Поиск по сайту

Система повышения квалификации педагогических работников в области информационных технологий (из опыта ГБУ ИМЦ Выборгского р-на СПб)


Авторcтво: Леонская Елена Викторовна, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


В условиях новой системы аттестации педагогических работников образовательных учреждений успешно функционирует система повышения квалификации учителей-предметников и руководящих работников в области информационно-коммуникативных технологий. Однако, несмотря на большое разнообразие предлагаемых курсов, потребность в повышении квалификации в области ИКТ постоянно растет, что связано с переходом начальной, основной и средней школы на новые ФГОС и, как следствие, увеличением интерактивного оборудования, цифровых лабораторий, комплексов по робототехнике в ОУ, а также желанием учителей-предметников использовать его в своей практической деятельности. Кроме того, необходимость в увеличении курсов в области ИКТ диктуется регламентом прохождения аттестации.

В 2018-2019 учебном году в Выборгском районе приняли участие в обучающих семинарах, семинарах-практикумах на базе ГБУ ИМЦ, краткосрочных курсах на базе ОУ и повысили свою профессиональную подготовку в области ИКТ 883 человека (педагоги и руководители ОУ, воспитатели и заведующие ДОУ).

Благодаря этому с каждым годом увеличивается число учителей, применяющих информационные технологии в учебном процессе.

На базах ГБУ ИМЦ и ОУ района проведено 6 семинаров, семинаров - практикумов для учителей предметников, воспитателей, которые посетили 128 человек.

В течение учебного года на различных образовательных площадках города по направлению ЦИО ГБУ ИМЦ повысили свой профессиональный уровень, закончив курсы повышения квалификации в области ИКТ, 176 работников ГБОУ и ГБДОУ. По лицензированным образовательным программам повышения квалификации в области ИКТ на базе ГБУ ИМЦ в 2018-2019 учебном году повысили квалификацию 577 работник ГБОУ и ГБДОУ.

Обучение по образовательным программам отражено в следующей таблице:

Всего за 2018-2019 учебный год


ГБОУ

ГБДОУ

ДОД

ЦППМСП+ИМЦ

ИТОГО

ИМЦ

1129

335

84

8

1556

АППО

197

82

3

8

290

СПбЦОКОиИТ ИКТ

101

75



176

СПбЦОКОиИТ ГИА

20




20

Персонифицированная модель ПК «Деньги за учителем»

38

58



96

ГУ ВШЭ "Финансовая грамотность

34




34

ИТОГО за 2018-19 год

1519

550

87

16

2172


На базе ГБУ ИМЦ по собственным образовательным программам всего было обучено 1556 педагогов.


Реализация программ ГБОУ ИМЦ



п/п

Образовательная программа

час

Кол-во обученных всего

Колво групп

1

Компьютерная грамотность для работников системы образования

72

77

6

2

Составляющие ИКТ-компетентности работников системы образования

72

500

39

3

Инновационный потенциал петербургской школы: технологии развития

72

32

1

4

Основы содержания современного образования: федеральный государственный образовательный стандарт

36

0

0

5

72

571

20

6

Дошкольное образование: перспективы развития

72

64

2

7

Противодействие коррупции через образование

36

129

5

8

Профессиональная деятельность помощника воспитателя в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС ДО

36

29

1

9

Особенности воспитания и развития детей в группах раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

36

25

1

11

Самбо в школу

72

29

1

12

Подготовка и сопровождение управленческих кадров образовательных учреждений

72

26

1

13

Преподавание курсов "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в начальной школе и основной школе

36

74

3


Всего:

1556

80


В режиме постоянно действующих семинаров повысили свою квалификацию 95 педагогов района.

Кроме того, к межкурсовому повышению квалификации можно отнести мероприятия, подготовленные и проведенные методистами ГБУ ИМЦ в течение 2018-2019 учебного года.

Всего за учебный год проведено 119 мероприятий (конференций, совещаний, мастер-классов, семинаров, круглых столов) с общим охватом 3134 педагога образовательных учреждений района.

№п/п

тип мероприятия

количество мероприятий

количество человек

1.

семинар

54

1710

2.

семинар-практикум

12

325

3.

мастер-класс

4

142

4.

круглый стол

10

230

5.

совещание

13

335

6.

информационно-методическое совещание

26

392

7.

ИТОГО

119

3134

С целью представления профессионального уровня педагогов в районе в 2018-2019 учебном году проведен ряд профессиональных конкурсов.

В ноябре 2018-2019 учебного года в образовательных организациях Выборгского района прошел восьмой районный фестиваль методических разработок уроков и занятий «Петербургский урок». Фестиваль носил состязательный характер и проводился в девяти номинациях (филологический, математический, естественнонаучный, общественно-научный циклы, уроки технологии, ОБЖ и физической культуры, основы духовно-нравственной культуры, внеурочное учебное занятие). Фестиваль проходил в два этапа. Первый – школьный, второй – районный. Данный конкурс проводился в целях:

выявления талантливых педагогов района; o повышения качества образования;

повышения профессионального мастерства педагогов;

совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса; o внедрения и распространения передового педагогического опыта;

внедрения и распространения современных инновационных образовательных технологий в практике учебно-воспитательного процесса;

моральной и материальной поддержки творчески работающих педагогов и подъема престижа профессии учителя.

Успешно проведен городской конкурс педагогических достижений 2018-2019 учебного года.

Особое значение для районной образовательной системы Выборгского района имеют участие и победы педагогов в 2019 году:

2 человека «Лучший учитель Санкт-Петербурга»,

10 человек «Лучший воспитатель Санкт-Петербурга»,

1 человек «Лучший педагог дополнительного образования Санкт-Петербурга».

Сравнительный анализ участия в конкурсе за десять лет


В 2018-2019 учебном году педагоги Выборгского района активно участвовали в диссеминации педагогического опыта на мероприятиях различного уровня:

Общеобразовательные образовательные учреждения

Мероприятия по диссеминации педагогического опыта, организованные на базе ОУ

Участие в мероприятиях по диссеминации педагогического опыта

Общее количество педагогов, представивших свой опыт (доклады, выступления, статьи и т.д.)

Общее число педагогов – победителей и лауреатов педагогически х и творческих конкурсов

Районного уровня

Городского уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня

Районного уровня

Городского уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня

130

60

14

20

423

448

193

126

1421

226



Учреждения дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования

Мероприятия по диссеминации педагогического опыта, организованные на базе ОУ

Участие в мероприятиях по диссеминации педагогического опыта

Общее количество педагогов, представивших свой опыт (доклады, выступления, статьи и т.д.)

Общее число педагогов – победителей и лауреатов творческих конкурсов

Районного уровня

Городского уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня

Районного уровня

Городского уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня

ДДЮТ

32

2



41

24

15

2

139

16

«Современник»

10

12


2

3

7

1

1

16

9

«Союз»

8

7

2


10

16

3

2

90

16

«Олимп»


1



2

18

2

32

1


«Юность»

4

1



5

8

3

1

31

3

Всего:

54

23

2

2

61

73

24

38

277

44



Дошкольные общеобразовательные учреждения

Мероприятия по диссеминации педагогического опыта, организованные на базе ОУ

Участие в мероприятиях по диссеминации педагогического опыта

Общее количество педагогов, представивших свой опыт (доклады, выступления, статьи и т.д.)

Общее число педагогов – победителе й и лауреатов творческих конкурсов

Районного уровня

Городского уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня

Районного уровня

Городского уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня



80

37

6

3

431

305

293

67

1580

417


Также площадкой для тиражирования педагогического опыта уже традиционно является межрайонный электронный научно-практический журнал «Ресурсы. Обзоры. Новости образования («Р.О.Н.О.» www.erono.ru). В 2018-2019 учебном году электронный журнал «Р.О.Н.О» продолжал свою деятельность, являясь одним из механизмов реализации целей и задач ГБУ ИМЦ, в первую очередь, достижению нового качества образования в районе и тиражирования инновационного опыта в деятельности образовательных учреждений и педагогических работников.

Темами выпусков были актуальные проблемы развития современного образования. Главным условием успешной работы редакция считала привлечение внимания профессиональной педагогической общественности района к возможностям сотрудничества с журналом, как электронной СМИ-площадки для представления собственного опыта, выражения своего понимания процессов, идущих в современном образовании, профессионального общения.

Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Распространение и тиражирование присуще самой инновации, как правило, та или иная инновационная практика достаточно автономна, самодостаточна и в силу этого замкнута. Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников.

Поэтому существует процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории, названный диссеминация.

Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. Говоря о контекстах диссеминации, имеется в виду, что эта работа всегда разворачивается в конкретном пространстве-времени, здесь и теперь. В этом отношении важен как ближайший конкретно-исторический контекст, так и более широкий контекст (распространение нового в различных сферах).

Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;

- коммуникационные - профессиональные события;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

Деятельность Ресурсного центра в процессе диссеминации направлена на выполнение архитектурной функции, они формируют диссеминационную сеть, которая включает следующие действия:

-локализация опыта - описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;

- мультипликация опыта - мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;

- консультирование субъектов инновационного опыта - оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта. К основным функциям диссеминационной сети относятся:

- координация, в том числе сетевого взаимодействия;

- научно-методическое сопровождение;

- создание обучающих программ повышения уровня профессиональной компетентности (методическая деятельность);

- описание практики, «окультуривание» опыта;

- накопитель (информационный ресурс);

- тьюторское сопровождение;

- консалтинг;

- обучение;

- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:

ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;

«показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;

практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);

свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.


Приложение: Слияние документов (методическая разработка)


Материалы с сайта:

http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html

http://sisobraz.shko.la/imc/metodiceskaa-sluzba


Поделиться: