Поиск по сайту

Театрализованная деятельность как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста


Авторcтво: Журина Нелли Андреевна, воспитатель ГБДОУ №104 Санкт-Петербурга


      Актуальность этой темы состоит в том, что в последние годы обучение и воспитание детей направлены больше на интеллектуальное их развитие, это отрицательно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольников, в частности на выразительность их речи. Так же страдают их коммуникативные качества, что в свою очередь приводит к недостаточной эмоциональной отзывчивости.

      Речь детей формируется в результате общения с окружающими и восприятия собственной речи. Понимание простых норм и правил речи, а также самостоятельное наблюдение за речью взрослых и сверстников способствует интонационному развитию речи детей.

      Уже с ранних лет ребенок пытается повторить интонационную выразительность речи взрослых, которые его окружают, поэтому педагогу необходимо всегда акцентировать внимание на выразительной стороне собственного рассказа. В случае яркого, интонационно богатого рассказа взрослого человека, дошкольники слушают с интересом, затаив дыхание. Ребенок обязательно должен видеть лицо рассказчика, чтобы ловить его мимику и эмоции. Это поможет в понимании смысла произведения, а также в составлении мнения о его персонажах и возможном использовании как образца для подражания.

      Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию речи детей, в том числе интонационной выразительности речи, совершенствует коммуникативные навыки и повышает уверенность в себе.

      Чтобы гармонично развивать речь ребенка, особое внимание нужно уделить театрализованным играм с разнообразными ролевыми действиями и сюжетным замыслом. Ведущая роль в таком виде игры принадлежит воспитателю, а дети выступают в роли зрителей. На этом этапе речь воспитателя послужит детям образцом для подражания. Они должны постараться прочувствовать интонации, особенно те, которые построены на контрастах. Творческая активность детей постепенно возрастает, и дети начинают самостоятельно разыгрывать сценки из знакомых произведений.

      Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Эмоционально окрашенное слово является важнейшим инструментом общения, поэтому выразительная речь в жизни человека оказывает неоспоримое значение, и именно этому нужно уделять большое внимание в развитии речи детей дошкольного возраста.

     Работа над формированием интонационной выразительности речи должна вестись от простого к более сложному. Сначала это просто наблюдение, затем дети начинают копировать то, что видят и слышат, и только потом, уже осознанно начинают обыгрывать те, или иные ситуации. И в этом им помогут разные виды театра. Несомненно, используется не только театрализованные игры, но и различные дидактические игры, упражнения на дыхание, артикуляцию и другие.

     Самое сложное в работе, это добиться осознанной интонационной выразительности, а не просто пересказ заученного текста «как показал взрослый».

     Как показывает практика, детям нравится совершать действия с героями театра, быть в роли кукловода и быть артистом. Совершая действия с куклами, дети совершенствуют свою речь, пополняют словарный запас, учатся взаимодействию друг с другом, учатся сопереживать, вербально и не вербально передавать свои эмоции и чувства, становятся более эмоциональными и открытыми, им проще понимать других людей и себя.
     Театрализованная деятельность - это уникальный способ развить ребенка во многих сферах, не отрывая его от главной детской деятельности – игры.

 


Поделиться: