Поиск по сайту

Проектная деятельность на уроках английского языка


Авторcтво: Грозина Марина Викторовна, учитель английского языка ГБОУ школы №83 Выборгского района Санкт-Петербурга


Проектная деятельность – это реализация полученных знаний, способность проявить себя и показать полученные умения и навыки в свободной творческой форме.

Работая с учащимися всех возрастов, учителя английского языка должны уметь заинтересовать и маленького человека, не имеющего ни опыта, ни знаний, но жаждущего узнать все больше, и взрослого подростка, скептически оценивающего все новейшие методики и технологии и обладающего знаниями по отдельным предметам, большими по сравнению с учителем английского языка.

На мой взгляд, учитель иностранного языка – это «волшебник», способный перевоплощаться из «фокусника» и «рассказчика» сказок в строгого «профессора» и все это может происходить во время одного рабочего дня. Для маленьких «зрителей» мы становимся добрыми сказочниками, путешествующими по стране английского языка, открывая новые горизонты и страны. Для взрослого подростка – мы – кладезь знаний по всем предметам, частично погружаемся в различные области и предметы и представляем их на английском языке. Именно поэтому, нельзя позволить, чтобы наш удивительный «мир» английского языка стал скучным и неинтересным, ограниченным упражнениями и текстами в учебниках.

Знания «читаю и перевожу со словарем» давно канули в лету, и первоочередной целью каждого учителя английского языка является научить учащихся применять на практике полученные знания, а точнее – свободно говорить на разные темы, грамотно излагать свои мысли, и, конечно, обобщать и извлекать нужную информацию из любых англоязычных источников. Как сделать так, чтобы обучение иностранному языку превратилось в любимое занятие, а не в печальную обязанность?

Реализация ФГОС включает в себя много аспектов, затрагивающих тему обучения иностранному языку, и одним из этих аспектов является проектная деятельность на уроках. В соответствии с программными требованиями к обучению иностранному языку и требованиями государственного образовательного стандарта, формирование иноязычной коммуникативной компетенции рассматривается как цель обучения иностранному языку в рамках современной личностно-ориентированной парадигмы воспитания и образования.

В соответствии с поставленной образовательной целью в области изучения ИЯ ведется отбор нового содержания обучения ИЯ и новых образовательных технологий, которые бы создавали условия для продуктивной учебной деятельности и обеспечивали наиболее эффективное обучение устной речи. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.

Проект– это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Отправной точкой при выборе именно этого вида педагогической технологии являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно - ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.

Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями и компьютером.

Основные преимущества проектной деятельности в школе:

- учащиеся осваивают роль педагога в процессе исследовательской деятельности;

- школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли консультанта);

- дети всегда активны и заинтересованы в углубленном изучении предмета;

- формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- проект помогает сплачивать детей;

- развитие творческого потенциала детей;

- развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка;

- развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка;

- расширение знаний по предмету;

- видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и дает веру в свои силы.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.

Реализация проекта возможна на любом этапе обучения. Рассмотрим разные этапы обучения и возможные проекты:

Начальный этап обучения: 2-4 классы

- разработка и проведение экскурсии по Лондону в группах «гидов-переводчиков»;

- инсценировка сказки или истории на английском языке в группах;

- подготовка игры-викторины по изученному материалу: каждая группа проверяет знания другой;

- выполнение газеты по теме;

- написание мини-репортажа по теме;

- коллективное составление кроссворда, квеста; и т.д.

Средний и старший этапы обучения:

- проектная работа на заданную тему, выполненная индивидуально или в группах (презентация-доклад, статистический отчет, исследовательский проект по истории)

- проведение игры в формате существующих ТВ шоу – ток-шоу, форум;

- «пресс-конференция» по различным вопросам;

- разработка мероприятий для младших школьников на различные темы: страноведение, экология, праздники и т.д.

- иллюстрация ситуаций общения в парах и группах и т.д..

Любая проектная деятельность – это творчество, и список проектов может быть продолжен каждым учителем индивидуально, в зависимости от уровня знаний, фантазии и предпочтений учащихся. Однако какой бы ни была проектная деятельность на уроках, она вызывает желание говорить в предлагаемых обстоятельствах, применять знания на практике, а то и является основной целью при обучении английскому языку. Нет ничего важнее и интереснее научиться общаться на английском языке в процессе самого общения, постараться реализовать свой потенциал и открыть в себе способность говорить, не стесняясь, преодолев неминуемый языковой барьер в школе, а не в будущей жизни в условиях практической необходимости.


Список литературы:

1. Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка», Иностранные языки в школе, 2003, № 5

2. Шелавина И.Н. «Проектная деятельность на уроках английского языка», Иностранные языки в школе, 2009, № 7

3. Копылова В.В., «Методика проектной работы на уроках английского языка» «Дрофа», Москва, 2004.


Поделиться: