Поиск по сайту

Деятельное сотворчество как основа методической службы сопровождения общешкольного проекта “Архитектура Знания”


Авторcтво: Вильцина Марина Андреевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист, ГБОУ гимназии №85 Петроградского района Санкт-Петербурга; Кочешкова Любовь Евгеньевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, методист, ГБОУ гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга


Основные тенденции современного образования: переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, введение внеурочной деятельности, да и смена образовательной парадигмы - требуют изменений не только в структуре и содержании уроков, повышения квалификации педагогов, но и прежде всего модернизации школьной методической службы, ее структуры в целом и отдельных элементов в частности. Наиболее общая схема методической службы в среднестатистическом образовательном учреждении чаще всего включает в себя в качестве основных структурных компонентов следующие: педагогический совет школы, научно-методический или методический совет школы и отдельные его подструктуры, методические объединения учителей-предметников (или надпредметные объединения), временные коллективы (проблемные, творческие, целевые, исследовательские группы педагогов), индивидуальную научно-методическую деятельность педагогов Но традиционные формы работы не всегда в состоянии удовлетворить запросы педагогического сообщества, не всегда позволяют создать оптимальные условия для самореализации и самовыражения педагогов, для роста их профессионального мастерства.

На наш взгляд, потребностям современного образования с его метапредметной и межпредметной направленностью, с его ориентацией на интерактивные методы, изменившие роль учителя, ученика и родителя, с усилением роли электронных образовательных ресурсов и дистанционных методов - больше отвечает понятие “методического пространства”, организованное как сложная многокомпонентная система, затрагивающая всех участников образовательного процесса. М.М. Поташник определил “методическое пространство” как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса»[4].

“Методическое пространство” общешкольного проекта “Архитектура Знания”, которое мы разрабатываем в гимназии, включает в себя:

- Координационный совет;

- творческое объединение учителей разных предметов переменного состава;

- учащихся-тьюторов, участвующих в проекте более двух лет;

- временные творческие группы;

- родителей

Добровольное объединение по “интересам” дает педагогу возможность выразить себя, реализовать, активизирует поиск эффективных педагогических приемов. Кроме того, отношения между всеми участниками образовательного процесса приобретают новое качество

Модернизация школьного методического пространства стала актуальной и возможной благодаря созданию в гимназии общешкольного межпредметного образовательного проекта “Архитектура Знания”[3]. Этот проект, реализуемый в гимназии с 2012 года, охватывает учащихся 5-11 классов. В рамках проекта педагогами гимназии разработана образовательная программа, в которой мероприятия каждого учебного года объединены «сквозной» темой. Эти темы были выработаны на основе подробного анализа содержания всех учебных предметов, изучаемых в соответствующей параллели.

В проекте участвуют в той или иной степени:

классные руководители (11 человек)

учителя-предметники (8 человек)

Большую роль в реализации проекта играют и родители учащихся, работа с которыми также важна и необходима для успешной реализации проекта. От педагогов, участвующих в проекте, мы ждем многого: требуется высокий уровень заинтересованности, сформированная система ценностей, способность к творческому развитию и самосовершенствованию, инновационной деятельности и профессиональной активности. В проекте задействовано много молодых педагогов, только вырабатывающих педагогические взгляды и приемы работы. Опытным же педагогам подчас сложно преодолеть сложившиеся стереотипы мышления и привычные приемы работы. Первый год реализации проекта выявил ряд актуальных проблем и показал необходимость создания методической службы сопровождения.

Методическая служба сопровождения проекта “Архитектура Знания” отвечает вызовам времени и одному из приоритетных направлений инновационной деятельности, определенных в национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» и Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга, 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020», а именно - Неформальное образование: переход от задачи «разнообразие в неформальном образовании» к задаче «воспитание неформальным образованием».

Однако внедрение новых идей и современных технологий организации методической работы, которые позволят создать оптимальные условия для самореализации и самовыражения педагогов - процесс сложный и длительный. Объективно существующие противоречия, препятствующие модернизации системы школьной методической службы:

· между меняющимися требованиями и сложностью задач, стоящих перед методической службой, и ее реальным состоянием

· между необходимостью развития самостоятельности, инициативы и творчества участников методической деятельности и уже существующими методами управления методической работой

· между необходимостью создания новой методической структуры, отвечающей задачам конкретного образовательного учреждения, и отсутствием аналоговой методической системы сопровождения проекта, подобного нашему.

Миссия методической службы проекта “Архитектура Знания” представляется нам в следующем:

- разработка программы развития проекта и методическое обеспечение стратегии развития;

- формирование и реализация единой методической политики;

- создание условий для повышения квалификации и профессионального роста педагогов, стимулирование их творческой инициативы.

Цель методической службы: методическое сопровождение долгосрочного многокомпонентного межпредметного проекта

Задачи методической службы проекта:

- включение методической работы в контекст реализации проекта, с целью повышения эффективности реализации проекта, наиболее полного раскрытия творческого потенциала педагогов и повышения их квалификации;

- создание сплоченного коллектива единомышленников;

- информационное сопровождение реализации проекта;

- поиск и разработка современных педагогических технологий, новых методик, форм и средств обучения; стимулирование инновационной деятельности среди педагогов, участвующих в проекте

- повышение качества проводимых тематических проектов;

- разработка, апробация и внедрение различных методических материалов (тестов, методических рекомендаций и т.д.)

- осуществление информационно-консультативной работы, методическое руководство, изучение, обобщение и трансляция инновационного педагогического опыта, повышения качества педагогических услуг;

- анализ результатов реализации проекта, выявление и предупреждение возможных сложностей в реализации, затруднений.

Исходя из выше перечисленного, наиболее предпочтительной нам показалась модель методической службы на индивидуальной основе и по принципу тьюториального сопровождения. Она характеризуется наиболее щадящим режимом, уходом от формальных методических мероприятий, ориентацией на практико-ориентированный характер работы.

Модерация и тьюторство входят в инфраструктуру информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов, как образовательные технологии, основанные на взаимодействии модератора, тьютора и педагога (педагогических коллективов). Они направлены на создание условий, способствующих возникновению и нормальному протеканию инновационных процессов в образовательных системах.

Тьютор помогает разрабатывать и реализовывать тематические проекты, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам профессиональное позиционирование, осуществляет сопровождение проектной деятельности.

Позицию тьютора может занимать руководитель проекта , заместитель директора гимназии, педагог-новатор.

Структура методической службы проекта “Архитектура Знания”

Вильцина.JPG

Рис.1

Основными функциями методической службы сопровождения проекта “Архитектура Знания” мы считаем:

- стимулирование инновационной деятельности, выявление и устранение недостатков,

- налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию и достижение поставленных нами целей

Сложность создания методической службы проекта состояла в том, что ранее подобной структуры в гимназии не существовало, а опираться на опыт коллег невозможно, в связи с отсутствием описания аналогичной модели методического сопровождения проекта, подобного нашему.

Основные направления деятельности:

· организационно-координационное,

· информационно-аналитическое,

· методическое,

· мотивационное, стимулирующее на творчество

Точки профессионального роста педагога:

· участие в профессиональных конкурсах, фестивалях

· участие в методических семинарах

· участие в планировании деятельности проекта

· обобщение педагогического опыта

Рассмотрим более подробно каждое из направлений деятельности методической службы проекта “Архитектура Знания”

Организационно-координационное направление деятельности

За реализацию этого направления отвечает Координационный Совет методической службы проекта:

- координирует совместную работу всех участников реализации проекта;

- организует разработку программы реализации проекта;

- анализирует состояние и результативность работы методической службы проекта;

- анализирует ход и результаты комплексных нововведений, исследований, имеющих значимые последствия для развития проекта в целом;

- обеспечивает жизнедеятельность новых организационных форм работы

- вырабатывает и согласовывает подходы к организации, осуществлению и оценке результативности деятельности (поиск и освоение новшеств, организация опытно-экспериментальной деятельности, и т.д.)

Информационно-аналитическое направление деятельности

изучение, анализ и оценка результативности реализации проекта, создание системы информационно-методической поддержки внедрения, использования новых педагогических технологий и средств обучения.

Диагностические процедуры помогают получить информацию о реальном результате, установить противоречия и проблемы. В рамках реализации проекта разрабатывается соответствующая диагностическая база (в 2014 году проведена входная диагностика учащихся трех 5-х классов, начинающих участие в проекте в этом году с помощью многокомпонентной диагностической работы, разработанной нами), в течение 2-х лет проводятся тематические опросы родителей, в рабочих тетрадях[1,2] после каждого задания есть соответствующий раздел ”Отзыв родителей”, где мы просим их оставить свой комментарий.

Информирование родителей, педагогического коллектива, общественности о подобном проекте необходимо с целью формирования положительного имиджа образовательного учреждения.

Нами созданы и постоянно функционируют:

az085.blogspot.ru - фотоблог проекта, где размещаются фотографии с прошедших экскурсий, отчеты о проведенных мероприятиях, фотографии, сделанные самими учащимися по заданиям в рабочих тетрадях

sites.google.com/site/arhitekturaznania- сайт проекта, где размещена полная информация о ходе реализации проекта, о классах-участниках, материалы по проведенным авторским занятиям, проектам, маршрутам, информация о партнерах проекта.

● группа “вконтакте”: http://vk.com/club61394548

Методическое направление деятельности

Основные виды методической деятельности:

· методическое исследование,

· описание и обобщение передового опыта,

· создание методической продукции,

· обучение педагогических кадров, методическое руководство,

· методическая помощь,

· методическая коррекция.

В рамках проекта нами были разработаны информационные брошюры-рекомендации для родителей, педагогов-предметников, участвующих в реализации проекта, классных руководителей и администрации гимназии.

Также разработаны:

· методические материалы к маршрутам для учащихся,

· методические материалы по реализации тематических проектов для педагогов

· тесты с использованием АИСУ “ЗНАК”(для 5 и 6 классов)

Большое внимание уделяется участию в различных профессиональных конкурсах

Мотивационное направление деятельности

Реализация этого направления предполагает:

- создание условий для формирования положительной мотивации педагогов, условий для творчества и профессиональной самореализации;

- диагностику доминирующих мотивов педагогической и методической деятельности;

- определение возможных причин сопротивления и его последствий, продумывание способов мотивации педагогов на инновации

Большое значение в этом направлении деятельности методической службы приобретают традиции, как например, празднование Дня Рождения проекта. Такой неформальный праздник позволил объединить педагогов и учащихся, создать условия для общения во внеучебной обстановке

Перспективы развития методической службы сопровождения проекта “Архитектура Знания”

1. Ориентация управленческих и педагогических кадров на принятие новых смыслов деятельности в современных условиях, изменение стиля традиционного педагогического мышления (переход в позицию тьютора);

2. Внедрение сетевой организации методической работы за счет целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных ресурсов субъектов пространства;

3. Создание единого информационного методического пространства проекта;

4. Распространение инновационного педагогического опыта

5. Использование виртуальных форм работы с педагогами: дистанционное консультирование, виртуальные семинары, тематические чаты, дистанционные курсы

Стратегическая задача – развитие мобильности всех субъектов реализации проекта

· у педагогов гимназии - способности к усиленной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, самообразовании, самосовершенствовании;

· у руководителей тематических проектов – готовности к освоению педагогических инноваций, разработке и реализации собственных продуктивных идей, ведению опытно-экспериментальной деятельности, построению стратегий своего развития;

· у родителей учащихся – гибкости, восприимчивости к новизне, готовности к творческому сотрудничеству

Ожидаемые новые результаты

1.Переход на сетевую организацию методической работы, повышающую:

· удовлетворенность профессиональных потребностей педагогов в решении актуальных вопросов развития;

· продуктивный характер методической работы.

2.Создание единого информационно-методического пространства


Список использованной литературы:

1.Вильцина М.А.,Кочешкова Л.Е., Проект “Архитектура Знания”. Пространство города:рабочая тетрадь для 5 класса.Интегрированные задания.Изд.2-е.дополн. и исправл. СПб: ООО “Свое издательство”, 2014 - 56с.,илл.

2..Вильцина М.А., Иванов А.Ю., Кочешкова Л.Е., Проект “Архитектура Знания”.Гармония и соразмерность.Мир Античности.:рабочая тетрадь для 6 класса.Интегрированные задания.Изд.2-е.дополн. и исправл. СПб: ООО “Свое издательство”, 2014 - 62с.,илл.

3. Кочешкова Л.Е. “Архитектура Знания”:проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира петербургского школьника // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские четния-2013):в 2 ч.Ч.1.:Книжное дело.Культурология.Лингвистика: сб.науч.тр. - СПб:СПГУДТ, 2014. - 254-258

4.Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144 с


Поделиться: