Поиск по сайту

Творчество как элемент инновационных технологий


Авторcтво: Михеева Елена Николаевна, к.п.н., Заслуженный учитель РФ, г. Архангельск


В настоящее время большое внимание уделяется инновационным образовательным технологиям, главной целью которых является оптимизация учебного процесса и воспитание личности, способной самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, а значит, способной нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире.
          Рассмотрим значение этого термина. Инновации (от англ. Innovation - нововведение) – это изменения внутри какой-либо системы. В отношении педагогики как науки предполагается, что инновация связана с нововведениями в самой педагогической системе, направленными на улучшение учебного процесса и результатов учебной деятельности обучающихся. Результативность введения инноваций неразрывно связана с гарантией высоких результатов обучения. Гарантией результатов является, прежде всего, чётко выстроенная система обучения, в основе которой определённая технология. Как считает А.В. Истомин, «технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости. Технологичность не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления» (1). Инновационные технологии, таким образом, помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.
Понятие «инновационная педагогическая технология» рассматривается исследователями как совокупность средств, идей, методик процессов и результатов, взятых в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
В самом понятии «инновация» уже заложено понятие «творчество» как элемент новизны и прогрессивности. Кроме того, педагогические инновационные технологии предполагают наличие авторского индивидуального
метода, разработки авторской знаковой системы. Основным критерием эффективности таких методик является оптимизация результатов обучения за счёт доступности и технологической воспроизводимости. Инновационные педагогические технологии предполагают, прежде всего, не традиционную передачу знаний обучающемуся, а соучастие учителя (педагога) и ученика (обучающегося) в учебно-творческом процессе.
          Творчество – это свобода от шаблонов и стереотипов в мышлении, это выход за рамки традиционных способов решения различных учебных задач. Возникает вопрос: имеются ли благоприятные условия в системе образования для того, чтобы «взрастить» творчески активную личность, начиная с детского сада и заканчивая вузом? Ещё в 2003 году Е. Лопухина и Д. Меренков в своих исследованиях выявили серьёзные проблемы в единой образовательной системе (школа – вуз), связанные с методами обучения в основе которых традиционная передача узкоспециализированных сведений, которые можно найти в любых книгах и справочниках. Особое беспокойство данных авторов вызывала подготовка будущих специалистов. Авторы видели проблему в том, что «…научить его (студента) нетрадиционно мыслить высшая школа как система, к сожалению, не может, и творчески ориентированные выпускники – это чаще всего заслуга не вуза как такового, а отдельных талантливых преподавателей… Изменить ситуацию могут нетрадиционные методы преподавания». К сожалению, как отмечают авторы, «… усилия энтузиастов-одиночек мало изменят общую картину. Необходим широкий круг единомышленников, занимающихся проблемой креативного образования в разных сферах». Е.Лопухина и Д. Меренков приходят к неутешительному выводу о том, что «…есть серьезная дистанция между объективно лучшей, эффективной организацией системы образования и нынешним положением вещей. Главная проблема – в инерционности мышления людей, занимающихся образованием, а часто – просто в некомпетентности чиновников и преподавателей. Среди них по настоящему талантливых и желающих совершенствоваться немного; впрочем, это следствие общефилософского принципа, который гласит, что больше всего людей среднеобразованных и среднемыслящих, а много меньше – полных идиотов и выдающихся талантов. В математике это называется нормальным законом распределения. Таким образом, получается замкнутый круг: творческих преподавателей слишком мало, потому что такова система образования, а такова она потому, что творческих людей в ней недостает» (2).
     Что изменилось за полтора десятилетия в системе образования, в частности, в сфере профессионального образования? Насколько реализовалась идея обновления образования на основе инновационных технологий? Исследователи сходятся во мнениях, что технологичность в настоящее время становится доминирующей характеристикой деятельности учителя, позволяющей подняться на «качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости» (1). Однако мы, педагоги-практики, убеждаемся на собственном опыте, что не всё так гладко и в настоящее время в сфере внедрения новации и, тем более, инноваций. На собственном опыте могу смело утверждать, что введению любой инновации в учебный процесс предшествует огромный профессиональный опыт конкретного педагога или группы пе-дагогов, постоянно размышляющих о качестве результатов учебной деятельности. Это, прежде всего, поиск наиболее эффективных методов, форм и приёмов работы, апробация, анализ и обобщение результатов этого опыта и т.д. Другими словами, это не месяц и не год работы. Зачастую – это дело десятилетий жизни конкретных педагогов-профессионалов, творчески относящихся к своей любимой профессии. И вот, когда найдено эффективное решение обновления системы, когда проанализированы результаты, когда обобщён опыт этой огромной работы и представлен перед коллегами в форме учебного пособия или пособий, казалось бы – вот она инновационная технология, берите и пользуйтесь. Какое-то время так и есть: апробация, внедрение, получение результатов, вновь анализ, внесение изменений в систему,обновление и т.д. Всё на пользу подготовки обучающегося.
       И вдруг, как гром среди ясного неба, некто, кто не сильно озадачен этой инновационной системой, кто далёк от авторских творческих идей, но кто при административной власти (т.е. имеет формальное право принимать такие решения), убирает из учебного плана эти апробированные авторские инновационные дисциплины, даже не посоветовавшись с автором-разработчиком и не поставив в известность самого автора об этом решении! Убирают только лишь потому, что не увидели слова, присутствующего в названии авторской дисциплины, во
ФГОСе. А то, что заложено в содержании дисциплины, таких «ликвидаторов» вообще не волнует! Возникает закономерный вопрос: стоит ли педагогу-новатору столько лет жизни посвящать разработке технологий и поиску эффективных методик, если весь этот систематизированный труд можно просто-напросто выбросить за ненадобностью по решению весьма недальновидного чиновника-функционера? Соответственно, напрашивается вывод: зачем мы вообще поднимаем такие высокие темы для разговора как инновации в
образовании, если у себя под носом не видим результатов и достижений творческих и неравнодушных педагогов, а главное – не хотим этого видеть! Видимо, кто-то очень неуютно чувствует себя с этими педагогами, которым
всё время чего-то надо. Легче «убрать и прекратить!" И точка! Таким образом, приходим к выводу о том, что существуют объективные и субъективные факторы, препятствующие введению инновационных технологий в учебный процесс и их развитию. А.В. Хуторской считает, что
основная проблема внедрения инноваций заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против нововведений часто применяются суждения по типу «Да, но…»: «Это у нас уже есть…», «Это у нас не получится», «Это требует доработки», «Это не решает главных проблем», «Здесь не всё равноценно», «Есть и другие предложения».
         В последнем случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств». А.В. Хуторской советует: «Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников». Далее автор приходит к выводу о том, что «в обществе «существуют» специальные приёмы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперёд батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных» (3). А ведь это, по сути, есть нерациональная трата времени и творческого потенциала педагога-новатора, которые могли бы пойти на пользу организации учебного процесса и подготовки будущих специалистов. Если педагог перестаёт бороться с этими искусственно созданными препятствиями, просто напросто устав от этой изнуряющей и бессмысленной борьбы, он «…привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, а его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его    творческий уровень» (3).
   Приходим к выводу о том, что творчество – это не только элемент инновационных технологий. Творчество – это непременный элемент, если можно так выразиться, характера педагога-новатора, требующий от творческой личности мужества, смелости, чтобы противостоять совокупности факторов, препятствующих нововведениям.

Список источников информации
1. Истомин А.В. Характеристика инновационных технологий обучения в современном образовании / А.В. Истомин /Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-
1145 (1)
2. Лопухина, Е., Меренков, Д. Воспитание творческой личности / Е.Лопухина //Наука и жизнь, № 1, 2003 (2)
3. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2010. – 256 с. (3)

Поделиться: