Поиск по сайту

Коллективные занятия как средство развития самостоятельности у младших школьников


Авторcтво: Васильева Анна Вячеславовна, учитель ГБОУ гимназии №405 Красногвардейского района Санкт- Петербурга


       Одним из показателем эффективности учебного процесса служит сформированность познавательной активности и самостоятельности младших школьников.
Познавательная самостоятельность характеризуется такими признаками как: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием понять не только предлагаемые знания, но и способы их получения, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
При развитии самостоятельности у младших школьников значительную роль играют коллективные занятия. Можно использовать методику М.А. Мкртчяна «Взаимообмен заданиями». Методика используется для решения заданий типового характера по основным учебным предметам в парах сменного состава. Основной вид работы в паре – обучение. А обучение происходит тогда, когда один (обучающий) знает, а другой (обучаемый) не знает, то при начале организации методики («запуске») надо выполнять определённые правила:
   - карточки должны быть различными;
   - ученик знает свою карточку и не знает карточку напарника.
Сама карточка представляет собой два типовых задания.

Например:
А – 1 А – 2
1) 3600:80= 1) 4356:36=
2) 5000:20= 2) 2592:27=

А- 1 А – 2
1. 1) на ветк… 1. 1) на кон…
2) из глуш… 2) из тайг…
3) о песн… 3) о тетрадк…

2. 1) на трав… 2. 1) на лошад…
2) из деревн… 2) из клетк…
3) о лошад… 3) о лес…
   Учитель учит ученика, как решать задание «А» из его карточки. Решение записывают в тетрадь. Ученик самостоятельно по полученному от учителя образцу решает в тетради задание «Б». Учитель проверяет правильность выполнения задания. После этого карточка считается «запущенной». Для слабых учеников возможно проговаривание решения вслух. Потом ученики за одной партой перед собой раскрывают тетради и карточки с заданием. В тетради пишут номер карточки напарника. Меняются тетрадями. Один из учеников объясняет решение задания «А» из своей карточки, решение записывает в его тетрадь, оставляя на полях заметку, кто выполнил задание. Теперь другой ученик решает задание «А» из своей карточки в тетради напарника, обучая его решению и оставляя на полях своё имя. После этого ученики обмениваются тетрадями и карточками, получая каждый свою тетрадь и карточку напарника, и самостоятельно выполняют задание «Б» из новой карточки. Когда задания выполнены, ученики проверяют друг друга.
    После такого занятия желательно проводить коллективное обсуждение выполненной работы. Между ребятами завязывается разговор, ученики задают вопросы, вносят предложения, спорят, делают замечания, дают советы.
Обязательная рефлексия даёт свои результаты. Если в начале работы ученики только перечисляли результаты, то со временем пытались объяснить, почему не получается решение того или иного примера, задачи, оценивали не только работу в целом, но каждый работу своего товарища и свою. Ученики делали вывод, готовы или нет к контрольной работе (по итогам проверочной работы, работы «Проверь себя.»). Так вносится корректива в план работы учителя.
   Контрольная работа была для учеников не только проверкой их умений и навыков, но и того, как каждый справился с ролью учителя. Они переживали за тех, кого обучали, то есть больше переживали не за себя, а за одноклассников. Ученики учатся находить свои пробелы, задумываются о причинах ошибок, не только начинают осмысливать ответственность и важность роли учителя, но и понимать важность самого обучения.
Проблема воспитания самостоятельности актуальна на каждом этапе развития ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте, в котором впервые проявляется самостоятельность, закладывается фундамент этого ценного качества личности. Участвуя в различных видах коллективной деятельности, налаживая взаимоотношения в коллективе, общаясь с членами коллектива, ученик в той или иной степени оказывает влияние на коллектив, проявляет свою самостоятельность. Самостоятельное усвоение нового материала оказывает поддержку в развитии познавательной деятельности младших школьников.
Самим ученикам нравится такой вид деятельности, он вызывает желание учиться, узнавать новое, помогать учиться другим. В познавательной самостоятельности в единстве выступают мотивационная и операционная стороны учения, объединяются стремления и умения работать самостоятельно. Происходит взаимное обогащение положительных познавательных мотивов учения: интерес и потребности и способов самостоятельного отыскания истины.
   Один из главных путей воспитания познавательной активности и самостоятельности – учение, конкретная форма, в которой формируются такие качества, - самостоятельные работы, а в них – решение познавательных задач, осуществление различных познавательных и практических действий.
   Самостоятельные работы младших школьников направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление знаний, на укрепление умений и навыков; могут быть работы, которые направлены на применение знаний, использование их в новой ситуации, практическое применение знаний для приобретения новых умений… В решении самостоятельных задач проявляется уровень развития ученика, уровень его знаний и умений: умение видеть и самому поставить задачу, определять план и способы её решения, независимость действия, которое направлено на решение задачи, отыскание объективно ценных способов.
   Уже давно говорят о том, что главная задача школы не предоставить ученикам готовые знания, а сформировать у них умение ориентироваться в окружающем мире, использовать полученные знания для принятия правильных решений. При использовании на уроках коллективных форм работы мы можем получить учебный процесс, при котором ученик имеющиеся у него знания передаёт другому и учиться от другого тому, что знает его одноклассник. Ученик имеет возможность новую тему проговаривать столько раз, сколько надо для глубокого и прочного усвоения изучаемого материала, доводя свои знания до определённого совершенства, а своё преподавание до мастерства.
   Приведу пример такого занятия на уроке русского языка при изучении темы «Имя прилагательное». До изучения новой темы нами был составлен «вопросник» по теоретическому материалу с указанием страниц учебника, на которых можно найти ответ. «Вопросник» используем для сдачи зачёта по теме. Ученики разбиваются на группы, пары и по одному для индивидуальной работы.
   Первая группа учеников (как правило, четыре ученика) пишет изложение по алгоритму с использованием материала учебника. Другая четвёрка работает над деформированным текстом, который надо было озаглавить, каждый выполнял морфологический разбор указанных частей речи или разбор по членам предложения. Пара учеников выполняют картинный диктант, надо разложить картинки с изображением предметов на три группы: мужского, женского и среднего рода. Записывают названия предметов и подбирают к ним имена прилагательные, определяют вопрос и окончания. Используем работу по карточкам: на одной стороне карточки записано имя прилагательное, с другой - род, число, окончание. Ученики показывают друг другу записанное имя прилагательное, составляют с ним словосочетание, называют род, число и окончание имени прилагательного. В алгоритм включаю ещё и письменное задание.
Остальные ученики работают по билетам, в которые включены взаимодиктанты, словарная работа, карточки по теме «Имя прилагательное». После выполнения учеником задания на карточке учитель проверяет правильность выполнения и оценивает работу. Ученик становится учителем и передаёт свою карточку другому ученику, объясняет всё, что выучил и выполнил сам.
Во время такой работы учитель и мои «советники» принимают зачёт у группы учеников (4-5 учеников). На парте – карточки с номерами вопросов. Ученик вытаскивает карточку, отвечает на вопрос, приводит примеры, другие ученики дополняют его ответ. После выполнения своих заданий ученики меняются местами, передают карточки или меняют вид деятельности. Такой вид работы избавляет учеников от утомления, смена вида деятельности даёт им возможность отдохнуть.

Предлагаю вариант «Вопросника» по теме «Имя прилагательное»:

1. С какой целью в речи используют имена прилагательные? ( стр. 176 )
2. Что обозначает имя прилагательное? ( стр. 176 )
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( стр. 138 )
4. С какой частью речи связано имя прилагательное? ( стр. 138 )
5. Приведите примеры синонимов и антонимов. ( стр.179 )
6. Как определить род, падеж и число имени прилагательного? ( стр. 184 )
7. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? ( стр. 184 )

Карточка контроля по теме «Имя прилагательное».

Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо:
1) найти имя существительное, к которому относится имя
прилагательное;
2) определить падеж имени существительного;
3) по падежу имени существительного определить падеж
имени прилагательного.

1. Спишите текст, определите падеж имён прилагательных.
Белка сидела на задн… лапках и грызла кедров… шишку. У белки небольш… тело и длинный пушист… хвост. Маленьк… красив… головку украшают чёрные глаза. Шерсть у белки сер… , брюшко бел… .
Белка – весёл… забавн… животное.

2. Закончите ответ:
Безударное окончание имени прилагательного пишется так же…






Поделиться: