Поиск по сайту

Развитие информационной составляющей федерального государственного образовательного стандарта


Авторcтво: Лиознова Елена Викторовна, педагог-психолог, к.пс.н., профессор Балтийской педагогической академии, доцент СПбПМА, Шумкова Анастасия Владимировна, заместитель директора по НЭР, Немцева Елена Ивановна, заместитель директора по НЭР ГБОУ №457 Санкт-Петербурга


В отечественной системе образования реализуется значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Решение этой задачи происходит на основе существующего опыта участников образовательного процесса в системе образования. Но в то же время требуются новые подходы к целеполаганию, отбору содержания образования, координации форм и методов организации образовательного процесса.
В современных условиях формирующегося информационного общества система образования  призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к совершенно новым для него условиям информационного мира.
Нарастание информационной среды, когда объемы информации увеличиваются и информационные потоки усиливаются и разветвляются, когда огромное количество информации устаревшей, вредной, опасной соседствует с информацией полезной, актуальной и достоверной, люди должны научиться лучше ориентироваться в информационном мире, более успешно к нему адаптироваться, понимать его, уметь в нем жить, и здесь огромная надежда возлагается на педагогическое сообщество [1].
В ГБОУ школе №457 осознают актуальность этого вопроса и признают основной целью педагогической деятельности формирование нового образа выпускника как конкурентно-способной личности в современном обществе, способного справиться со всеми требованиями новой системы образования в РФ и адаптироваться к социальной среде.
Для достижения данной цели педагогическим коллективом был разработан проект «Школа информационной культуры», в рамках которого выделены три главных направления: работа с обучающимися, педагогами и родителями школьников через учебную и внеучебную деятельность.
Выделенные направления находятся в тесной взаимозависимости, поскольку личность выпускника формируется при тесном взаимодействии школьного педагогического сообщества, обучающихся и их родителей.
Введение новых образовательных стандартов, принятие закона об образовании, нововведения в порядке аттестации педагогических работников и стимулирование качества труда заставляет ОУ и членов педагогического коллектива работать в режиме инновационной деятельности (разработка локальных документов, рабочих программ, технологических карт и т.п.), которая, безусловно, требует дополнительной методической поддержки.
Для ее обеспечения проводятся курсы повышения квалификации, в том числе корпоративное обучение на базе школы по ФГОС и ИКТ.
Инновационным продуктом в данной области является разработанная программа  «Многофункциональная тестовая среда «Знак» как инструмент контроля и повышения качества образования в профессиональной деятельности современного учителя», предназначенная как для организации и проведения мониторинга качества предметных знаний обучающихся образовательных учреждений, так и для изучения нового материала, повторения и практикума в режиме тренинга. Работа с комплексом может быть организована с любого включенного в школьную сеть компьютера.
Ключевым аспектом в работе школы является новое видение качества образования, которое мы понимаем как образовательные результаты и условия, выраженные в успешной социализации обучающихся, обеспечивающееся новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях, как необходимая составляющая нового образа выпускника, соответствующего ФГОС.
Для поддержки успешной социализации обучающихся разработан курс информационной культуры, который является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса и одной из главных составляющих формирования информационной культуры личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС и реализуется на базе школьной библиотеки ГБОУ школы №457 при помощи библиотекарей и учителей, работающих в начальной школе.
Информационная культура личности является частью общей культуры человека и предполагает развитие следующих компонентов:
информационная грамотность - умение формулировать информационную потребность (определять границы знания/незнания), запрашивать искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию (не просто компилировать, а делать свои выводы), владение правовыми и моральным нормам  в работе с информацией;
библиотечно-библиографическая грамотность - эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки;
культура  чтения - работа с книгой в т.ч. осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, владение рациональными приемами работы с текстом (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование ит.д.);
компьютерная грамотность - эффективное использование современных электронных устройств  в информационной среде;
медиаграмотность - умение ориентироваться в медиасреде, т.е. в пространстве, в котором формируется, распространяется и воспроизводится с помощью массовых коммуникаций и СМИ культура информационного общества.
Курс носит междисциплинарный, интегративный характер, предполагает наличие инвариантных компонентов и ориентирован на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации, оценку  информации с точки зрения достоверности и информационной безопасности.
При проведении занятий используются как традиционные формы обучения (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), игровые (конкурс, викторина), так и нетрадиционные (квест-урок, теледискуссия).


Схема 1. Информационная культура личности
Освоение этого курса позволит обучающимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда,  грамотно оформлять результаты своей самостоятельной познавательной деятельности, применяя традиционные и компьютерные технологии.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования.
Рассмотрение существующих образовательных технологий, позволяет предположить, что способствовать личностному развитию возможно благодаря использованию эвристической технологии обучения через научно-исследовательскую деятельность.  
Для реализации данной инновационной технологии организована работа научной экспериментальной организации (НЭО), которая имеет свой сайт и структуру во главе с президентом, который выбирается сроком на один год из числа успешно защитившихся на конференции обучающихся 8-10 классов.
Ребята с удовольствием принимают игровые формы работы, дающие возможность почувствовать себя взрослыми и приобрести необходимый в будущем социальный опыт. Поэтому выборы президента имеют все настоящие атрибуты: предвыборную платформу, голосование, инаугурацию. За годы существования «НЭО» приобрела собственные традиции, гимн, заповеди, эмблему, церемонию посвящения.
Формы деятельности организации очень разнообразны. Но самым главным обязательством является индивидуальная научно-исследовательская работа в любой из образовательных дисциплин и участие в школьных научно-практических конференциях, которые проходят ежегодно в рамках работы кафедр. Работа ведется под руководством научных руководителей (учителей) и консультантов (старшеклассников из совета НЭО, родителей). На школьных научно-практических конференциях, которые проходят в рамках «НЭО» обучающиеся выступают с различными по тематике исследовательскими и творческими работами. Наиболее перспективные из них представляются на конкурсах, конференциях более высокого уровня.
Внеурочная деятельность в школе является объединяющим, воспитывающим,    формирующим все виды УУД фактором  развития  информационной  составляющей  нового ФГОС.  Помимо эвристического обучения, реализации системно-деятельностного подхода наиболее эффективно способствует проектная деятельность.
Инновационным решением в данной области являются общешкольные годовые  проекты, тематика которых по теме года, традиционно объявляемой президентом.
Общешкольный проект  - это сложный по наполняемости  вид  внеурочной деятельности, который  включает в себя игры, мастер-классы, открытые уроки, экскурсии на английском языке в рамках темы проекта, работу с интерактивной доской, подпроекты, шефство, элементы самоуправления.
Данный вид работы предполагает  тесное взаимодействие всех субъектов деятельности, которыми являются классные руководители, учителя-предметники (включенность зависит от темы проекта), родители, разновозрастные коллективы обучающихся. Работа в тандеме над общей темой  способствует установлению доверительных неформальных отношений  между всеми участниками образовательного процесса, обеспечивает усвоение положительных образцов поведения, демонстрируемых старшими школьниками младшим, и развитие ответственности обучающихся друг перед другом.
Организационно годовой  общешкольный  проект состоит из трех основных этапов:
первый – информационно-исследовательский;
второй – творческий;
третий – практико-ориентированный.
В зависимости от темы второй и третий этапы могут варьироваться.
На предварительном этапе после объявление президентом темы года собирается Совет старшеклассников, Совет НЭО  и совместно с инициативной  творческой группой педагогов  (ведущая роль отводится МО учителей в соответствии с тематикой года) приступает к составлению паспорта проекта, проводит общий анализ  проблемы, формулирует  цели, конкретизирует задачи проекта,  разрабатывает план работы, распределяет роли участников.
На первом этапе обучающимся на школьной линейке раздаются задания в конвертах в соответствии с разработанным планом проекта, возрастными особенностями обучающихся и оговариваются сроки исполнения заданий.
Важным моментом данного этапа является уточнение количества участников, обсуждение творческих решений, возможных методов исследования, поиска информации, формы представления результатов работы класса  на школьной конференции.
Во время данного этапа школьники делятся результатами своих исследований  на классных часах, тематических уроках, родительских собраниях, старшеклассники знакомят младших (подшефные классы) с особенностями своей работы.
Итоги первого этапа подводятся на школьной конференции. После ее завершения обучающимся раздаются конверты с заданиями второго этапа, результаты которого могут быть представлены в виде папки-портфолио, выставки, создания сайта, видеофильма, электронной газеты и т.д.
Третий этап является завершающим и практико-ориентированным, включает в себя проведение социальных акций, представление результатов работы, обоснование их практической полезности и возможности применения в воспитательно-образовательной жизни школы, оценку итогов проектной деятельности. Содержательное наполнение третьего этапа находится в тесной зависимости от тематики самого проекта.
Проектная деятельность, сложная по структуре, и междисциплинарная по содержанию, синтезирует разные виды деятельности, требует от человека умения анализировать, обобщать, выражать исходные предположения через абстрактные символы и манипулировать ими (моделировать) экспериментировать, отыскивать новые и непротиворечивые решения, оценивать результаты.
Таким образом, проектирование определяют как ограниченную, естественную для человека деятельность, которая представляет собой специфическую форму творчества и является универсальным средством развития человека [3, с. 7].
Основными механизмами оценки качества образования в условиях введения и реализации ФГОС ОО являются мониторинг и внутришкольный контроль, которые  являются обязательной традиционной формой работы ОУ.
Объективные показатели качества образования зависят не только от предметных компетенций обучающихся, но и от субъективных особенностей, представлений, коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса, психологического климата в ОУ.  В этой связи, для нас было важно выявить субъективные оценки качества образования как среди обучающихся, так среди родителей и педагогов.
Для субъективной оценки качества образования (СОКО) был разработан блок методик, включающий анкеты для обучающихся средней и старшей школы (СОКОс), начальной школы (СОКОн), родителей (СОКОр), педагогического коллектива (СОКОп). Сравнение средних значений по разным классам, параллелям, полу, группам преподавателей позволяет увидеть как системные, так и частные трудности и перспективы.
Сравнение мнения родителей и детей в каждом классе, анализ комментариев родителей создает дополнительные возможности для анализа проблем и перспектив ОУ.
Разработан ряд анкет для всех участников образовательного процесса,  позволяющий не только узнать мнение респондентов  о качестве образования, но и увидеть возможные причины этого качества, что позволяет принимать адекватные управленческие решения, разрабатывать стратегию дальнейшей работы и измерять ее эффективность, проводя повторную диагностику через определенное время.
Разработаны и апробированы годичные тренинги для родителей первоклассников:  «Нас не учили быть родителями» для развития коммуникативного компонента информационной культуры родителей, для родителей 2-х классов: «Семья – колыбель счастливого будущего» для практического закрепления коммуникативного компонента информационной культуры, для обучающихся 10-х классов «Развитие коммуникативного потенциала – путь к успеху», методика оценки особенностей развития субъекта общения для 7-11 классов, как показателя характера коммуникативного компонента информационной культуры учащихся.
Для стимулирования, мотивации и диагностики внеучебных достижений обучающихся внедрена в практику и активно используется «Модель учёта достижений школьников» - «School Galaxy», которая подразумевает учет активности обучающегося внутри класса и всего коллектива в рамках внеурочной деятельности.
В рамках данной модели вся школа представлена в виде «галактики» («School Galaxy»), а каждый класс в виде «звездной системы» (название класс придумывает сам).
На протяжении учебного года обучающиеся живут по сложившейся системе воспитательной работы в учебном заведении: выполняют поручения классного руководителя, учителей-предметников, администрации, участвуют в школьных праздниках, социальных акциях, шефской работе, различных олимпиадах и конкурсах, соревнованиях как в школе, так и за ее пределами, занимаются в кружках, секциях, собирая при этом портфолио с сертификатами, грамотами и дипломами.
Активность работы класса и отдельных обучающихся поощряется присвоением эмблем в виде звезд разного достоинства.
Каждый месяц подводятся итоги учета активности класса и проходит награждение сладкими подарками.
2 раза в год (после 1-го и 2-го полугодия) классы победители получают ценные подарки. Таким образом, активизируется внеклассная и внешкольная деятельность обучающихся, стимулируется интерес к школьной жизни.
Модель дает оценку уровня позитивных изменений участников образовательного процесса через обязательные или добровольные процедуры мониторинга внеучебных достижений как основы построения индивидуальной воспитательной траектории, направленной на социализацию личности.
Таким образом, при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в целях развития способностей обучающихся к  самоизменению, самовоспитанию и самореализации, необходимо отказаться от передачи готовых знаний в пользу формирования деятельностных исследовательских компетенция, ведь известно, что «хромой, идущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по длинной» [2, с.19].

Литература
Кузьмин Е.И. Специальный семинар в рамках Председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Медийно-информационная грамотность в России и в мире»: [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=syOfhUOtFBI (Дата обращения: 10.11.2014).
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учится? – М., 2006. – С.19-22.
Полякова Т.Н. Педагогический метод проектов: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.- С. 6-9.

Поделиться: