Поиск по сайту

Так тоже можно (к вопросу об организации дистанционного обучения)


Авторcтво: Андреева Янина Владимировна, учитель английского языка ГБОУ гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга


 

      «Дистанционное обучение – это наше все, за ним будущее, его возможности безграничны, они практически преодолевают время и пространство». Современный взгляд на организацию образования давно декларирует подобные установки. И действительно, есть немало серьезных наработок, интересных предложений, передового опыта, наглядно демонстрирующие, как использование дистанционных технологий поможет решать задачи повышения качества образования.
   Весной 2020 года система образования России столкнулась с необходимостью обеспечить дистанционное обучение повсеместно и для всех школьников. Это активизировало освоение уже проложенных путей, поиск новых; вместе с тем, обозначило ряд проблем, с которыми еще предстоит разбираться. Бесценным стал опыт школ, педагогов, работавших с применением дистанционных технологий ранее, массово стали осваиваться онлайн-платформы, такие как «ЯКласс», «Moodle», «Учи.ру» и многие другие.
   Началось активное освоение проведения уроков онлайн. Стали проводиться онлайн уроки в Zoom или Skype. Все эти способы проведения занятий имеют свои преимущества: удобство общения онлайн, которое стремится к аутентичности традиционного урока; возможность выполнения заданий в удобное для ученика время на одной из обучающих платформ; экономия сил и времени учителей, использующих автоматизированную проверку тестов на учебных платформах.
   В некоторых школах даже постановили: все уроки по расписанию проводим с использованием онлайн платформ – получается практически полноценный учебный день, только через экран. И вот тут стали возникать следующие проблемы: во-первых, никакие санитарные правила и нормы и просто здравый смысл родительской заботы о здоровье своих детей не позволят школьникам сначала 6-7 часов сидеть у экрана монитора «на уроках», потом - еще несколько часов, чтобы выполнить домашние задания; во-вторых, а что делать, если ноутбук-компьютер, с которого можно участвовать онлайн во всех уроках, один, а детей в семье больше одного; в третьих, не каждый ученик имеет доступ в интернет в любое время - и тому подобное. Для учителей английского языка имеется еще дополнительная проблема: использование функционирующих платформ невозможно, так как там либо нет английского языка, либо программа, на которую ориентированы занятия, не совпадает с той, по которой ведется обучение в школе (например, УМК «Звездный английский»).

   Что можно предложить для обучения с использованием дистанционных технологий, чтобы можно было отойти от экрана монитора, обратиться к традиционному учебнику, выполнить задание в удобное время, но иметь при этом комментарий учителя, не опасаться, что из-за технических проблем ты безнадежно пропустишь урок и не сможешь освоить тему?
Я предложила своим ученикам следующую систему занятий английским языком «на удаленке». На Google диске я разместила: папку с планированием уроков на неделю; аудио- и видеозаписи частей урока, подготовленные мной с объяснениями, комментариями к упражнениям, заданиям; аудиозаписи, также подготовленные мной, для тренировки правильного произношения; «конспект урока для ученика» - пошаговые рекомендации и комментарии к каждому «уроку»; график предоставления заданий на проверку. Также были определены возможности и порядок «обратной связи»: через общение ВКонтакте, по электронной почте, в скайпе.

й1.jpg

Ученикам рекомендовано в первом на неделе уроке поучаствовать обязательно. Предполагается, что первые 15 минут этого урока, который начинается по расписанию, учащиеся знакомятся с материалами Google диска: просмотрев график и планы в целом, они обращаются к материалам текущего урока. Ознакомившись с содержанием «недельной папки» и первого урока, учащиеся выходят на связь с учителем. Форма связи (Skype,Zoom, В Контакте) может быть установлена учителем исходя из целей и задач конкретного урока и нескольких последующих, но чаще всего мы определяем эту форму связи вместе с детьми. Им, кстати, очень нравится общение в чате, где на вопросы отвечает не только учитель, но и одноклассники – дети довольны, что можно «кричать с места», реагируя на вопросы других ребят: ведь в чате - не на уроке - шума не будет. После 5-7 минут, когда все отметили свое присутствие, поздоровавшись, задали вопросы, уточнили то, что хотели, учитель при необходимости может дать установку на урок (через Skype, В Контакте), учащиеся выполняют задания, используя материалы, которые подготовлены и выложены к данному уроку. Каждый начинает выполнение заданий тогда, когда уже все понял и готов к началу процесса, здесь не приходится ждать, пока поймут все, в этом отношении такая организация урока позволяет реализовывать индивидуализацию и дифференциацию обучения. Учащиеся прослушивают аудио- и видеозаписи, сделанные учителем (это небольшие фрагменты) и, прослушав их, обращаются к своим традиционным учебникам и тетрадям. Записанное объяснение учителя каждый может прослушать столько раз, сколько ему требуется, при этом остальные не будут вздыхать по этому поводу «Ведь уже сказали!», как это может быть в ходе традиционного урока. Весь урок сохраняется возможность «обратной связи», которая не мешает другим выполнять задания, ведь вопросы задаются не вслух и носят характер чисто индивидуального общения учителя с конкретным учеником.
Вообще «обратная связь» - важнейший момент, она обязательно присутствует на всех уроках с применением дистанционных технологий, которые ведутся по расписанию, дополнительно используются возможности электронной почты (конечно, устанавливается график, регулирующий время обращений, но особо нетерпеливые дети его соблюдают не всегда). К записям учительских объяснений к каждому уроку (аудио-, видео-, бумажный вариант) ученик может обратиться «во внеурочное время», при желании и необходимости с ними могут ознакомиться его родители или старшие братья и сестры.
         Какие преимущества есть у предлагаемой схемы организации обучения? Она предоставляет определенные возможности отойти от компьютера и заниматься с бумажными носителями, так как наличие аудиозаписей не заставляет беспрерывно смотреть на экран, а, распечатав пошаговый комментарий к заданиям, можно вообще выключить экран на какое-то время и отдохнуть от него. Собранные материалы могут использоваться в удобном для ученика режиме, а гибкая «обратная связь» позволяет уточнять все возникшие вопросы (при необходимости индивидуальные ответы на вопросы можно осуществлять по Skype). Возможно решение проблемы, когда «источник обучения» (компьютер и т.п.) необходимо передать брату или сестре – записи в разных формах и обеспечение «обратной связи» позволят восстановить «пропущенный по уважительной причине урок» самостоятельно. Учащиеся нацелены на формирование регулятивных универсальных действий, когда они имеют набор материалов и возможностей, используя и реализуя которые, могут в значительной мере сами планировать свою деятельность. Лично для меня важным было еще то, что, организуя таким образом деятельность, я реализовывала ее в соответствии с той программой, по которой мы ведем преподавание, с моей рабочей программой; то, что, формируя и наполняя систему самостоятельно, я смогла учитывать особенности каждой конкретной группы учащихся нашей гимназии.
         Пригодится ли мне опыт использования дистанционных технологий, если сбудется всеобщая мечта учителей, учеников и их родителей, и мы вернемся к обычной системе работы в помещениях образовательных организаций? Думаю, что да. Я расширю возможности, которые сегодня предоставляю учащимся и их родителям в группе, созданной в социальной сети ВКонтакте. Смогу, например, выкладывать аудиозаписи, которые помогут вспомнить, что было на уроке, как объяснялся тот или иной материал, а уж в ситуации эпидемии гриппа, когда отсутствует половина группы, такие возможности неоспоримо важны, да и каждый пропустивший урок ребенок, получит таким образом поддержку при самостоятельном изучении материала. Конечно, объемы записей и других материалов, которые можно разместить рядом, будут значительно меньше, чем при организации дистанционного обучения, они не смогут претендовать на изложенный целиком урок, как описано в схеме выше, и поэтому не заменят полноценного урока, но определенно станут поддержкой в изучении материала самостоятельно, формировании предметных и метапредметных действий.


Поделиться: