Поиск по сайту

Проектно-исследовательская деятельность в современной школе


Авторcтво: Жернакова Марина Валерьевна, учитель английского языка ГБОУ СОШ 474 Санкт-Петербург


       Проект «Транспортные проблемы Санкт Петербурга» был разработан для учащихся 8-11 классов, имеющих разный уровень владения английским языком. Перспективой разрешения проблемы является создание системы групповой работы по развитию навыков исследовательской и проектной деятельности, поискового чтения, совершенствования навыков работы со статистическими данными, практики работы с информационными кейсами с целью нахождения поставленной проблемы, общения, сотрудничества, публичного выступления и презентации проделанной работы. Подборка данных материалов позволит учителю изменить собственную практику в достижении планируемых результатов, исходя из уровня подготовленности класса и с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
Введение новых форм работы с учащимися в учебный процесс (групповой проект), учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышающих интерес и мотивацию к учению, развивает коммуникативные умения, регулятивные: целеполагание, планирование деятельности, распределение функций и их выполнение, активность в контроле своих действий.


  Введение

При введении ФГОС ООО ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться через развитие УУД. Новые требования к оценке качества образования предполагают введение мониторинга и комплексной оценки достижений ученика, его компетентностей и способностей. В связи с этим я разработала свою методическую систему, выстраивая механизмы формирования именно коммуникативных универсальных действий как условия достижения нового ФГОС ООО. Одним из результатов такой деятельности является методическая разработка «Транспортные проблемы С.Петербурга».
        Актуальность методической разработки заключается в развитии у учеников, изучающих английский язык, навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация совместной деятельности в малых группах.
        Создание и использование системы групповой работы позволяет значительно повысить самостоятельную активность учащихся, развить творческое и критическое мышление, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

                Цели методической разработки:
  1. обучающая – обучение совместной учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и внеурочной учебной деятельности с помощью метода проектов;
  2. развивающая – развитие мыслительных способностей, ключевых компетентностей обучающихся;
  3. воспитательная – воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности, самостоятельности, коммуникабельности, толерантности.

               Реализация поставленных целей способствует решению следующих задач:
  1. активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач;
  2. развитие чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей через дифференциацию обучения, создание ситуаций выбора;
  3. формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.
               Основная часть
  Дидактические цели проекта:
  1. формирование умения находить и обрабатывать материал к заданной теме;
  2. формирование критического мышления;
  3. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  4. формирование навыков работы в команде.
               Методические задачи проекта:
  1. научить обрабатывать и обобщать полученную информацию;
  2. научить применять новые компьютерные технологии;
  3. формировать умение самостоятельной работы с различными материалами.
                Прогнозируемый результат:
Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать в необходимой ситуации эти умения:
  1. рефлексивные умения;
  2. поисковые (исследовательские) умения;
  3. навыки оценочной самостоятельности;
  4. умения и навыки работы в сотрудничестве;
  5. коммуникативные умения;
  6. презентационные умения и навыки.
                Этапы выполнения проекта:
  1. Мотивационный. Объявление темы проекта: «Транспортные проблемы С.Петербурга». Важно объяснить учащимся, что С.Петербург является огромным мегаполисом и им предлагается выполнить проектно- исследовательскую работу, в которой будут выявлены проблемы транспортного сообщения в городе, предложены способы модернизации и оптимизации транспортной системы и улучшения экологической ситуации в городе. Создаётся положительный мотивационный настрой, ученики обсуждают и предлагают собственные идеи.
  2. Подготовительный. Целесообразно разделить учащихся на несколько групп (лучше до 4 человек). Чётко определяются тема, цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а позднее с нарастанием ученической самостоятельности (Приложение 1). Учащимся нужно объяснить, что итогом их исследования будут презентация и устное представление проекта.
                Требования к презентации:   Power Point, количество слайдов не более 12, первый слайд «визитка» (класс, фамилии учащихся, название проекта), последний слайд – благодарность за внимание, снова класс, фамилии учащихся, название проекта).
                Требования к содержанию материала выступления:
  1) формулирование проблемы транспортного сообщения в городе (частного и общественного);
  2) недостатки использования транспорта, работающего на бензиновом топливе;
  3) варианты решения проблемы движения частного транспорта;
  4) способы улучшения экологической ситуации в городе.
Обучающиеся могут использовать любые информационные ресурсы для поиска решения предложенной проблемы.
        Время выступления команды до 15 минут.
  3. Информационно-аналитический. На данном этапе учащиеся собирают материал, работают с информацией из разных источников, непосредственно выполняют проект. Учитель наблюдает, поддерживает, координирует. Педагог тоже заинтересован, при необходимости помогает учащимся. Одна группа приняла решение составить анкету (Приложение 2) и узнать мнение о проблеме учащихся из других классов, учителей и сотрудников школы, затем они представили диаграмму изучения общественного мнения (Приложение 3). Другая группа провела опрос жителей Выборгского района города. Ребята настолько увлеклись данным проектом, что одна группа сделала видео ролик интервью с петербуржцами, которые делились свои мнением, как можно решить транспортные проблемы С.Петербурга, а затем смонтировали материалы и озвучили по ролям на английском языке. В итоге все презентации получились оригинальными.
  4. Рефлексивно-оценочный. Ученики представляют проекты, слушают и участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы. На данном этапе проводится устная или письменная самооценка, педагог выступает участником коллективной оценочной деятельности. В конце проектно-исследовательской деятельности необходимо проводить рефлексию, то есть самооценку совместной работы группы или индивидуально каждого участника проекта, чтобы провести мониторинг значимости проекта, как для преподавателя, так и для учащихся. Заполнение листа самооценки (Приложение 4).
                 Что оценивалось в групповом проекте?
  1. Наличие элементов целеполагания;
  2. Умение спланировать общую работу, распределить обязанности между членами группы и следовать плану;
  3. Использовать адекватные выбранной цели средства и способы действий, включая использование ИКТ;
  4. Умение контролировать свои действия и действия партнеров по группе;
  5. Умение договориться, прислушаться к мнению партнера;
  6. Умение представить выполненную работу;
  7. Умение оценить свою работу, работу своей группы и работу других групп.
Основные показатели оценки метапредметных результатов:
  1. Успешность сформированности метапредметных действий (% баллов, полученных учащимся за участие в групповом проекте, к максимальному баллу);
  2. Успешность сформированности отдельных групп метапредметных действий (регулятивных, коммуникативных);
  3. Уровни достижений.
Основные трудности в работе групп:
   1. планирование;
   2. распределение функций;
   3. защита проекта;
   4. контроль исполнения проекта;
   5. исполнение проекта (отбор материала);
   6. исполнение проекта (соответствие плану)
   7. взаимодействие.

         Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в проектно – исследовательской деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе. В процессе работы над проектом учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, совершенствуются коммуникативные навыки, а также навыки поиска и работы с информацией, развивается критическое мышление, определяется социальная позиция ученика.
Чтобы данная разработка была результативной с точки зрения личностно-ориентированного образования, я старалась обеспечить ряд важных педагогических условий:
организацию эффективного взаимодействия и сотрудничества в классе, обучение школьников культуре общения и предоставление подросткам возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения.
Систематическая работа по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности имеет положительные результаты:

  1. умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели;
  2. терпимость друг к другу (толерантность);
  3. интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
  4. умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других;
  5. творчество и инициатива в совместной деятельности;
  6. взаимное уважение и доверие.
        Сначала над данным проектом работали учащиеся 8-11 классов нашей школы, а затем группа учеников из 11класса приняла участие в районном конкурсе проектных работ школьников по английскому языку «Транспортные проблемы С.Петербурга» и заняла первое место.




Поделиться: