Поиск по сайту

Интерактивные онлайн-сервисы - в помощь учителю истории и обществознания


Авторcтво: Белаш Алла Федоровна, учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга


Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:
• повышают и стимулируют интерес обучающихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности,
• позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для
демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);

• позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изу-
чения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;
• позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в
целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускаю
щих занятия по болезни;

• предоставляют ученикам через информационную деятельность6
возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов,
опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов;

• предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы,
многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).

Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно -образного представления исторического прошлого. Учитель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете можно найти коллекции готовых учебных презентаций по предмету история и обществознание (например, на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования: http://center.fio.ru/som/). Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления обучающимися своего интеллектуального продукта
Отдельно следует отделить программы, обучение по которым строится в виде игры. За мерой влияния на ученика дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды: учебные, закрепляющие, контролирующие и развивающие. В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока - этапе актуализации опорных знаний и способов действий, этапе формирования новых понятий и способов действий, этапе применения знаний и формировании умений - ее эффективнее применять.
Информационные технологии на уроках истории, обществознания, краеведения я использую в следующих вариантах:
1.Мультимедийные презентации. За время преподавания курсов мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции.
2. Тесты. Этот ресурс позволяет организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке, а так же проверить свои знания и степень усвоения материала дома. Для этого использую
3. Кроссворды. Используем для закрепления материала и в процессе отработки терминов. К тому же они позволяют сэкономить время на данном этапе обработки материала и контроля знаний.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
На уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран.
Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся.
И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.
Просматривая фильмы о Великой Отечественной войне, ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя.
Показателями результативности моей работы с использовании ем ИКТ на уроках истории, обществознании можно считать следующее:
Результаты опроса показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, делает для них урок более привлекательным и , что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.
Немаловажным результатом можно считать тот факт, что обучающиеся свои проекты, подготовленные к урокам и внеклассным мероприятиям, стали представлять
В заключении хотелось бы отметить, что целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории, обществознания в частности не вызывает сомнения. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило мне изменить форму традиционных уроков, что способствовало развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и, в итоге, повышению качества знаний.
Результаты опроса показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.
Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории, обществознания. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение.
Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории и обществознания. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру.  
Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания, решает позитивную роль в активизации познавательной деятельности и учебного процесса, позитивное влияние их на развитие креативного мышления, формирование всесторонне развитой творческой личности.

Поделиться: