много читать и писать, говорить и запоминать, а также слушать и проводить анализ полученной информации.
Специфика предметов гуманитарного цикла позволяет проводить разнообразные нестандартные уроки, на которых обучающиеся не только осваивают программу, но и формируют основы здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии может и должен применять на уроках каждый учитель.
      Целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:
1. Создание комфортных условий для учебы, благоприятного психологического фона на уроке, чтобы уроки английского языка, а также внеклассные мероприятия по предмету рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
2. Создание условий для самовыражения учащихся;
3. Инициацию разнообразных видов деятельности;
4. Предупреждение гиподинамии;
5. Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

      Ожидаемые результаты проводимой работы:

1) формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
2) внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно-ориентированная.
Помимо соблюдения критериев здоровьесберегающего урока, таких как: обязательное соблюдения норм СанПиНа, частой смены видов учебной деятельности, выбираю на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, провожу нестандартные уроки. Всё это способствует снятию психологического напряжения, улучшает настроение и повышает мотивацию обучающихся к учебному труду.

       Игры.

Здоровьесберегающие технологии без игр представить довольно сложно. Игра является одной из форм релаксации, приводящей к возникновению положительных эмоций и повышению работоспособности ребенка. Игра позволяет ребенку раскрыться, проявив самостоятельность, сообразительность, решительность. При изучении английского языка я активно применяю игры, которые позволяют детям отдохнуть и вызывают положительные эмоции, удовольствие и легкость. Это могут быть различные соревнования и конкурсы, а также пантомимы. При использовании ролевых игр воспитанники воссоздают самые различные ситуации, которые могут встретиться в реальной жизни.

       Песни.

Также необходимо использовать на уроках английского языка песни. При этом петь песни могут не только учащиеся начальной школы. Подобная методика используется на всех уровнях обучения в качестве способа воздействия на эмоции и чувства ученика. Песни помогают лучше заучить лексику, попрактиковаться в грамматических структурах, отработать фонетику. Помимо этого, они позволяют ребенку расслабиться, прервав на некоторое время рутину учебной деятельности. Пение является своеобразной релаксацией. Помимо того, песня очень полезна для здоровья. Она способствует активизации функции дыхательного и голосового аппарата, развивает память и музыкальный слух, повышая при этом интерес к изучаемому предмету.

       Физкультминутки.

Физкультминутки являются для школьников необходимостью, ведь урок для каждого из них - работа, которая проходит в условиях практически полной неподвижности. А это весьма сложно для энергичных детей. К различного рода упражнениям я подбираю дополнительный материал в виде песен, стихов, скороговорок на английском языке. Дети их учат с удовольствием и при этом запоминают все легко и непринужденно. Можно также поручать провести физкультминутку самим воспитанникам. Это позволит им в дальнейшем пользоваться определенным набором упражнений не только в классе, но и дома.

       Дыхательная гимнастика.

       Дыхательная гимнастика играет важную роль при применении здоровьесберегающих технологий. При углублении дыхания во время дыхательной гимнастики происходит повышение возбудимости коры головного мозга, что позволяет повысить активность детей. Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма усиливается местный иммунитет ребенка.
       Замечательные возможности для проведения по-настоящему «здоровых» уроков открывает Санкт-Петербург. Культурная столица России изобилует музеями, большое место среди которых занимают дома-музеи, музеи-усадьбы, обладающие уникальными садами и парками. Огромное удовольствие от прогулок, сопровождаемых неторопливыми рассказами на английском языке, получают ребята. Удивительное умиротворение, релаксация и вдохновение остаются надолго.
       Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, сводит к минимуму учебный стресс, дети реже болеют и с удовольствием посещают уроки.
       Если научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, духовно, но и физически.

                                                                                                               Литература

1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
2. Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е.А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013.
3. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004.

Поделиться: