Поиск по сайту

Духовно-нравственное воспитание в школе и предмет ОРКСЭ


Авторcтво: Пагаев Александр, священник, ответственный по вопросам религиозного образования и катехизации в Выборгском районе Санкт-Петербурга


Какое место в школьной системе образования и воспитания должно занимать духовно-нравственное воспитание? Точно такое же, как еда, одежда, как здание школы. Когда с этими вещами все в порядке, мы их не замечаем, ведь так и должно быть! Но стоит исчезнуть зданию школы – и негде будет учиться, убрать из школьной жизни еду – здоровье школьников окажется под угрозой... То же верно и в отношении нравственности: она как соль предохраняет от разложения человеческое сообщество, как свет, который позволяет не спотыкаться на жизненном пути. Место духовно-нравственного воспитания, поэтому, должно быть незаметным, но при этом содержаться во всех проявлениях школьной жизни. Нужно напоминать детям о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Они и так это знают (ведь совесть есть у каждого!), нужно только напомнить. А напоминать нужно постоянно и незаметно, во-первых – собственным примером; потом – и другими примерами из литературы, истории (роль именно этих предметов невозможно переоценить), даже из естественных наук; примерами из общественной жизни. Однако ничто не сравнится с личным примером. По этой причине можно сказать, что все зависит от учителя. Не могу не привести здесь цитату великого А.С. Макаренко: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди» (Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983-1986. - Т. 2. - С. 150). А моральная проповедь, как известно, успешна только тогда, когда подтверждается личным примером. Нравственное воспитание никогда не удастся упростить до уровня технологии. Оно совершается от сердца к сердцу.

Повышение нравственного уровня учителей – первостепенная задача в нашем вопросе. И это в первую очередь касается тех учителей, которые говорят о нравственности. Сейчас это учителя ОРКСЭ, литературы и истории. Конечно же, это касается всего педагогического коллектива, но в вышеназванных предметах без этого просто не обойтись. Необходимо думать не только о профессионализме учителя, не только о его материальной обеспеченности, но и о его нравственности. Это очень сложная задача, но ее необходимо решать. Проводить семинары для преподавателей, межпредметные уроки и семинары для учащихся. Как священник Православной Церкви, я не могу не сказать о том огромном нравственном потенциале, которым обладает православное вероучение, и о том опыте религиозно-нравственного воспитания, который накоплен в нашей стране. Мы готовы в полной мере раскрыть этот потенциал, в первую очередь для преподавателей. Сейчас созданы курсы для учителей ОРКСЭ (модуль ОПК), проводятся семинары, лекции и беседы, посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания. Хочется обратить внимание руководителей образовательных учреждений на то, что подобные мероприятия можно провести с преподавателями любой школы.

В связи с этим вопросом нельзя также не вспомнить имя замечательного русского педагога С.А. Рачинского, который был идеологом и теоретиком национальной и церковно-приходской школы. Его труды, переосмысленные в соответствии с сегодняшней ситуацией, немало могут поспособствовать решению поставленной задачи в современной школе.

Нельзя не упомянуть и о том, что любое истинно нравственное воспитание дает человеку внутреннюю свободу, дает возможность следовать сознательно выбранным идеалам и принципам. Это вполне актуально в современной жизни, когда с развитием технологий увеличилось и число зависимостей, которые представляют большую опасность для детей и молодежи. Компьютерные игры, интернет, социальные сети сами по себе не являются злом, но вполне могут стать им, превратившись в зависимости, поработив тем самым нашу свободу. Необходимо прививать детям те истинные нравственные ценности, благодаря которым они смогут сохранить свою свободу среди соблазнов современного мира.

Одним из средств воспитания нравственности призван стать предмет ОРКСЭ. Курс ОРКСЭ предполагает, как известно, культурологический подход, однако цель этого курса – повысить не столько культурный уровень, сколько нравственный и духовный потенциал нашего народа, вернуть общеобразовательной школе ее воспитательную функцию. Если мы обратимся к ФГОС второго поколения, то увидим, что одним из его базовых документов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это показывает, что вопросы духовности и нравственности признаются чрезвычайно важными для нашей страны. На страницах «Концепции…» мы встречаем определение современного нравственного идеала: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М.: «Просвещение», 2009, С. 11).

Так вот, одним из способов приближения к этому идеалу является изучение комплексного курса ОРКСЭ. Здесь хотелось бы пояснить: основы культур(ы) – это понятно, это большинством людей признается чем-то хорошим и правильным, но почему религиозных? Ведь это порождает немалые трудности в преподавании такого курса, трудности, которых и без того немало.

Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Этот вопрос тождественен вопросу отношения к религии в нашем обществе. Многие боятся самого слова «религия», напоминая о том, что в нашей стране законодательно зафиксирована свобода вероисповедания, и религия – личное дело каждого человека. Однако если мы обратимся к понятию нравственности, моральности и т.д., то мы, возможно, с удивлением, заметим, что эти понятия неразрывно связаны с религией. Мы нигде не можем найти истоки нравственности, кроме как в ней. Ни естественный отбор, ни что-либо другое не может стать основанием нравственного закона совести, который каждый без исключения человек ощущает в себе. Существование нравственного закона – это то «доказательство» существования Бога, которое предложил Эммануил Кант (именно о нем упоминает Воланд у Булгакова в «Мастере и Маргарите»). Упоминает этот аргумент и известный английский филолог и богослов К.С. Льюис («Просто христианство». /Добро и зло как ключ к пониманию вселенной. /Закон человеческой природы. Электрон. ресурс.: http://predanie.ru/lib/book/read/67930/). Даже Л.Н. Толстой, при всей нецерковности его взглядов, признает, что «нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только есть последствие религии, т.е. того отношения, в котором человек признает себя к миру, но она включена уже, impliquee, в религии … Истина эта особенно очевидна на тех попытках философов нехристианских вывести учение о высшей нравственности из их философии. Философы эти видят, что нравственность христианская необходима, что без нее нельзя жить; мало того, они видят, что она есть, и им хочется как-нибудь связать ее со своею нехристианскою философией и даже представить дело в таком виде, как будто нравственность христианская вытекает из их языческой или общественной философии. И они пытаются сделать это, но именно попытки эти очевиднее всего другого показывают не только независимость, но и полное противоречие христианской нравственности с философиею личного блага или освобождения от личных страданий и с философией общественною». (Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание. Государственное Издательство Художественной Литературы, М.: 1956. Т. 39. С. 3-26)

Одним словом, всякий, кто внимательно изучал факт существования нравственности в человеческом обществе, убеждались в том, что она связана с религией. Общность же нравственных убеждений различных народов мира, подчас отделенных друг от друга и культурно, и территориально, и исторически, заставляла ученых предполагать существование некоей общей пра-религии.

Каким бы ни был в итоге наш взгляд на нравственный закон, религию из этого вопроса исключить невозможно. По этой причине, когда мы задумываемся о повышении нравственного и морального уровня того или иного человеческого сообщества, мы просто вынуждены говорить об этом, основываясь на религии. При этом недостаточно только получать какие-либо знания о религии. Необходимо не только уметь применять эти знания на практике, но и иметь мотив для этого. У верующего человека есть такой мотив. Его вера и любовь к Богу дают ему достаточные основания быть нравственным. Для человека неверующего решить этот вопрос гораздо сложнее. Люди не готовы следовать тем или иным авторитетам просто в силу традиции или культуры или воспитания. Наш народ издревле находил мотив для нравственной жизни в Православии. Одно время тоталитарная идеология пыталась взять на себя эту роль, но она не продержалась и 100 лет, и привела к кризису, в том числе, к кризису нравственности. Для многих стало понятным, что «надежной» может быть только такая нравственность, которая основывается на религии. И поэтому сейчас мы снова возвращаемся к традиционному для нашей страны Православию.


Поделиться: