Поиск по сайту

Методические материалы к организации мониторинга качества образования в образовательном учреждении


Авторcтво: Волосова Юлия Евсеевна, директор, Данилова Юлия Альбертовна, заместитель директора по НМР, Ванина Эмилия Владимировна, к.п.н., руководитель ОЭП ГБОУ №518 Санкт-Петербурга


В статье представлены промежуточные итоги ОЭР – методические рекомендации по использованию комплекта стандартизированных форм сбора информации, методика интерпретации первичных данных, полученных в ходе внутришкольного мониторинга в условиях перехода на ФГОС ООО, а также варианты использования данных как основы для принятия управленческих решений.

Обоснование актуальности планируемых результатов использования инновационного продукта для развития системы образования. Значимость инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга.

В условиях перехода на ФГОС ООО особую остроту приобретает две взаимосвязанные проблемы: обеспечение достижения учащимися общеобразовательных школ уровня образовательных результатов, обозначенных в стандарте, и обусловленное этим смещение векторов целеполагания на стороне учителя при проектировании и реализации повседневной практики урока. Разрабатываемый в ходе ОЭР продукт может стать удобным инструментом как для фиксации текущего состояния и направлений происходящих изменений в уровне образовательных результатов учащихся, так и для влияния на целевые и ценностные установки отдельного учителя и педагогического коллектива школы по принятию новой идеологии российской школы в соответствии со Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга до 2020 г. Определённые в Стратегии ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития в области качества образования школьников позволяют выделить наиболее актуальные направления для мониторинга на уровне образовательного учреждения.

Кроме того, для повышения эффективности управления качеством образования необходимо регулярно получать информацию об изменениях и константах образовательного процесса в школе. Получаемые данные важны как для принятия текущих тактических решений на уровне школьной администрации, так и для стратегического планирования развития образовательного учреждения с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, что позволяет говорить о значимости разрабатываемого продукта как основы для принятия административных решений в сфере управления качеством образования в школе.

Основная идея разработки, описание составляющих планируемого продукта

С точки зрения задачи введения ФГОС, процедуры мониторинга можно условно разделить на несколько групп:

- основные инструменты, которые позволяют оценить выполнение стандарта;

- дополнительные инструменты, с помощью  которых аккумулируется информация об условиях получения образовательных результатов школьников;

- контекстные инструменты, которые позволяют достаточно глубоко объяснить причины  полученных результатов и опосредованно воздействовать на качество образовательных результатов школьников. 

По периодичности в практике деятельности образовательного учреждения наиболее востребованными оказались мониторинги, проводящиеся один раз в год, два раза в год и один раз в два года.

Основным инструментом мониторинга результатов обучения в рамках ОЭР было выбрано независимое тестирование на основе апробированного комплекта стандартизированных форм. Мы используем сетевой программный комплекс «ЗНАК» НПООО «ИНИС-СОФТ» - открытую тестовую среду, позволяющую обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля.

Применение программ комплекса позволяет:

- создавать новые и редактировать существующие логические структуры курсов, необходимые для проведения детализированного, многофакторного анализа результатов контрольного тестирования учащихся;

- создавать тестовые задания в привязке к структуре учебного курса;

- формировать различные виды тестов из созданных заданий;

- организовать тестирование как в компьютерном классе, так и без такового;

- автоматизировать (в обоих вариантах) обработку результатов тестирование и получение таких показателей, как рейтинг учебных достижений, степень обученности, качество знаний учащихся класса;

- организовать обмен методическими и контрольно-измерительными материалами между различными образовательными учреждениями с помощью системы экспорта-импорта.

ПК «ЗНАК» предоставляет возможность проведения репетиции сдачи ЕГЭ и ЦТ.

Основной элемент мониторинга качества образования в рамках представляемого продукта – независимое тестирование, которое позволяет оценить предметные и метапредметные образовательные результаты школьников с точки зрения достижения уровня, обозначенного в действующих стандартах. Это дает возможность выйти на более высокий уровень обобщения данных, что помогает оптимизировать объём информации, необходимый для принятия управленческих решений на уровне школьной администрации, а также даёт возможность Методическому совету школы, руководителям методических объединений и учителям-предметникам более чётко осознавать реальную обстановку и имеющиеся тенденции в области качества обучения.

Рекомендации по проведению и анализу результатов тестовых процедур:

1. Рекомендации по охвату учащихся

Тестирование в рамках мониторинга проводится для учащихся с 3-го по 8-ой классы, а также для учащихся 10-го класса. В связи с высоким уровнем нагрузки тестирование учащихся 9-го и 11-го классов не проводится. Для учащихся начальной школы организуются предварительные занятия с психологом для снижения психологического напряжения и предотвращения стрессовых ситуаций. При подготовке учеников начальной школы к тестированию проводятся тренинговые занятия по работе в компьютерном классе.

2. Рекомендации по периодичности и продолжительности

Тестирование по русскому языку и математике проводится дважды в год, по литературе, истории, биологии, физике, химии, географии (для младших школьников – по окружающему миру) и иностранному языку - один раз в год по графику в интервале с ноября по апрель. Продолжительность теста: один урок.

График проведения тестовых процедур должен сохраняться из года в год, что обеспечивает валидность данных, получаемых в дальнейшем в ходе интерпретации первичных материалов.

3. Рекомендации по отбору и/или составлению тестовых заданий

К отбору и/или составлению тестовых заданий привлекаются представители администрации школы, в отдельных случаях – руководители методических объединений. Ознакомление учителей с тестовыми заданиями не допускается. Электронная база вопросов комплектуется на основе контрольно-измерительных материалов, рекомендованных в рамках ФГОС с учетом предметных линий, используемых в школе и утверждается на Методическом совете школы. В основу проверочных процедур положены результаты, обозначенные во  ФГОС, Основной образовательной программе школы и рабочих программах по предметам, что позволяет любому учителю иметь представление об объектах проверки. В тесте всегда 25 вопросов, все вопросы категории А.

4. Рекомендации по обработке первичных данных тестирования

Процедура обработки результатов тестирования:

1. Количество зачтённых вопросов переводится в проценты (коэффициент = 4).

2. Перевод «процентных» результатов в баллы производится по следующей шкале (рекомендовано Минобрнауки): 51% и выше – зачёт;  менее 51% - незачёт.

Пример:

фамилия, имя

вып.

%

отм.

1

Абдрахманова Алина

23

92

4

2

Афонин Александр

25

100

5

3

Баронин Александр

20

80

4

Первичные результаты суммируются по каждому классу, при необходимости – по параллели или по предмету:

Пример:

"2"

стандарт

"3"

"4"

"5"

0

1

13

10

0

24

            3. Полученные данные в формате Excel переводятся в циклограммы и сохраняются в формате .jpg для облегчения последующего использования при представлении результатов.

4. Для выборочной аналитической оценки результатов тестирования используется следующая шкала:

количество правильных ответов

25-24

23-20

19-13

12 и меньше

% правильных ответов

100-96

92-80

76-52

48 и меньше

отметка

5

4

3

незачёт

Основная задача тестирования – выявить соответствие результатов учащихся требованиям ФГОС, поэтому в представляемых  материалах можно увидеть только соотношение учащихся, показывающих результаты, соответствующие и несоответствующие уровню требований ФГОС в этой области (согласно шкале оценок, соответствующим считается уровень выше 50% правильных ответов).

5. Данные сохраняются в виде файлов (предмет/класс/страница; с указанием учителя) в формате  Excel и комплекта циклограмм в формате .jpg.

5. Рекомендации по анализу результатов

Возможные варианты анализа включают:

- Сопоставление результатов по нескольким срезам, например, при анализе изменений в деятельности одного учителя и/или при анализе изменений в результатах одного класса за несколько лет. Следствием использования данного вида мониторинга становится строгая ориентация всех педагогов школы на достижение стандарта в уровне образовательных результатов учащихся.

- Результаты двойного тестирования в течение учебного года по русскому языку и математике, несмотря на их различие в разных классах, что обусловлено различным уровнем начальной подготовки, показывают устойчивую ориентацию учебной работы на ликвидацию отставаний, особое внимание учителей к адресной работе со слабыми учащимися.

Пример анализа результативности работы со слабыми и отстающими учащимися в 5-ых классах.

- Результаты тестирования сопоставляются с поклассными итоговыми отметками (четветь/год), выставляемыми учителями-предметниками, что позволяет выявить уровень адекватности критериев оценивания, используемых тем или иным учителем.

- Тестирование позволяет выявить предметные области, в изучении которых школьники наиболее успешны, а также учителей, чья повседневная педагогическая практика организации и проведения уроков обеспечивает высокий уровень образовательных результатов. В дальнейшем опыт этих учителей может быть освоен другими учителями школы в рамках мастер-классов, открытых уроков, «уроков мастера», то-есть стать основой развития внутришкольной системы повышения квалификации по наиболее актуальными именно для этого образовательного учреждения направлениям развития профессионального мастерства педагогов.

В условиях введения ФГОС на основной ступени именно таким учителям может быть предоставлена возможность значительно обогатить учебный процесс и расширить возможности реализации деятельностного подхода за счёт реализации программ внеурочной деятельности.

- Тестирование позволяет достоверно выявлять предметы, учителей и отдельных учеников, требующих особого внимания со стороны администрации школы. Составлена и реализуется программа коррекции выявленных недостатков, при необходимости составляются индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся. Повседневная учебная работа учителей, имеющих низкие показатели по результатам тестирования, становится предметом особого внимания для сотрудников методической службы. При необходимости организуются тематические семинары-практикумы, мастер-классы, проводятся индивидуальные консультации.

- Получаемые в ходе независимого тестирования результаты представляются валидными и отражающими текущую ситуацию, поэтому могут служить основой для проведения тематических педагогических советов, производственных совещаний, заседаний Методического совета школы, а также являются индикатором необходимости проведения индивидуальных методических консультаций для некоторых учителей или усиления административно-методического контроля.

Условием эффективного использования данных мониторинга на наш взгляд является четкое понимание возможностей и ограничений, которые имеются в данной системы сбора информации. Отбор ключевых показателей и инструментов получения информации – один из важнейших этапов, определяющий во многом эффективность процедур мониторинга и обеспечивающий получение необходимой и достаточной информации для принятия административных решений в области стратегии и тактики развития школы. Мониторинг образовательных результатов учащихся позволяет комплексно оценить результативность предпринимаемых усилий. Частные направления мониторинга – удовлетворенность образовательным процессам и его условиями, уровень профессиональной педагогической квалификации педагогов как в роли учителя, так и в роли эксперта, уровень мотивационной составляющей педагогов и учащихся ОУ, рекомендации по проведению и использованию данных по которым вместе с комплектом стандартизированных форм сбора информации войдут в конечный продукт по итогам ОЭР в школе, – дадут возможность получать актуальную информацию по более узким направлениям управления в школе, что предполагает более детальное управление, конкретизацию усилий и выявление векторов особого внимания. Поэтому второй частью инновационного продукта ОЭР будет интерактивный алгоритм принятия управленческих решений на уровне школы по обеспечению качества образования в условиях введения ФГОС.


Поделиться: