Поиск по сайту

Анализ работы современной школы на основе опыта отечественного образования


Авторcтво: Полякова Ирина Филипповна, заместитель директора Санкт-Петербургской НОУ «Медицинская Гимназия» с православным воспитанием детей


Без преувеличения можно сказать, что школьное образование является основанием для любого государства в его будущем развитии и процветании, если оно качественное, либо в деградации и упадке, если нет.

Выдающиеся педагоги прошлого подчеркивали, что образование и воспитание детей должно составлять одно единое целое и быть наполнено нравственным содержанием. Учебно-воспитательный процесс должен быть консервативен, ибо тогда он будет успешен, поскольку вмещает в себя опыт предыдущих поколений. Отечественная школа всегда использовала лучший педагогический опыт предыдущих поколений, о чем свидетельствуют выдающиеся результаты ее работы.

Обратимся к недавнему опыту советской школы.

Школа этого периода достигла значительных результатов в учебно-воспитательном процессе. В частности, по содержанию образования школа подтверждала свой статус общеобразовательной. Изучались только основы наук, все прикладные направления были вынесены за рамки средней школы в сферу профессионального образования различных уровней. Естественнонаучное направление и гуманитарное признавались равноценными. В крупных городах и в отдаленных поселках дети занимались по одинаковым программам и учебникам, что позволяло обеспечивать равные стартовые возможности профессионального самоопределения. Такое образование формировало особый тип мышления, позволявший на основе целостных представлений о мире творчески решать различные задачи. На практике это проявилось, например, в том, что, имея самое малое количество компьютеров в мире, мы дали миру высокопрофессиональных программистов, можно также указать на изобретательское творчество нашего населения: по количеству и качеству зарегистрированных изобретений в различных областях науки и техники нашей стране не было равных. Как вы наверное знаете, после распада Советского Союза, все эти достижения были востребованы в мире и способствовали бурному техническому прогрессу многих стран. Но мы с вами не должны забывать высокой нравственной истины: «Рука дающего не оскудевает».

Хотелось также обратить ваше внимание на особый уклад жизни советской школы, он приближался к семейному укладу. Ученик, поступая в школу, обычно учился в одном классе до самого выпуска из нее. В классе складывались особые отношения. Присутствие учеников с различными способностями позволяло отстающим ориентироваться на более способных, а последние, оказывая помощь своим одноклассникам, помогали учителям. Индивидуальный дифференцированный подход в сочетании с активными методами обучения позволял в рамках класса обеспечить вариативность обучения. Многолетнее знакомство и сотрудничество с родителями помогало учителям опираться на семейные традиции, при этом родителям обеспечивалась возможность активного участия в школьном учебно-воспитательном процессе.

Однако гармоничного развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство", педагогика советского периода в полной мере достичь не смогла по причине отрицания существования духовного мира и признания примата материи над духом. Такой подход не позволял узнать истинную природу человека как образа и подобия Божия, глубоко поврежденного грехом, а значит, невозможно было разработать и научные психологические основы педагогического процесса.


В постсоветский период мы наблюдаем попытки реформирования отечественной школы. Минуя опыт традиционного православного воспитания школьников, реформы по своей сути сводилось к внедрению в образовательный процесс западного гуманистического мировоззрения доброты.

В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. Однако по своей сути гуманизм искусственной доброты является антихристианским направлением, замаскированным атеизмом. Вместо соблюдения евангельских нравственных принципов, гуманизм обожествляет человека с его материальными интересами и низменными страстями. Это неизбежно привело к разрушению традиционной системы нравственных ценностей. Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменялось сексуальным воспитанием. Система запретов, основа любого воспитания, была ликвидирована и заменена на права без обязанностей. Это привело к тому, что свобода школьников, основанная на непослушании своим родителям и учителям, стала правилом школьной жизни.

Изменились цели образования. Если раньше главной целью отечественной школы являлось обеспечение качественных и разносторонних знаний учащихся, то целью обучения и воспитания в настоящее время становятся «успешность, карьера, вхождение в общество западного типа», осуществляемой на основе так называемых толерантных гуманистических принципов доброты.


Изменилось также содержание образования. Вместо основ естественно научных дисциплин все больше часов выделяется на их прикладное направление, например, на информатику. В современной школьной программе практически не нашлось места для изучения астрономии. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык и русская литература. Одновременно увеличены часы на ОБЖ, МХК, технологии, элективные курсы.

Попробуем оценить полученные результаты после внедрения в образовательный процесс гуманистических принципов на примере США. Исследование, проведенное в школах одного из американских городов, показало резкий упадок нравов в среде учащихся (данные взяты из книги "Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий". М., 1999, с. 17-18). Целью исследования было сравнение "Семи основных проблем" в школах города Фуллертона в 1940 и 1988 годах.

Основные проблемы в школах города

Фуллертона в 1940 г.

Основные проблемы в школах города

Фуллертона в 1988 г.

1. Ученики разговаривают

1. Употребляют алкоголь

2. Жуют жвачку

2. Употребляют наркотики

3. Шумят

3. Беременности

4. Бегают по коридорам

4. Самоубийства

5. Одеваются не по правилам

5. Ограбления

6. Не соблюдают очередей

6. Изнасилования

7. Сорят в классах

7. Избиения


Аналогичный упадок нравов происходит сегодня и в наших школах.

Результаты работы современной отечественной школы, мягко говоря, скромные, прежде всего потому, что образование перестало быть качественным и еще потому, что нарушено единство учебного и воспитательного процесса.

Что характерно для современного выпускника с точки зрения преподавателя Вуза:

1. Средний уровень знаний выпускников очень низкий:

- слабые знания элементарной математики и предметов естественно-

научного цикла, неумение выполнять простые математические расчеты;

- незнание и непонимание процессов происходящих в природе.

2.Неумение писать конспекты лекций, выражать свои мысли,

анализировать информацию;

3.Отсутствие культуры мышления и культуры общения;

4.Отсутствие нравственных ориентиров.

Для того, чтобы глубже понять сложившую ситуацию в отечественной школе, необходимо также проанализировать роль директора и проблемы учителя в современном образовательном процессе.

Роль директора.

Современный директор получил в свое распоряжение банковский расчетный счет школы, на который из бюджетных источников перечисляются средства пропорционально количеству учащихся (подушевое финансирование). Основные должностные обязанности директора – выплата заработной платы сотрудникам и обеспечение условий образовательного процесса в школе. Современный директор – прежде всего менеджер: учебно-воспитательный процесс выпадает из его приоритетов. В экономической сфере деятельности директора появляются цели и задачи, отличные от интересов учебно-воспитательного процесса. Например, экономически выгодно опытного педагога, достигшего вершины педагогического мастерства, отправить на пенсию, а на освободившееся место пригласить молодого, неопытного педагога с низкой квалификационной категорией. Также экономически выгодно увеличивать наполняемость классов и уменьшать штат педагогов. Что и происходит в современных школах. В сложившейся ситуации молодые педагоги практически лишены помощи наставников, отсутствие которых отрицательно влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Директор часто и не виноват в том, что ему приходится принимать сомнительные решения, его обязанности находятся в плоскости экономических задач, которая не совпадает и не может совпадать с плоскостью задач обучения и воспитания наших детей.

Проблемы учителя

1. У современного учителя нет механизмов для создания на уроке полноценной рабочей обстановки, необходимой для качественного усвоения учебного материала. Если, например, найдется ученик, который не хочет работать на уроке, гуманистический подход помогает объяснить это не только личным выбором ученика, но и обязывает учителя уважительно относиться к этому выбору.

2. По тем же причинам учитель не может контролировать дисциплину, употребление учащимися табачных изделий и алкоголя.

3. Квалификационная категория.

Учитель обоснованно стремиться к получению более высокой квалификационной категории, которая определяет размер его зарплаты. Для этого учитель должен представить компетентной комиссии портфолио (итальянское слово, означающее папку с документами), где собирает документы о своих достижениях.

Приведем рекомендации по составлению портфолио, размещенных на учительском сайте:

«Структура портфолио учителя»:

1. Общие сведения об учителе

ФИО.

Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным. Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!

Год рождения.

Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио. Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно! Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы - мужчина ))

Образование.

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Трудовой и педагогический стаж работы.

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации.

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов.

Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио.

2 . Результаты педагогической деятельности

В этом разделе должны быть собраны:
материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
сведения о наличии медалистов;
сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях;
организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований;
разработка авторских программ;
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел должен содержать документы:
список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
программы работы кружков и факультативов
другие документы.

5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
аудио- и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию учителя.

Как видно, документы включают 5 разделов и 50 подразделов, каждый из которых рекомендуется подтверждать документами, видеоматериалами, научными статьями и диссертационными работами, кроме того, анализировать и оформлять представленные материалы в бумажном и электронном виде с размещением на сайте учителя. Когда оцениваешь объем предлагаемой работы, закрадываются сомнения: «Не перепутали ли авторы адрес, может быть на конверте следовало бы указать: «Российская Академия наук». По признанию самих учителей работа с портфолио отвлекает от самого главного - повседневной работы учителя с ребенком. На работу с портфолио учитель тратит многие годы своего драгоценного времени, свою энергию, свои знания, а зачастую и здоровье. Эта работа изматывает учителя, более того она неэффективна и наносит вред учебному процессу. Вот пример из жизни. Для сбора материалов для портфолио учителя математики и иностранного языка решили провести показательный интегрированный урок. На уроке должны были присутствовать представители отдела образования, учителя из разных школ, предполагалось подготовить видеоматериал для отчета. Началась кропотливая работа: был написан сценарий театрального действа, шились костюмы, репетиции продолжались целый месяц. Класс «был доволен: от лишних уроков и домашних заданий всех освободили». Также одним из достижений работы учителя в портфолио может быть научная публикация в журнале. Учителя признаются, что для этого устраиваются конференции с последующей публикацией никому ненужных докладов. Еще более отвратителен путь, предлагаемый по рыночному принципу «спрос диктует предложение», когда учитель соглашается на платную услугу по оформлению своей научной работы некими специалистами. Деятельность современного учителя можно охарактеризовать математическим вектором, который, как известно, характеризуется величиной и направлением. Величина вектора соответствует труду учителя, но направлен он в противоположную сторону от ребенка.

В заключении хотелось бы обратить внимание на возможные шаги, которые могут изменить ситуацию в школе в лучшую сторону, перечислим лишь некоторые из них:

1. Необходимо изменить критерии оценки работы учителя, прежде всего – освободить его от портфолио;

2. Создать комфортную обстановку для педагогов в условиях школы; 3.Перейти к традиционным для отечественной школы методам воспитания учащихся. Для тех педагогов, которые еще сомневаются в этом, приводим слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского:

Глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта – это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель – всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость – это и есть настоящая доброта».

В.А.Сухомлинский. О воспитании. М.1985, с.25.


Поделиться: