Поиск по сайту

«Траектория успеха» (индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника)


Авторcтво: Капко Светлана Васильевна, учитель начальных классов, воспитатель, зам. директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга


             Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества, – одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху «информационной цивилизации» актуальность решения этой задачи возрастает.
Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности.
             Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет вторую из главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
          Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
          Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
 • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
 • профессионализмом педагога;
 • возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
 • возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
 • осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
 • осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
 • организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
            При составлении ИОМ необходимо учитывать особенности образовательного учреждения, возможность социокультурных связей ОУ, наличие инфраструктуры и информационной образовательной среды.
ГБОУ СОШ № 619 Калининского района СПб имеет современную образовательную среду, широкий спектр дополнительного образования, профессиональных педагогов и психологов ― следовательно, в наличии все факторы для создания и развития ИОМ школьников. В своей работе я использую кластерную модель ИОМ «Траектория успеха». Это значительно облегчает выбор учеником блоков для освоения маршрута. На любом этапе ребенок может как добавлять, так и убирать части своего маршрута. Рассмотрим кластерную модель «Траектория успеха».
           1-й блок – общеобразовательные предметы
  а) Традиционная классно-урочная система – позволяет педагогу, используя различные педагогические технологии, дифференцированно включать ученика в решение учебных задач, предметных проектов, менять роль ученика на уроке «Ученик-ассистент», «Ученик –
участник экспериментальной группы, «Ученик – модератор учебной игры» и другие. Таким образом, даже в условиях традиционной классно-урочной системы развитие ученика происходит с учетом его возможностей и собственных желаний.
  б) Дополнительное образование по основным предметам начальной школы.
          В нашей школе эта область представлена следующими направлениями:
    • «Учимся логически мыслить» (математика).
    • Занятия проводятся в двух группах: «Группа развития познавательных способностей» или «Олимпиадная группа» занимается решением нестандартных задач, вариативных, проблемно-поисковых заданий, и группа «Стандарт», работа в которой направлена на восполнение пропусков, непонимания, закрепления, индивидуального объяснения программного материала учителем или учеником-наставником. Ученик может самостоятельно определяться с выбором группы, опираясь на советы родителей, собственный опыт, коммуникативные интересы, личные желания. На любом этапе ребенок может переходить из одной группы в другую, следуя личным потребностям.
         Аналогично построена работа по курсу «Речь как искусство» (русский язык) и «Английский язык в диалоге» (английский язык).
2-й блок – внеурочная деятельность, которая представлена в школе следующими курсами:
    • «Мастерская. Проектная деятельность».
    • «Книжкино царство».
    • «Азбука нравственности».
    • «Азбука здоровья».
    • «Я – мыслитель».
Здесь хочется отметить важность выбора учителем форм внеурочной деятельности и взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности, а также интеграцию общеобразовательных предметов и курсов внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).
          Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия) – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не от класса или школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Учащиеся школы выбирают курсы, которые они хотят посещать. Могут спонтанно подключиться к проанонсированному событию другого курса, если таковой их заинтересовал в данный период времени.
3-й блок – дополнительное образование школы и вне школы различных направлений. Дополнительное образование школы представлено широким спектром курсов различных направленностей, способным удовлетворить потребности любого школьника. В школе работают студии керамики, джаз-модерна, тенниса, волейбола, хоровая студия, студия робототехники и другие. Результаты участия и успешности представлены в течение учебного года в виде выставок, концертов, соревнований и других форм.
4-й блок – проектная деятельность – разнообразно представлена проектами разных уровней и направлений. Приведем примеры некоторых проектов:
    • проекты «Большая Регата», «Сказкин дом», «Звездочка успеха» (экскурсионный) позволяют знакомиться с городом, расширять социокультурные связи, использовать универсальные – учебные и коммуникативные действия;
    • проект «Одаренные дети» включает в себя работу по подготовке ежегодной научно-практической конференции (далее НПК) «Многогранная Россия» – это форма работы педагогов с воспитанниками и учащимися ГБОУ СОШ № 619 Санкт-Петербурга, предполагающая презентацию хода и результатов их исследовательских работ и проектов. НПК рассматривается как технология формирования единого образовательного пространства школы, так как является открытым мероприятием и предполагает участие педагогов и учащихся, интересующихся вопросами организации исследования и проведения проектов, презентации их результатов. Темы исследовательских работ и проектов, представляемые на конференции, определяются педагогами совместно с обучающимися и учитывают их индивидуальные образовательные интересы, склонности и потребности;
    • проект «Полезные каникулы». В школе № 619 воспитательная работа не заканчивается на момент начала каникул, а находит свое продолжение в проекте «Полезные каникулы». Вот уже более 10 лет желающие ученики выезжают в детский оздоровительный лагерь и на загородную дачу. Сопровождают ребят педагоги нашей школы – это отличная команда, работающая вместе не один год. В течение всего лета у наших воспитанников есть возможность отдохнуть с пользой для ума и здоровья в экологически благоприятной зоне и комфортных условиях.
             Педагогами школы разработаны и апробированы уникальные программы летней оздоровительной кампании. Темы погружений всегда разные: «TV-мания», «ДОМ – Давайте Общаться Много», «Последний герой», «Робинзонада», «Империя Отдыха» и другие. Современные названия и насыщенное интересное содержание привлекают ребят, повышают интерес к нашим программам у родителей.
Для ребят младшего школьного возраста создается буклет-альбом с названием смены, местом для его будущих фотографий, планом предстоящих мероприятий, местом для дипломов и сертификатов. Такая форма позволяет ребенку привести из лагеря не только приятные воспоминания, но и реальные подтверждения своих побед и знаменательных событий.
            Проект «Полезные каникулы» – один из самых любимых детьми и родителями школьных проектов, дающий широчайший спектр новых возможностей в решении воспитательных и развивающих задач школы.
5-й блок – «Лидер будущего». Большое внимание уделяется созданию единого информационного пространства для ученика. Данный блок представлен в образовательном конструкторе «Лидер будущего» на сайте школы. Для ученика в образовательном конструкторе много полезной и мобильной информации: предметные
кейсы, позволяющие в свободном доступе заниматься самообразованием по основным предметам. В кейсе хранятся тренировочные тесты, видеолекции, обучающие презентации. В наличии памятки по правилам поведения, правилам дорожного движения.
6-й блок – рефлексия. Одним из важных этапов развития школьника – является самоанализ, внешний анализ и рефлексия успеха. В нашей школе приняты различные формы фиксации результатов школьника. Наиболее результативным в начальной школе является проект «Портфолио».
Одним из направлений эксперимента в школах является попытка изменения подходов к текущей и основной аттестации учащихся, что вызвано несовершенством существующей системы оценивания, в которой учитывается только знаниевый компонент, а не личностные особенности учащегося, его индивидуальный рост. В целях стимулирования образовательной и социальной активности учащихся, развития у них способности к самооценке в школе разработана такая ненормативная форма оценивания как портфолио. Под портфолио мы понимаем спланированную заранее индивидуальную подборку этапов работы и достижений учащегося, которая связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину.
            Учитывая все ресурсы школы, города и информационного мира, предоставленные младшему школьнику, ребенок выбирает для себя те, которые интересны именно для него в данный период его развития. Такой подход формирует у ребенка ситуацию успеха, положительную Я-концепцию. Следовательно, ученик развивается в комфортной для него социальной и образовательной среде, где учитываются его индивидуальные способности и желания.

Поделиться: