Поиск по сайту

Применение техники «Бусград» в коррекционно-развивающий работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи


Авторcтво: Анисимова Елена Валерьевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 32 ГБДОУ детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга


    Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал.
    Применение в работе с детьми технологии «Бусограда» позволяет развивать речевые способности ребенка, хорошо поддерживает положительный эмоциональный настрой и речевую активность детей.
Цель методической разработки: описание методики проведения коррекционно-развивающих занятий с применением элементов технологии «Бусоград».
Данный метод направлен на решения следующих задач:
• формирование правильной артикуляции звуков;
• развитие мелкой моторики;
• развитие речевого дыхания;
• снятие спастичности общей и мелкой моторики;
• формирование навыков пространственной ориентировки;
• обогащение и активизацию словаря ребенка;
• развитие психических процессов (мышление, внимание, память);
• развитие творчества (воображение, фантазия и др.).
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей.

        Основная часть.
    Дети с речевыми нарушениями, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. В моторики часто наблюдаются: скованные и нескоординированные движения при выполнении артикуляционных упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметна у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка.
     Наряду с другими известными технологиями, применяемыми на коррекционно-развивающих занятиях, использование элементов технологии «Бусоград» поможет решению данной задачи.
Автором данной технологии является М. И. Роднина. Автор предлагает систему игр и творческих упражнений с бусами для использования в работе с детьми 2–7 лет.
Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика. Ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Удержать интерес ребенка возможно разнообразив процесс выполнения упражнений, с помощью включения заданий с новым материалом, а именно с бусами.
      Коррекция особенностей моторного развития проводится как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных артикуляционных поз, развития статической выносливости, запоминанию серии двигательных актов, воспитанию быстроты реакции на словесную инструкцию. Это достигается путем использования специальных упражнений с бусами и соединение движений артикуляционного аппарата и движений пальцев рук. Работа проходит в несколько этапов.

         I этап. Подготовительный.
     На данном этапе происходит знакомство детей с бусами. Дети рассказывают о цвете, определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения). На подготовительном этапе дети работают со всей длиной бус. Включаем в пальчиковую гимнастику упражнения с бусами.
     ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное».
Во время выполнения игровых упражнений дети соединяют движения артикуляционного аппарата с движениями пальцев рук, которые имитируют движения языка или челюсти, с включением элементов упражнений на развитие силы голоса и выдоха.

          II этап. Конструктивный
На втором этапе работы учим детей выкладывать предметные изображения, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Подбор упражнений происходит в соответствии с изучаемой лексической темой.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
По мере освоения детьми данных упражнений мы усложняем действия за счет использования пары бус, изображенные предметы становятся составными.
Также включаем задания на звукопроизношения например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т.д.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Парусник», «Домик» и т.п.

         III этап. Творческий.
Третий этап заключается в самостоятельном составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам, составление и обыгрывание звуков. Для этого применяется цветовое обозначение, соответствующее гласным, твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей.
Так же на заключительном, творческом этапе можно включать задание по совместному придумыванию с детьми стихов на заданный звук.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный дворец» , «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т.п.
Таким образом, благодаря такому поэтапному внедрению элементов технологии «Бусоград» у детей совершенствуются навыки работы с бусами по принципу «от простого к сложному»
Вывод: Благодаря применению элементов технологии «Бусоград» возможно решения многих задач:
- на коррекционно-развивающие занятиях у ребенка долго времени удерживается интерес к выполнению заданий. Вносится разнообразие в повседневную для детей деятельность.
- формируются и совершенствуются пространственные представления, развиваются речевые и коммуникативные навыки, развивается мелкая моторика, точность и координацию движений, гибкость рук, совершенствуются зрительное и слуховое восприятия, память, фантазия и воображения.
- использование данной технологии ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

                         Методические источники
1.Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки. – СПб.: под редакцией М.И. Родиной.

                         Использованные сайты
1.http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolz... Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.
2.http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html - Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике.

Поделиться: