Поиск по сайту

Курс внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» на ступени основного общего образования как форма работы по сопровождению учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся


Авторcтво: Тропина Ольга Леонидовна, Чурсина Наталья Валерьевна, МБОУ «Родниковская школа-гимназия» Симферопольского района, республика Крым


   

 В настоящее время экологические проблемы представляют сферу интересов не только специалистов в сфере охраны окружающей среды, но и государства в целом, общественности и каждого человека в частности.
Очевидно, что стоящая перед человечеством сегодня проблема взаимоотношений природы и человека, связана с отсутствием элементарных знаний, низкой экологической культурой населения, в том числе и подрастающего поколения. Однако, в системе общественных ценностей одно из первых мест занимает сохранение среды обитания и здоровья человека. Развить внутреннее чувство ответственности и долга по отношению к природе поможет экологическое образование.
     Актуальность рассматриваемого курса обусловлена рядом обстоятельств.
С одной стороны, современное образование в целом направлено на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка. Достижение этого невозможно без успешной реализации эколого-краеведческого направления. В то же время курс экологического краеведения создает условия для вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение универсальных учебных действий, которые федеральным образовательным стандартом основного общего образования (далеее – ФГОС ООО) рассматриваются как базовые компетенции.
     В ФГОС ООО (п. 18.1.3) главной целью проектной и учебно-исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
     В связи с этим основная цель учебно-исследовательской и проектной деятельности – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной среде. Наряду с этим, использование в качестве основы содержания исследовательской деятельности по экологии краеведческой направленности обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры, воспитанию патриотических чувств.
     Специфика экологического краеведения состоит в том, что в рамках изучения курса учащиеся знакомятся с различными проявлениями и взаимосвязями жизни человека и природы родного края, природа, население и хозяйственная деятельность человека в регионе рассматриваются разносторонне [1].
     Целью курса «Экологическое краеведение» является формирование экологической культуры учащихся на основе краеведческого материала в процессе личностного развития.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- содействовать воспитанию потребности в общении с природой;
- развитию познавательного интереса к природе родного края;
- создавать условия для развития личностных качеств учащихся через вовлечение в активную исследовательскую деятельность;
- формировать представления о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
- формировать основы экологической грамотности.
      Программа курса внеурочной деятельности «Экологическое краеведение» разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На изучение курса «Экологическое краеведение» отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч. (34 учебные недели) в каждом классе (5-9).
Данная программа обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов (основные направления) [2].
Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД 
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
6. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
7. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
8. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
9. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
      Программа предполагает организацию занятий крупными блоками – экскурсии, походы. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная (досуговое общение); проблемно-ценностное общение, художественное творчество. В каждом учебном году предусмотрено 4 блока (в сентябре, на осенних и весенних каникулах, и в мае). На каждый блок предусмотрено 6 часов полевых и 2 часа на защиту проектов. Тематику проектов учащиеся выбирают сами (возможна помощь учителя при затруднении) с целью максимальной реализации личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

Для учащихся Симферопольского района предлагаем следующие объекты для посещения и изучения:


5 класс

Урочище Кизил-Коба

Никитский ботанический сад

Парк «Салгирка»

Карадагский природный заповедник

6 класс

Озеро Сасык-Сиваш

Река Салгир

Симферопольское водохранилище

Марсианское озеро в с. Скалистое

7 класс

Большой каньон Крыма

Заказник «Плачущая скала»

Участок степи у п. Школьное

Роща секвой на Чатыр-Даге

8 класс

Памятник природы Ак-Кая

Евпаторийский дендропарк

Алимова балка

Водопад Джур-Джур

9 класс

Мирновская ВЭС

ГУП РК «Вода Крыма» КОС с. Укромное

СЭС «Родниковое»

Ландшафтно-рекреационный парк Атлеш


 Курс может использоваться для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования учащихся, преподавания интегрированного предмета «Краеведение»/«Экологическое краеведение» или для преподавания экологических/краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов [3].


  Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. – 2011. – № 4. – С. 10-77. – // Администратор образования. 2011. № 5. – С. 32-72.
3. Примерная программа учебного курса «Крымоведение» 5-9 классы / А.Н. Рудяков, А.В. Супрычев, 2015.


Поделиться: