Поиск по сайту

Роль ИКТ в развитии речи учащихся при обучении русскому языку и литературе


Авторcтво: Уварова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ поселка Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»


Одна из актуальных проблем формирования школьника в современных условиях – это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

По указанной проблеме я работаю второй год. Уже можно говорить о результативности применения ИКТ в развитии речи учащихся. Можно сделать выводы и определиться в дальнейшей работе.

Цель работы: повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся через применение на уроках и внеклассных занятиях ИКТ.

Задачи: отобрать формы и методы работы, которые помогут повысить культуру речи учащихся, используя техническое оснащение кабинета русского языка и литературы; проследить результаты (положительные и отрицательные) при использовании в образовательном процессе ИКТ.

Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются со­временные технологии: к ним можно отнести и показ презента­ций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Известно, что обучаемый с первого раза запоминает 25% услышанного и 35% увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается 50%. А при вовлечении обучаемого в активные действия доля усвоенного может составить 75%. Эти факты доказывают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения для эффективности и повышения качества образования.

Специфика предметов «русский язык» и «литература» в том, что они связаны, прежде всего, с формированием культуры речи, развитием духовно-нравственных и творческих качеств личности ученика, что предполагает работу с текстом, художественным словом, поэтому использование компьютерной поддержки на наших уроках должно быть уместным, продуманным и целесообразным.

Конечно, не на всех уроках возможно и уместно применение мультимедийных средств. Да это и не нужно. Но в курсе русского языка основной школы предусмотрено довольно много часов для уроков развития речи по описанию картины. В данном случае вполне целесообразно использовать компьютерную презентацию. Потому что одна из главных целей данных уроков - развитие творческих способностей учащихся. Очень важно создать атмосферу творчества, показать красоту и гармонию живописных произведений, чтобы вызвать желание у обучающихся проявить свои творческие способности. Иногда это бывает довольно трудно, поскольку качество репродукций в учебнике оставляет желать лучшего. А вот спроецированные на большой экран репродукции картин в хорошем качестве и дополнительная информация будут способствовать созданию необходимого эмоционального фона, развитию творческого потенциала обучающихся и навыков написания сочинения-описания по картине.

На уроках литературы главное – это работа с художественным словом, текстом, усвоение теоретико-литературных понятий. Но и здесь информационные технологии могут быть весьма полезны. Продуманное и уместное использование готовых мультимедийных уроков, видео и аудио материалов, программы презентаций с проецированием на большой экран портретов, фотографий писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, сделает урок литературы ярким, запоминающимся, повысит мотивацию к обучению, создаст необходимый эмоциональный фон, поможет учащемуся найти необходимые слова и целые выражения для полноценного высказывания.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на любом типе урока, на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Не обойтись без компьютера на уроках развития речи - здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет художника, и репродукцию картины, причем гораздо лучшую, чем предлагает учебник. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. К преимуществам этой программы можно отнести доступность, легкость в освоении, простоту создания презентаций, возможность переноса данных из других приложений, значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени. Презентация эффективно используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Так, при изучении стилей речи ИКТ дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов, например, художественного стиля речи.

При подготовке к написанию сочинения по картине компьютер является незаменимым инструментом для обучения. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. И здесь презентация не ограничивается только показом портрета художника. Целесообразно познакомить учащихся с другими работами творца, также на слайд можно поместить заранее продуманный план сочинения. Он будет виден детям на все время работы над текстом. Все этапы работы над сочинением по картине можно показать наглядно. На слайды можно поместить работу над словом. Тогда дети при выполнении работы смогут, например, выбрать нужное слово из ряда синонимов, а предметы изображения (например, на картине «Февральская лазурь») описать с разных сторон.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. При написании сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» слайды, рассказывающие историю создания картины, представляют не меньший интерес для учащихся, чем сама картина. История создания картины заставляет детей размышлять о задумке автора и ее умелом воплощении. А беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь.

Компьютер является незаменимым помощником при работе над сочинениями- описаниями. Сейчас можно найти любую информацию о городах, в том числе и о достопримечательностях любого города. Из этих сведений можно составить презентацию о любом памятнике, архитектурном сооружении. Такая работа не только даст детям знания по определенной теме, но и расширит их кругозор, заставит вспомнить материал других предметов. Дети и сами могут сделать подобную работу: найти фотографии памятников, красивых архитектурных сооружений, а также воспользоваться личным архивом. Детские презентации на уроках имеют большое воспитательное значение. Ученик чувствует себя творцом, помощником учителя, осознает свою значимость на уроке. Такие уроки, как правило, проходят на едином дыхании. И дети, единожды почувствовав себя полноценным участником работы, начинают к другим урокам по развитию речи собирать необходимый материал.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме того, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Учителю презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, делает уроки яркими и привлекательными. Компьютер, конечно, на уроке развития речи не может заменить живое слово учителя, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

При использовании на уроках ИКТ необходимо следовать нормам СанПИНа.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Таковы требования образовательного стандарта по литературе.

В рамках Единого методического дня мною был подготовлен и проведен открытый урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова «Юшка». Без применения интерактивной доски, компьютера, мультимедийного проектора невозможно было бы достичь необходимого результата. Урок- творческая мастерская «Величие простых сердец» позволил учащимся открыть для себя новые знания и творчески реализовать их.

Результатом творческой деятельности стало понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствовал формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями были как речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися; групповые и индивидуальные формы работы; выполнение работы по алгоритму; работа со словарем: с ресурсами Интернета. Все формы работы на уроке способствовали развитию универсальных учебных действий.

«Технология мастерских» вводит учеников в процесс познания, в поиск знания. Благодаря этой технологии состоялось открытие нравственных заповедей, которые хотел донести до своих читателей А.Платонов в рассказе «Юшка». На уроке соблюдались все самые важные принципы мастерской: создана атмосфера сотворчества, открытости, доброжелательности; включена эмоциональная сфера учеников; на уроке выслушивается каждый, обсуждаются вопросы в парах, в группах, афишируются и отстаиваются мнения и решения. От вопроса к ответу и от ответа к новому заданию постигают учащиеся смысл рассказа А.Платонова. Все свои ответы, участие в работе ученики фиксируют в оценочных картах, приготовленных специально для этого урока. Затем баллы суммируюся и выставляется средняя оценка за урок. Важный момент мастерской-дети получают возможность испытать себя в роли писателей, домыслить произведение. В конце урока учащиеся ощутили удовлетворение от участия в общей победе на пути познания.

Главный итог урока – нравственные заповеди, сформулированные семиклассниками:

1.Дари окружающим любовь, радость, доброту.

2. Относись к ближнему с уважением.

3. У каждого свое предназначение на Земле, никто на Земле не лишний.

Каков результат использования мультимедиа технологий?

Результатом использования мультимедийных технологий становится развитие познавательных способностей и мотивации, развитие творческих способностей; успешнее достигаются общие цели образования; формируются компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения; повышается успеваемость по предмету;

Учеников средних классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедийные программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Умения логически мыслить, своими словами формулировать правило, определение, воспринимать и понимать материал являются общеучебными, необходимыми школьникам для овладения материалом программ. Они формируются у ребенка только в личном опыте, приобретение которого должно быть организовано учителем.

Необходимо развивать речь как у «сильных» учащихся, так и у «слабых». Как показывает опыт работы, без специального обучения мышление и речь у слабоуспевающих школьников не развиваются, самостоятельно учащиеся на базовый уровень знаний и умений не выходят, они отстают от своих сверстников.

От развития речи и умения анализировать и обобщать зависит способность человека общаться, понимать окружающих, разнообразно, точно и логично выражать свои мысли. Отсутствие у детей этих умений приводит к сужению круга общения, замкнутости, одиночеству. Развить речь учащихся помогут ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Я являюсь руководителем кружка «Мой родной русский язык».

Восемь лет я преподаю русский язык по учебникам под редакцией М.М.Разумовской. Данная программа предусматривает увеличение количества часов на развитие речи учащихся. Решить проблему развития речи обучающихся поможет и уместное использование ИКТ.

Проводя экспериментальную работу о влиянии ИКТ на развитие речи учащихся (особенно слабоуспевающих), я сделала следующие выводы.

Технология развития мышления и речи у слабоуспевающих школьников опирается на следующие этапы:

а) создание проблемной ситуации; б) обсуждение общего направления решения, так как слабые учащиеся не всегда могут определить последовательность выполнения задания; в) организация поиска решения; задавание наводящих вопросов, стимулирующих интеллектуальную деятельность; г) обсуждение результатов и способов решения для усвоения новых приемов мыслительной деятельности; г) рефлексия, так как слабоуспевающие ученики, получая новые способы познания, не осознают, каким конкретно новым приемам мышления они научились. И опять нам здесь помогает применение ИКТ.

Опытное обучение позволило выявить эффективные приемы создания проблемной ситуации:

- создание учителем противоречия;

- выявление разных точек зрения, нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;

- постановка конкретных вопросов, стимулирующих обобщение, логику рассуждения.

Большое количество упражнений при изучении грамматики в учебниках ориентировано на логическое мышление и развивается с помощью речевых заданий, что обеспечивает развитие речи как мотивированных, так и слабоуспевающих школьников:

- объем сочинений увеличился по сравнению с начальным этапом эксперимента в среднем на 35 слов, 2 предложения;

- в сочинениях учащиеся уместно употребили 4-5 глаголов интеллектуальной направленности;

- на 31% увеличилось количество школьников, научившихся раскрывать основную мысль сочинения;

- количество логических ошибок уменьшилось на 17%, грамматических на 21%;

- затруднения в создании своего письменного текста испытывают 22% учащихся, что в 3 раза меньше, чем в начале года .Для совершенствования у школьников умения устанавливать связи между предложениями в тексте требуется дальнейшая работа.

Позиция «первооткрывателя»- исследователя или путешественника позволила учащимся выйти на творческий уровень, создавать проекты, в том числе и мультимедийные, писать сочинения.

Примерно 41% шестиклассников вышли на уровень обобщения материала, 50% выступили перед классом, что примерно в 4 раза выше, чем до опытного обучения.

В ходе работы (2011-2012 г.г. и 2012-2013 г.г.) по теме моего эксперимента установлено, что для формирования прочных орфографических умений и навыков в написании непроверяемых и труднопроверяемых слов необходимо стимулировать школьников, использовать ведущие виды памяти: 71% учащихся написали без ошибок труднопроверяемые слова, что на 21% больше, чем в начале эксперимента по выявлению роли ИКТ на развитие речи учеников, и сумели объяснить встретившиеся орфограммы.

Примерно у 60% учащихся изменилось отношение к изучению русского языка и литературы, они сами стали успешно трудиться над созданием презентаций, выступать перед аудиториями школьников, у них появился познавательный интерес:

- 37% детей, молчавших на уроках, стали принимать участие в работе;

- 13% школьников, не выполнявших задания полностью по русскому языку, стали их выполнять.

Все это достигнуто за счет новизны изучаемого материала, сюжетной канвы уроков, выступления учащихся в роли «первооткрывателей», использования заданий по выбору, разных способов оценивания, применение приема мозгового штурма, когда мысль каждого учащегося значима. Парная и групповая работа, способствующая соединению речевых и логических заданий, умению осмысливать собственную интеллектуальную и речевую деятельность, позволила слабоуспевающим школьникам выйти на уровень возрастной нормы в выполнении заданий: словарный запас шестиклассников по результатам контрольного среза в некоторых случаях стал больше на 7%, более половины учеников научились анализировать, обосновывать свой ответ при выполнении заданий.

Проектная деятельность на завершающем этапе опытного обучения позволила создать реальную ситуацию общения, начать формирование у слабоуспевающих школьников организационных навыков: распределение заданий, планирование, обсуждение, достижение результата. Вся названная работа проводилась с использованием ИКТ.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка и литературы, мощным инструментом в развитии речи обучающихся, умело сочетая уместные формы и методы работы, обоснованно выбирая типологию урока.

Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся. Следовательно, поиск продолжается.


Поделиться: