Поиск по сайту

Развитие творческих способностей у учеников начальной школы


Авторcтво: Баранова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №110 Выборгского района Санкт-Петербурга


В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школ, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовность посильно участвовать в их решении. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь творческий потенциал.

Задатки творческих способностей присущи каждому ребенку. Важно их раскрыть и развить, чтобы выпускник не только овладел материалом школьных программ, но и сумел творчески применить его в различных жизненных ситуациях, нашел решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

А как добиться того, чтобы ученик смог раскрыть свой творческий потенциал? Какие тропинки и пути надо выбрать, чтобы не засохли ростки творчества у ребенка? Несомненно, у каждого учителя свой ключик. Я бы хотела поделиться некоторыми наработками из опыта своей работы.

Развитию творческих способностей способствует применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности - его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие поисков работы, разнообразие уроков.

На уроках русского языка полезным для развития творческих способностей является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа. Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.

Например, предлагается стандартное задание: вставить буквы в текст упражнения, но это же задание можно сделать моделью интересного творческого процесса.

Предлагаю учащимся:

-Мы с вами составляем упражнение для учеников, которые будут учиться после вас. Замените буквы точками, чтобы ребята вспомнили изученные орфограммы.

Другое эвристическое задание направлено на формирование обобщенного лингвистического умения: «Докажи, что слово «чудесный» является именем прилагательным».

Эвристические задачи я предлагаю и для домашней работы: на корректирование и редактирование текста, содержащего опечатки, выписать слова, которые они написали бы по-другому, и объяснить, почему.

Выдаю ребятам непроверенные тетради одноклассников, чтобы они могли попробовать себя в роли учителя.

Развивает творческие способности составление учащимися опорных сигналов. Особенно уместны они при изучении трудных тем.

Часто ученики допускают ошибки не из-за невнимательности, а потому что когда-то не поняли тему. Поэтому работа над ошибками носит индивидуальный характер. Предлагаю выбрать либо аргументированную позицию: (почему была сделана ошибка?), либо творческую (ошибка ли это?). Диалог при этом ведется как проблемно-поисковый. Проблемно-поисковая беседа приводит к самостоятельному исправлению ошибок, помогает создать на уроке творческие ситуации, привносит элемент игры.

Игровая деятельность является одним из основных направлений в развитии творческих способностей детей. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных и творческих способностей. Интересны для ребят игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм, минутки-разминки под общим названием «Говорите по-русски правильно». Вот лишь некоторые из них: «Составь текст и озвучь его». Предлагаю учащимся набор слов, которые представляют какие-то трудности в произношении (километр, шинель, помощник, свитер, средство, начал). Задача учащихся: за две, три минуты составить связный текст, используя данные слова, прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Можно назначить экспертов, которые внимательно слушают отвечающего и рецензируют ответ. Оценку получают сразу двое учащихся.

Учащиеся живо включаются в лингвистические игры, проявляя интерес, активность, творчество. Например, в начале изучения темы «Второстепенные члены предложения» я приношу предмет и не показываю его детям, а предлагаю им задать столько вопросов, чтобы стало ясно, что я принесла. Дети спрашивают, из чего этот предмет, для чего он нужен, какие у него свойства, и т.п. Вопросы я записываю на доске (это все второстепенные члены предложения). Далее ребята обобщают все, что узнали о предмете, читают свои предложения. Главным становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, конечно же, есть в любом языковом явлении.

Особое место среди различных видов работ по развитию творческих способностей

занимает творческий диктант. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, потому что они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Такие сочинения всегда вызывают у учащихся затруднения, если не проводить предварительную работу.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложениями не только активизируется пассивный словарь ученика, но и обогащается его устная речь, так как он вводит новые слова.
На уроках я использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д.

В изложения ввожу творческие задания: озаглавить текст, описать внешность героя, описать поведение героя, сформулировать свое мнение о поступке героя и т.п.

Особое место в развитии творческих способностей я отвожу сочинениям. Я планирую творческие работы в соответствии с программой по развитию речи и изучаемым грамматическим материалом и в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи.

Задание на дом ученики выбирают для себя сами; подбирают тексты, разрабатывают самостоятельно таблицы для обобщающих уроков, делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы (например, «Секреты грамматики», «Глаголы-исключения»), ищут лингвистические задачи, кроссворды, шарады, создают иллюстрации к урокам грамматики, выпускают лингвистический листок «Это интересно».

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского язык дает большие возможности для дальнейшей педагогической деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе. Если учитель будет методически грамотно развивать творческие способности учащихся, то познавательная активность творчество учащихся будут эффективно повышаться.

Работая в этом направлении, я заметила, что повысился интерес к знаниям у учащихся - это способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению учебного материала, формированию умений и навыков.

Наиболее подходящий формой по развитию творческих способностей на уроках математики является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой формы является, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Такие занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Должно быть, частое переключение с одного вида деятельности на другой. Система упражнений должны решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Очень важно начинать занятия, уроки с разминки, проводить «Мозговой штурм» устный счет, где основной задачей является создание у ребят определенного положительного фона, подготавливающего ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Выполнение упражнения для мозговой деятельности является важной частью урока, занятия по развитию творческих способностей. Используемые упражнения должны углублять знания ребят. Весь урок должен проходить в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся и учителя, царить атмосфер сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.). Мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами, используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания.

На уроках побуждаю, организую и веду мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы. Учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации. В монологах создаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся информацией и творческое поле урока, учу заботиться об этике взаимоотношений.

Важную роль в развитии творческих способностей играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее характер. Это составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решение задач шуток, что дает возможность включения учащихся в посильную творческую деятельность. Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру.

Индивидуальный подход важен для каждого ребенка для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа.

На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету. Применяю часто игровую форму, викторины. Продуктивным считаю метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различных преобразований приводящих к упрощению и усложнению, создания проблемной ситуации, ориентирующих учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания для устного счета, волшебные квадраты.

Занятия математикой способствуют формированию у детей элементарных основ научного мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.

Наиболее активно учащиеся начальных классов включаются в исследовательскую деятельность по выявлению математических закономерностей, связей объектов в процессе работы над задачей. У младших школьников наблюдается также большая тяга к техническому творчеству, моделированию. Потому что они чувствуют себя творцами. И в математике следует давать детям исследовать самостоятельно доступный материал. Это задачи на движение, на вычисление периметра и площади, математические квадраты, сравнение выражений.

Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т. е. создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.


Поделиться: